Наталья Советная -Прикосновение

Наталья Советная

                /Опубликовано в журнале "Нёман" № 2 -2015, стр. 207/

ПРИКОСНОВЕНИЕ

Интерес к временам далёким, прошлым у Алеся Мартиновича бесспорен. Очередная его повесть «Ангел и без крыльев – ангел» (Минск, «Мастацкая літаратура”, 2014) вновь зовёт читателя в 18 век второго тысячелетия. Герои произведения – известные исторические личности: представители родов Радзивиллов, Гогенцоллернов, Огинских, императоров российских Романовых…
Казалось бы, автору не обойтись без политики, отношений, оценок. Однако цель его повести в другом: “Всем, кому любовь не принесла счастья, как и тем, кому она в радость – посвящаю”, – так предваряет писатель книгу, которая – о любви.  Хотя политические события происходят на страницах произведения, и они не только фон для чистых возвышенных чувств. Именно историческая действительность является главным вершителем человеческих судеб. Любовь и – вечная разлука в угоду неприкасаемым условностям… 
Алесь Мартинович довольно подробно описывает родословные корни юных влюблённых Элизы Радзивилл и Вильгельма Гогенцоллерна, отмечая: “ И это хорошо, что в центре внимания потомков, как правило, находятся те, чьи заслуги неоспоримы. Правильно и то, что не забыты и их антиподы, показавшие себя далеко не с лучшей стороны. Всё же надо знать, кто был кем”. И далее автор затрагивает один из неразрешимых вопросов общества: как в одном человеке сочетаются, уживаются добро и зло, тьма и свет? Ставя вопрос, писатель, удивляясь,  констатирует факты. “Если кому не повезло, так это Мартину Радзивиллу, который за редким исключением, просто замалчивается. И это при том, что, если уж быть объективным, то в его биографии сочетание тёмных и светлых полос, по сути, такое же, как и у Геронима Флориана Радзивилла, люто подавившего Кричевское восстание под руководством Василя Ващилы, и , вообще, человека очень жестокого. Вместе с тем, Героним Флориан являлся меценатом, основал театры в Слуцке и Бялой, собрал картинную галерею, большую библиотеку. Поди разберись, что в нём перевешивало”.
У доктора филологических наук, литературоведа Бориса Андревича Леонова в книге “Колоски и зёрна: из блокнота критика” читаю: “ Время и личность. Человек и обстоятельства. Вечные, но не статичные понятия. Может, потому и вечные, что не статичные. Динамика же их , диалектика трудноуловима. Объективное и субъективное в них переплетено неповторимо и порой непредсказуемо”. Вот и Алесь  Мартинович пытается ответить, отталкиваясь всё от тех же – времени и обстоятельств: “Пожалуй, правильнее всего сказать, что он был сыном своего противоречивого и жестокого времени”.
Может быть, может быть… Однако можно и поразмышлять, и не согласиться. Во всякое время зло не переставало быть злом, боль и страдания не приуменьшались от века, в который их претерпевало человечество.Неизменным оставалось одно: “И вновь заповедую вам: любите друг друга” (Евангелие от Иоанна, гл.15:17).
Любовь во всех ее проявлениях: от милосердия, доброты, жертвенности до смиренного служения и всесильной верности, – вот то, что определяет человеческую сущность, как Божественную данность. Иное – нескончаемая  борьба за вечную душу…
Если сделать хотя бы поверхностный анализ состояния человеческой сущности в нынешнее время, то невольно придёшь в уныние. Набрав в поисковике интернета: «добро и зло», – можно попасть на страницу философствующих современников. Я  ужаснулась: некий «мыслитель» без всяких сомнений выдал на гора «шедевры» собственного мировоззрения. В жизни он выбрал тьму, потому что считает ее вечной. Выбрал ад, надеясь встретить там друзей. Выбирал дьявола, потому что считает, что именно тот даёт ему земные блаженства – 7 смертных грехов: секс, лень, обжорство, гордыню, гнев, зависть, алчность… За каждым из этих грехов, – утверждает он, – кроется удовольствие.
 Несчастный с лёгкостью выбрал Зло, признавая его существование, но при этом не задумываясь, что тем самым он признаёт и существование Добра, следовательно, Света, Рая, Бога… Ужас кроется в его выборе!
 Посмотрим же вокруг и вдруг увидим, что люди делятся, по словам старца Паисия Святогорца, на пчёл и мух. Пчёлка, куда бы ни занесла её судьба, даже на самую мерзкую свалку, будет искать и обязательно отыщет там благоухающий цветок, чтобы собрать с него мёд и сказать: «Весь мир –
прекрасные цветы!» Муха же, залетевшая в цветочный сад, будет выискивать кучку навоза, чтобы потом завопить: «Весь мир – помойка! И этот сад – тоже помойка!»
И еще одно любопытное наблюдение. Пчела, наделённая жалом, не стремится им воспользоваться без нужды, но если это случилось, то за боль, причинённую другим, будет расплачиваться собственной жизнью. Божественно мудро. Потому что смирение и терпение, умение простить обижающих и ненавидящих есть благо, любовь и спасение для человеческой души. А причинение боли, злоба, клевета, равная убийству, есть вечная смерть. Муха, обозлённая осенним холодом, предчувствием зимы, т.е. лишённая привычных навозных удовольствий, норовит назойливо и больно укусить любого на своём пути, не догадываясь даже, что, по сути, она уже мертва…
Алеся Мартиновича можно смело назвать трудолюбивой, щедрой, доброй пчелой. В своих произведениях он обращается именно к теме любви. В повести “Ангел и без крыльев – ангел” – к любви в таком ее проявлении, о котором уже позабыли в современном мире, где каждый новый год под всеобщее одобрение посвящается не человеку, не Богу,  а животному: то крысе, то козлу, то змее… Где дети рождаются до брака, а сам благословенный брак становится чем-то вроде “анахронизма”- апендикса, который будто бы в организме –лишний?
Чистое, светлое, уже позабытое и писателями, и читателями платоническое чувство огромной силы оживает на страницах книги, загорается волшебной звёздочкой, осеняет ангельским прикосновением.
Это не только любовь главных героев произведения княжны Элизы и принца Вильгельма, сына прусского короля Фридриха Вильгельма III. Но и тихое чувство известного поэта Василия Андреевича Жуковского к великой княгине Александре Фёдоровне, и поздняя страсть рейхсканцлера Отто фон Бисмарка к графине Екатерине Орловой-Трубецкой, и счастливая любовь будущего императора России Николая I и прусской принцессы Шарлоты. При православном крещении перед бракосочетанием она была наречена Александрой Фёдоровной. Николай Павлович, впервые увидев Шарлоту в Берлине, куда заехал вместе с братом Михаилом, направляясь на войну с французами, возжелал никогда с принцессою не расставаться, «принадлежать ей всю жизнь… Шарлота была потрясена не менее, чем он сам. Такого красивого мужчины ей до этого не приходилось видеть… Они сразу полюбили друг друга». 25 июня 1817года, в двадцать первый день рождения великого князя, состоялось обручение….
 В Санкт-Петербурге молодым отвели Аничков дворец на Фонтанке, о котором  Николай Павлович признавался любимой супруге: «Если кто-нибудь спросит, в каком уголке мира скрывается истинное счастье, сделай одолжение, пошли его в Аничковский рай».

У Вильгельма и Элизы, к сожалению, не случилось такого же счастливого венца их любви. Они были вместе с детства,  с “такого возраста, когда, конечно же, ни о каких особых чувствах говорить не приходится. Просто росли девочка и мальчик, который буквально на глазах превращался в юношу. От своих ровесников они отличались разве тем, что принадлежали к элите аристократического общества, а поэтому их воспитанию уделялось очень много внимания”. Действительно, этим детям были доступны занятия искусством с известными мастерами. Элиза танцевала, увлекалась живописью.“…Музыкой, искусством жила с детства. Да и отец ее был знаком не только с Михаилом Клеофасом Огинским, а и с другими композиторами. Людвиг Ван Бетховен посвятил ему свою увертюру “Шотландские песни”. Посвящения князю Радзивиллу есть также у Фредерика Шопена, Феликса Мендельсона. Да и подруга Гете, известная пианистка Мария Шимановская в будущем, кстати, ставшая тещей Адама Мицкевича, адресовала Антонию Генрику “Серенаду для пианино и виолончели”.
Вильгельму родители тоже подыскали превосходных учителей и воспитателей.Он быстро освоил верховую езду, рано приобщился к военному делу. Взрослые одобрительно относились к детской дружбе, даже не предполагая, какие страдания выпадут на долю их взрослеющих детей.
Надо заметить, что в повести “ Ангел и без крыльев – ангел” автор ушел от привычной схемы трагических любовных сюжжетов, когда недоброжелатели устраивают козни влюблённым, пытаются их разлучить. Читая книгу, не без удивления обнаруживаешь, что и родственники, и друзья, и, конечно, родители искренно переживают за молодых, даже пытаются им помочь. Однако безжалостные обстоятельства и законы, придуманные людьми, – вот что противостоит трогательной любви!
Хотя Вильгельм не прямой наследный принц, но  в силу разных причин он мог им стать. Следовательно, его женой должна быть лишь та, которая не помешает ему вступить на королевский престол. По приказу Фридриха Вильгельма III была тщательно изучена  родословная Радзивиллов с целью обнаружить хоть малую связь с королевским домом, но они никогда не принадлежали ему. Тогда появилась фантастическая идея об удочерении Элизы российским императором Александром I. Однако совершить поступок, который отрицательно повлиял бы на его императорский авторитет, он не смог. Не сделал этого и принц Август Прусский. Трагедия разлуки неумолимо обрушилась на влюблённых…
«В то, что стало реальностью, Вильгельму, тем не менее, никак не хотелось верить. Это было выше его сил…» Всю долгую жизнь, не смотря на то, что пришлось жениться, даже заиметь детей, будущий король Пруссии продолжал любить единственную свою Элизу, никогда не расставаясь с ее портретом.
 Несчастная девушка пережила известие бурно-эмоционально, потом «глаза ее стали какими-то стеклянными, а взор потухшим, неосмысленным, ко всему безразличным. Создавалось впечатление, что княжна ничего не видит вокруг, а наполнена только тем, что уже усвоила, и что успело стать частью ее самой. И от этого уже никуда не деться, от него не отмахнуться. Ему надо находиться в тебе всегда, постоянно и с этого момента дальше придётся жить только с ним…» Элиза, сохранив верность любимому, умерла от чахотки в 31 год…
«Счастье не только в любви»,  – возражал сыну король Пруссии. Однако автор повести напоминает читателю другие слова – писательницы Жорж Санд: «В жизни есть только одно счастье – любить и быть любимым». И это очень близко к тому, о чём говорят современные психологи: 90% человеческого счастья – в семье. Семья же создаётся любовью.
При знакомстве с книгой Алеся Мартиновича «Ангел и без крыльев – ангел» меня, как  читателя, не покидало ощущение волшебства. Не смотря на историческую основу произведения, есть в нём что-то сказочно-детское: ожидание чуда, потому что свет, чистота, добро обязательно должны победить. Любовь должна  остаться! И она осталась на века в памяти людей – чудесная, удивительная, настоящая, какой и должна быть.


Рецензии