Воробышек сценарий- очень короткий метр

  Помню раньше в школе было принято приглашать на 1 сентября ветеранов, которые рассказывали о войне. Дед мой тогда был еще жив. Когда я спрашивала его, где он воевал с Великую Отечественную, он говорил, что не был на фронте, а работал на авиастроительном заводе, который из Днепропетровска эвакуировали в Самару.
У него даже были медали – две или три я точно не помню. Помню только, что он не очень любил вспоминать о войне.
Лето, в парке после дождя. Скамейка. На скамейке двое: старик и  я - девочка-школьница лет 8.
Я :- Раз не воевал, значит не подходишь. Нужны настоящие фронтовики с полной грудью медалей и нашивками о ранениях, ну … под Сталинградом или на Курской дуге.
Старик:-Нет так нет, главное не расстраивайся.-  Он пожал плечами толи с обидой толи с недоумением. - Мы тоже воевали, по-своему в тылу. Наши враги были голод, холод, усталость до изнеможения.
Я достала из пакета булку  и стала кормить  стайку воробьев,  скачущих за хлебными крошками на асфальте.  Я заметила, что дед не то чтобы плачет, но взгляд у него вдруг стал какой-то влажный.
-В чем дело, - спросила я. Тебе плохо?
- Нет, нет все нормально. Так  вдруг вспомнилось.
Он начал рассказ.
В 1941 ближе к зиме, когда наш завод уже эвакуировали в Самару, были жуткие морозы.  Но самое страшное, что хлеба было совсем мало, я даже не помню точно сколько, но им едва можно было утолить голод.
Маленькая дочка- твоя мама-  все время хотела есть.  Получив свою краюху, она моментально ее проглатывала.
Помню как-то пришел со смены, мы тогда работали над ИЛ-2. По радио как раз передавали сводку с фронта. Устал, принес пайку, разрезал ее на троих и протянул твоей маме. Пока я ходил вешать пальто в коридор, вернулся, ее кусочка и след простыл.
От досады, от собственной беспомощности   или накатившей усталости, я буркнул, что-то типа, что  она слишком быстро ест, но тут же осекся, так она посмотрела на меня своими серыми непонимающими  глазами. Я  обнял ее, взял свой кусок и сказал:
- Давай поиграем.
- Во что?
- В воробышка.
-Это как?
- Представь, что ты –воробушек. помнишь как до войны воробьи клевали пшено или зернышки?  Так и ты, ешь по крошке, по маленькому кусочку
- Да, помню, а зачем воробьи клевали по крошке? Ведь это было до войны, когда было много хлеба.
-Ну не знаю, наверно так вкуснее.
Девочка стала есть второй кусок медленно, буквально по крошке откусывая и долго пережевывая.
- Так хорошо? – спросила она.
- Хорошо, - сказал я и погладил ее по голове.
После этого, каждый раз, получая свой кусок,  она представляла себя воробышком и тянула черный с отрубями хлеб как величайшее лакомство.
-Так? - спрашивала она. -Папа, смотри, я похож на воробышка?
- Похожа, похожа, -говорил я и как-то хмурился, начинал кашлять и выходил из комнаты.
- Как здорово ты придумал: так действительно вкусней и есть совсем не хочется, почти.

Вот так было на войне.


Рецензии