Архетипы индивидуации в сказке Баума про страну Оз
Действие происходит в 1900 году. Сирота Дороти живёт в Канзасе с дядей Генри, тётей Эм и пёсиком Тото. Однажды ураган поднимает домик, вместе с находящимися там Дороти и Тото, и переносит его в Страну Жевунов (букв. Манчкинов, англ. Land of the Munchkins), в стране Оз (англ. Land of Oz). Падая, домик убивает правительницу манчкинов, Злую Ведьму Востока. Вместе с освобождёнными от её тирании манчкинами, Дороти встречает Добрая Волшебница Севера. Дороти хочет вернуться домой. Добрая Волшебница Севера дарит ей серебряные башмачки, бывшие на убитой ведьме, и советует идти по мощёной жёлтым кирпичом дороге в Изумрудный Город, которым правит великий волшебник Оз. По дороге девочка освобождает Страшилу (англ. Scarecrow), висящего на столбе, и смазывает маслом из маслёнки Жестяного Дровосека (англ. Tin Woodman), потерявшего подвижность из-за ржавчины. Оба они, а также встреченный ею Трусливый Лев (англ. Cowardly Lion), присоединяются к Дороти. У каждого своя просьба к Озу: Страшиле нужны мозги, Жестяному Дровосеку — сердце, Трусливому Льву — храбрость. Волшебник обещает выполнить все просьбы, при условии, что они убьют Злую Ведьму Запада, поработившую Страну Винки (Мигунов) (англ. Winkies Country). Против Дороти и её друзей Злая Ведьма Запада последовательно посылает сорок волков, сорок ворон, чёрных пчёл и солдат-винки. Волков убивает Дровосек, ворон — Страшила, а пчёлы гибнут, пытаясь ужалить Дровосека, в то время как соломой из Страшилы укрыты остальные путешественники. Робкие винки обращаются в бегство при первом же рыке Льва. Ведьма не может убить Дороти, но хитростью отнимает один из башмачков. Рассерженная Дороти обливает обидчицу водой, отчего ведьма тает. Забрав свой башмачок и Золотую Шляпу, девочка освобождает Льва (который так и не позволил себя запрячь), а благодарные винки чинят Жестяного Дровосека и набивают одежду Страшилы свежей соломой. Вместо ведьмы Винки выбирают своим королём Дровосека. Волшебник долго отказывается принять путешественников, но они добиваются аудиенции. Страшила получает мозги из отрубей, иголок и булавок (игра слов: bran — отруби, pins — булавки, brains — мозги), Лев — шипучий напиток, делающий его смелым, а Жестяной Дровосек — сердце из шёлка, набитого опилками. Девочка обращается за помощью к Доброй Волшебнице Юга Глинде. Друзья побеждают Боевые Деревья (англ. Fighting Trees), осторожно пробираются через Фарфоровую Страну (англ. China Country), населённую хрупкими фарфоровыми фигурками, и попадают в лес, где Лев убивает огромного паука, терроризирующего его обитателей. Благодарные животные избирают Льва Королём Леса. Глинда тепло приветствует путешественников и сообщает Дороти, что она могла вернуться в Канзас в любой момент. Достаточно трижды постучать пяткой о пятку и назвать место, и Серебряные Башмачки перенесут свою хозяйку куда угодно, даже вне Волшебной страны. Дороти возвращается к дяде и тёте, по пути потеряв башмачки.
2. Путешествие Дороти домой – путь индивидуации.
Архетипы появляются в определенной последовательности: персона-тень-анима/анимус-самость. Эти фигуры представляют развитие внутреннего бсс любого человека. Согласно юнгианской теории, тень- то, что каждый человек боится и презирает и не может принять в себе, эта тень - Железный Дровосек, у которого заржавело сердце. Анимус выражает психологически маскулинное в женщине – храбрость.
Волшебник угадал, как представиться каждому сказочному герою: Дороти — говорящей головой, которая символизирует эго. Страшиле — красивой женщиной, мечтой-персоной. Дровосеку — чудовищем без сердца, Льву — шаром из огня, которого боятся все звери.
Мечты спутников Дороти – это её мечты. В конце сказки они исполняются: Страшила получает мозги из отрубей, иголок и булавок (игра слов: bran — отруби, pins — булавки, brains — мозги), без которых настоящей персоне не состояться. Жестяной Дровосек — сердце из шёлка, набитого опилками, так легко вспыхивающими от огня любви. Лев пьет шипучий напиток и делается храбрецом. Интересна финальная точка, в которой Лев убивает в лесу огромного паука, терроризирующего его обитателей. Это символическое отделение от лесного мира Великой Матери совершает мужественный анимус.
3.Герой принимает бой.
Но все мечты героев сказки исполнятся при условии, что они убьют Злую Ведьму Запада, поработившую Страну Винки (Мигунов) (англ. Winkies Country). Бой героя с настоящим Злом - это следующий этап индивидуации. Против Дороти и её друзей Злая Ведьма Запада последовательно посылает сорок волков, сорок ворон, чёрных пчёл и солдат-винки. Волков убивает Дровосек, ворон — Страшила, а пчёлы гибнут, пытаясь ужалить Дровосека, в то время как соломой из Страшилы укрыты остальные путешественники. Так всегда «действует» персона, прикрываясь маской. С воинами «расправляется» Лев: он мужественно рычит, и робкие винки обращаются в бегство.
4.Символизм волшебных Серебряных Башмачков Дороти.
Чтобы определить его, можно сопоставить функции этого сказочного атрибута- сказочной обуви. Хрустальные туфельки не только помогают найти потерявшуюся невесту, они оставались у Золушки как последняя надежда, когда она совсем было потеряла принца. Танцующие красные башмачки тоже сыграли свою зловещую роль: именно они завели в Ад свою владелицу. Толкователи сказок отводят женским туфелькам эротическую роль: «Отец Золушки, подкаблучник, нашедший свою туфлю-супругу. Отец-король, представляющий дряхлеющую патриархальность, больше нуждается в удобных тапочках, нежели в изящных туфельках. Сын-принц, animus Золушки, образ куртуазного мужчины, ищет свой романтический объект». Туфельки словно управляют не только судьбой героини, изящно заключая в себе ножку девушки, но её феминностью. Но Дороти еще рано надевать их в реальной жизни, и она, возвращаясь к дяде и тёте, теряет волшебные башмачки.
Свидетельство о публикации №215022500315