Дневники Владимира Вернадского

Владимир Иванович Вернадский – подвижник науки.

Вернадский открывает новые горизонты в познании мира.
 
Вернадский – генератор прогрессивных идей.

Вернадский мыслит широко: как учёный, как философ и как мифотворец.

Вернадский – гений научных предвидений.

Вернадский – талантливый конструктор глобальных научно-философских концепций. Он стоит рядом с выдающимися систематизаторами знания Александром Богдановым, Норбертом Винером.

Идеи Вернадского, словно интеллектуальные стрелы, пронзают земную атмосферу и летят в Космос.

Вернадский создаёт учение о земле и биосфере.

Вернадский разрабатывает теорию «живого вещества», пересекаясь с теорией целостности живого организма биолога Ханса Дриша. Оба учёных отдают дань научно-философскому витализму.

Вернадский, подобно биологу Джулиану Хаксли, соединяет теорию эволюции с философским постижением мира. Он выступает сторонником гуманизма.

Вернадскому близки по духу такие учёные, как Эдуард Зюсс, Сергей Подолинский, Эдуард Леруа, Тейяр де Шарден. Каждый из них пишет об энергии жизни.

Мозг Вернадского интенсивно работает вокруг нескольких понятий: собственного «живого вещества», «биосферы» Эдуарда Зюсса и «ноосферы» Тейяра де Шардена, образовавших фундамент его научно-философского мировоззрения.

Теорию «ноосферы» Вернадский создаёт с подачи французского учёного, философа, члена ордена иезуитов Тейяра де Шардена. В конце 20-х годов они встречаются в Париже, беседуют о проблемах науки.

По мысли Вернадского человек – часть природы, а природа – часть человека. Тейяр де Шарден расширяет эту концепцию: природа и человек – часть Бога, а Бог – часть природы и человека.

Учение Льва Гумилёва об историческом развитии является скорее биологическим, нежели социально-экономическим. Оно пересекается с эволюционной теорией Дарвина-Вернадского и отвергает историческую диалектику Маркса и Ленина. Тем не менее, нужно соединить биологическую и социально-экономическую теории в одну многосоставную философию бытия, как это делает Тейяр де Шарден.

Сына Вернадского, Георгия Владимировича Вернадского можно считать предшественником Льва Гумилёва. Это видно из сопоставления хотя бы таких понятий, как «повышенная энергия», Вернадского младшего и «пассионарность» Льва Гумилёва.

Освальд Шпенглер исследует «биографии культур», чем также занимаются Георгий Вернадский и Лев Гумилёв – создатели русской версии всеобщей истории!

Павел Флоренский предлагает Владимиру Вернадскому включить в биосферу духовную составную, т.е. Бога. Такая система взглядов на мир была бы полнее и целостнее.

Владимир Вернадский, Константин Циолковский, Александр Чижевский – гении научного предвидения. Однако им приходится жить в эпоху революционного ослепления вождей и народа.

По мнению Вернадского и писателя Михаила Пришвина жизнь – это всеединство живой и неживой материи: природы, человека, общества, культуры, цивилизации, земли, Вселенной.

Живопись Константинаса Чюрлёниса в основе своей пантеистична. Она меняет местами зрителя и природу, изображённую на полотне. Традиционно человек воспринимает природу в живописи с позиций своего богатого внутреннего мира. Теперь же на картинах Чюрлёниса природа – одухотворённа, человечна, личностна, с явным лирическим подтекстом. Ранее человек был центром мира, теперь мироздание само смотрит на него живыми человечьими глазами. Вселенная прислушивается к человеку, проникает в сокровенные уголки его души. Чюрлёнис одушевляет и природу, и мироздание, и космос, и вечность… Живопись Чюрлёниса надо понимать в системе взглядов мыслителей раннего русского космизма Циолковского и Вернадского.
 
Работа духа созидательна в любую эпоху, при любом строе. Это ещё раз подтверждают труды Вернадского.

Вернадский убеждён, что жизнь, подобно Вселенной, не имеет ни начала, ни конца. Однако современные физики говорят, что Вселенная возникла в результате первоначального взрыва. Кто из них прав?

Вернадский называет несколько причин, предохранивших его от «умственной старости». Среди них – «великая любовь к жизни», «внимание ко всем её проявлениям», «участие в деле жизни». К этому надо добавить и «самоконтроль» учёного, который на протяжении всей жизни ведёт дневник, куда записывает думы и помыслы. По сути дела, Вернадский даёт формулу долгожительства.

Активная интеллектуальная работа совершенствует человека двояко: делает его физически и духовно красивым. Яркий пример – академик Владимир Вернадский. С возрастом он изменяется к лучшему и внешне, и внутренне, умирает в 81 год. Этот и сотни подобных случаев указывают на то, что в ближайшие века человечество претерпит коренные изменения и усовершенствуется так, чтобы обрести качества, необходимые для плодотворной работы в околоземном пространстве и Космосе.


Рецензии
Не могу с Вами согласиться.

Теория Вернадского, теория Гумилева и маркстстско-ленинское видение Мира не противоречат друг другу, это разные разрезы одного и того же процесса.

То, что сейчас говорят и пишут о коммунизме, марксизме и советском периоде Истории - это всего лишь глумление победителей над побежденными.

Сергей Столбун   05.12.2019 01:00     Заявить о нарушении
Сергей, благодарю за отклик. Во многом согласен с Вами.

Родионов Виталий Константинович   05.12.2019 16:29   Заявить о нарушении
Сергей ей ёж, Серёж, Гумилёв фамилия с "ё"-воин и поэт, услышавший эхо души.
Сейчас знания не заводят, упаковывают из-за "фа"-четвёртой ноты, ведущие к фабрике не заводу. Заводили и водили хоровод вокруг ёлочки зачем? Сам вопрос зачем говорит о букве "ё"-факт. З+Ч=А+Е=Ё и М как мысли седьмой буквы, нашего семени понимания. Алфавит русский был утверждён-упор на "ё"-век назад, а веки не открываем и про две точки забываем. До 1936 года новый год не отмечал с ёлкой в СССР. Ёлка как жертва растительного мира, в котором был рай-это сад, а ёлка-лес и сел=учение, зелёная она и получаются люди ещё тоже, если еще и ни ищут разница е и ё. Сердце ёкает-о внутреннем призыве кричит, совесть отзовись.
Побеждённые, Сергей, не побежденные. Две точи над "i" перенесены из-за вашего имени как Сергий Радонежский-где радость и нежность? Сергий стал Сергей, и - е, не понятно-К И Е В, а Москва получается всё квакает со своими знаниями.
Украина-пол истины у неё из-за "ё"-чёрт, а чертёж в России-этот ёж, Серый как серьёзно, а не серьезно. БУКВАЛЬНОСТЬ в затишье, ведь Иоанн тот же Иоганн Виталий Константинович, дело всё в АН как Божьей милости. Иоганн как нога-музыка у языка-движение понимания. Грозный стал розой, цвет не свет.

Даша Новая   16.12.2019 10:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.