Глава 14. Приключения Иакова в Харране

Глава 14. Приключения Иакова в Харране.

Добравшись до места кочевья Лавана, Иаков еще в поле встретил его пастухов.
Повстречал он и дочь Лавана, Рахиль, и она ему очень понравилась.
Родственники приняли его хорошо, месяц пролетел во взаимных рассказах о житье-бытье обоих кланов.
Иаков помогал Лавану чем мог, стараясь ему понравиться.
Лаван же, себе на уме, предложил Иакову работать за плату.
У Лавана была еще одна дочь, старшая, Лия. Лия была немного подслеповата, а Рахиль имела изящную фигурку и смазливую мордашку.
Иаков согласился семь лет батрачить за Рахиль.
Ударили по рукам.

Семь лет пролетели, как семь дней, и Иаков предъявил свои права на Рахиль.
Лаван не спорил, созвал весь честной народ на пир, и вся степь загудела.
 Вечером, когда стемнело и все были пьяны, в шатер, где ждал свою жену Иаков, Лаван привел... Лию.
Утром, проспавшись, Иаков обнаружил подмену и взял тестя за грудки.
- Ты что же это, старый хрыч, сделал? Я за кого тебе семь лет ишачил? За Рахиль! А ты, мошенник, кого мне подсунул?
- Подожди, подожди, зятек! Давай поговорим спокойно, без мордобоя, мы же теперь родственники вдвойне!
В наших краях так не принято, чтобы младшая выходила замуж раньше старшей. Да и кто позарится на старую деву, да еще слепую!
Давай, спи эту неделю с Лией, а потом дадим тебе и Рахиль. За нее ты мне еще семь лет отработаешь.
Иаков открыл, было, рот, но за спиной Лавана уже маячили несколько его дюжих пастухов, легонько поигрывая своими увесистыми пастушьими батогами.
Иаков закрыл рот, и согласился.

Через неделю Лаван привел в шатер Иакова Рахиль.
Рахиль оказалась более приятной женщиной не только внешне, и Иаков полюбил ее еще сильнее.
Однако, то ли проценты отката, то ли камень, в котором Иаков пообещал поселить Гору, показались тому недостойной платой за обещанные услуги?
Только Гора, в отместку ему, отверз утробу нелюбимой Лии настежь, а утробу любимой Рахили запечатал наглухо.
Лия, одного за другим, родила четырех сыновей: Рувима, Симеона, Левия и Иуду, а Рахиль, как ни старалась, так и оставалась бесплодной. 
(Быт.29)

Отчаявшись, Рахиль однажды даже наехала на Иакова, но тот осадил ее, сказав, что он не бог и детей не дает.
Тогда Рахиль применила безотказное средство: дала Иакову свою служанку, Валлу, чтобы та родила вместо нее.
Как мы с вами можем отметить, «суррогатное материнство», правда, несколько своеобразное, изобретено не в наши дни.

Средство оказалось действительно безотказное!
Иаков и Валла с нескрываемым удовольствием взялись за дело и осчастливили Рахиль дважды: Даном и Неффалимом.
Теперь перестала рожать Лия, и Рахиль торжествовала.
Но недолго.
Лия применила то же самое безотказное средство при помощи Зелфы, своей служанки, и та родила Иакову еще двух сыновей: Гада и Асира.
Перевес в этой эстафете твердо установился не в пользу любимой Рахили.
Какой же Гора, все-таки, противный малый!
А мы еще пытались его реабилитировать… 
Но, быть может, еще не все потеряно?

Рувим, первенец Иакова и Лии, как-то на поле нашел мандрагоровые яблоки и принес матери.
Ох, уж эти яблоки, вечный символ раздора!
Рахили страстно захотелось этих яблок, и она попробовала выпросить их у Лии.
Как бы - не так!
- Что, тебе мало завладеть мужем моим? Так ты еще и яблоки сына моего домогаешься! – орала Лия на все стойбище.
Но Рахили почему-то загорелось непременно завладеть этими злосчастными яблоками!
- Ладно, так и быть, пусть Иаков ляжет спать с тобой сегодня, за эти яблоки!

Для тех, кто не знает, что это за яблоки, сообщаем, что это не совсем такие яблоки, какие растут на яблонях.
Вернее, совсем не такие яблоки, и даже вовсе не яблоки.
Это трава, из семейства пасленовых.
Как собственно паслен или как картошка.
И ее крупные желтые или оранжевые ягоды содержат наркотики.
Скорее всего, Рахиль была наркоманкой, потому-то у нее были проблемы и с беременностью.
И, видимо, у нее была ломка, а наркоманы за дозу готовы отдать все.
Вот она и отдала мужа своей закадычной сопернице!
Лия обрадовалась, но, не доверяя Рахили, вышла караулить возвращения Иакова за околицу.
- Я купила тебя сегодня за мандрагоры сына моего! – радостно сообщила она Иакову, и тот понуро поплелся за ней в ее шатер.

Так, благодаря мандрагорам, появился у Лии пятый сын, Иссахар.
Но на этом родильный марафон Лии не закончился.
Через короткое время она умудрилась принести еще одного сына, Завулона, а затем еще и дочку, Дину.
После этого, наконец-то, бог отверз и утробу Рахили: она родила Иосифа!
Запомним это имя!
К этому времени закончились и очередные семь лет работы в оплату за Рахиль. (Быт.30)

Прежде, чем продолжить, давайте отдадим должное плодовитости Лии, за семь лет супружеской жизни семь раз родившей семерых детей.
Обстоятельство – доселе неслыханное!
Сравните с прежними долгожителями, редко рождавшими такое количество даже за сотни лет жизни!
А если учесть вынужденный простой, когда рожала служанка Рахили, а она – нет…
И еще потом, когда вместо нее рожала ее собственная служанка…
Это, почитай, из семи лет надо года четыре вычесть!
Или, как минимум, три с половиной…

Тут уж, любому и каждому поневоле закрадется мысль, что без вмешательства свыше дело не обошлось!
Ай, да Гора! Воистину, пути его неисповедимы, а деяния – не подвластны разуму!
Заодно – слава и хвала нашему первоисточнику, самой «правдивейшей» из всех книг, «кладезю вселенской истины», «откровению божьему»!

Иаков пошел к Лавану.
- Ну, что, тестюшка, спасибо за хлеб-соль, пора мне и честь знать. Отработал я у тебя сполна, от звонка до звонка, за обеих дочерей твоих, пора мне и домой собираться.
Отдай мне кесарево, а себе оставь слесарево.
Проще говоря, забираю я своих жен и детей и пойду я к своим пенатам. И они по мне соскучились, да и я по ним тоже.

Лаван опять начал хитрить.
- Ну, что ты, свет мой Яшенька, да что же я буду делать-то без тебя? Да я ж, без тебя, родимого, как без рук!
- Это - твои проблемы, Лаван. Я на тебя работал все это время, целых четырнадцать лет, за кусок лепешки и за возможность спать с твоими дочерьми.
И знаешь сам, что неплохо работал. Вон, сколько скота стало у тебя, а сколько было?
А я был гол, как сокол, таким и остался!
Когда же я на себя работать буду? Мне семью кормить надо, вон, сколько ртов - и одна нищета!
- Так, что же дать тебе, чем вознаградить тебя? Скажи, я все исполню!

Но Иаков тоже был себе на уме.
- Да… Ничего не надо!
Вот, если согласишься на мои условия, какие я тебе скажу, я еще поработаю на тебя.
А условия такие.
Сейчас пройдем с тобой по стаду и отделим весь скот с пятнами и крапинками – это будет моя награда.
И какой скот в будущем будет рождаться с пятнами и крапинками – это будет моя прибыль.
А тебе – все остальное!

Лаван был не новичок в скотоводстве, прикинул – выходило, что Иаков пролетит, как синяя птица счастья мимо России.
И сразу согласился.
Лаван был не новичок, но оказался простачок!
Иаков, за четырнадцать лет работы простым пастухом, разработал такой метод селекции, который посрамил не только профессионала Лавана.
Он посрамил всех профессоров и академиков от ветеринарии и научного скотоводства всех времен и всех народов, от времени оно до нынешних, и от нынешних - до скончания вообще всех времен!
Удивительным и непостижимым остается только тот факт, что этот метод, с тех самых времен и по сию пору, не применялся и не применяется в мире больше нигде и никем!
И никто о нем не знает, хотя он обнародован во вполне официальных источниках, издаваемых самыми большими в мире тиражами!
Причем, выдаваемые за истину в самой, что ни на есть, последней инстанции!
И возносимые много выше, чем самые фундаментальные научные труды самых выдающихся из самых великих умов науки!

На всякий случай приведем его и мы: вдруг его прочитают те, кто не читает те самые тиражи, может, и мировой науке это хоть как-то поможет?
Тем более, что он на редкость прост, и не требует ни денег, ни оборудования.
Иаков взял прутьев от разных деревьев - для точности передачи информации укажем конкретно: тополевых, миндальных и яворовых.
Еще одна, вероятно, немаловажная деталь: прутья должны быть свежими!
Насколько свежими, источник не указывает, но тем, кто заинтересуется, мы советуем поэкспериментировать и брать прутья одно-, двух-, трех- и т.д. -дневные.
Можно даже с разбивкой на часы, для полноты эффекта и чистоты эксперимента.
А также, чтобы занять кандидатов наук, лаборантов и прочих старших, младших и средних научных сотрудников.

Далее Иаков срезал с прутьев кору полосами, до белизны, которая бывает под корой.
Повдоль или поперек, об этом источник тоже умалчивает.
Поэтому - внимание: возможно здесь и кроется то самое «ноу-хау»!
Ну, ничего, тут тоже можно поэкспериментировать пошире и поглубже (см. чуть выше).
Затем Иаков клал эти полосатые и в крапинку прутья в водопойные корыта.
И когда скот приходил на водопой и зачинал, глядя на эти прутья, у него рождалось потомство - пятнистое или в крапинку!!! (Быт.30)

Все гениальное - просто!
Читать надо классику, особенно ту, что написана под диктовку самого Горы, господа-товарищи профессора, академики и прочие генетики!
Стыд вам и несмываемый  позор!
Сидите в своих институтах, штаны протираете, годами, десятилетиями, всякие колбочки да пробирочки с какими-то дрозофилами перебираете!
Понапридумывали всякие, там, ДНК, РНК!  Хромосомы какие-то в разные мелкоскопы разглядываете: у какой на бирке икс нарисован, у какой - игрек?
Только мух разводите, да деньги налогоплательщиков в канализацию сливаете!
Вот, простой пастух, безо всяких иксов и игреков, у костра вечерок посидел, прутики построгал – и за шесть лет все хозяйское стадо стало пестрым и в крапинку!
И, стало быть, стало его!
А профессионал Лаван остался без штанов!
Эх, если бы его бараны могли так же плодиться, как ваши дрозофилы, он бы вообще за неделю управился!

Да и нам, к нашему стыду, озарение пришло только сейчас: вот, почему, дети иногда рождаются конопатые!
Хорошо еще, что не полосатые или «в камуфляж»!
Особенно жаль девушек, которые потом всю жизнь комплексуют по этому поводу.
Будущие папы и мамы!
Будьте, пожалуйста, поосмотрительнее в самый ответственный момент!
И вообще, эта книга - божье откровение – воистину бездонный кладезь непреложных истин!

Вам, господа ученый и неученый народ, в ваши непутевые головы святые отцы вдалбливают эти истины теми миллиардными тиражами уже тысячи лет.
Знаете, сколько лесов уже извели для них на бумагу?
А до того, как изобрели бумагу, знаете, сколько телят рассталось с жизнью, чтобы наделать для них пергамент?
Гораздо больше, чем американцы перебили бизонов, чтобы уморить с голоду индейцев!
Считайте сами: только на один экземпляр уходило до 145 телячьих шкур!

А вы, их - не читаете!
А если читаете, даже с пиететом очень большим, так со вниманием очень небольшим!
Просто безбожно невнимательно!
Мы, например, сами сейчас и безумно счастливы, и невероятно горды тем, что открыли вам глаза хотя бы на одну из этих истин!
И еще нам в голову пришло вот, что: ведь Иаков действовал, как наши нынешние олигархи!
Вернее, наши олигархи действовали, как Иаков!

Ведь, Иаков не умножал собственность Лавана, чтобы  с умноженного получить свою долю.
Для этого надо работать и работать плотно, не покладая рук, а это долго и хлопотно.
Иаков просто разработал схему по переводу имущества из одного статуса – статуса принадлежности стада Лавану, в другой статус – статус принадлежности этого стада лично ему.
Только и всего!
И шибко напрягаться для этого было ничуть не нужно!
Всего-то построгать прутики и подложить в нужный момент в нужное место.
И - все!
И Лаван остался без штанов!

Точно так и наши олигархи.
Кто из них напрягался в поте лица своего, чтобы умножить народное достояние?
И чтобы потом, с произведения от этого умножения, заиметь какой-то процент?
Никто!
Они просто настрогали соответствующие бумажки и подложили их в нужный момент нужным людям на подпись!
И заимели не процент, а само это народное достояние, все целиком, переведя его из статуса государственного, народного, в статус их личной собственности!
А народ остался без штанов!
Ничего удивительного, практически все наши олигархи – потомки того самого Иакова!

Когда Лаван спохватился, было уже поздно.
Иаков, никому не доложившись, за три дня раньше сделал ноги себе, всей семье и всему своему имению, двигаемому и двигающемуся.
Ну, конечно, как и положено в любых боевиках, были и погони и разборки. Не было только перестрелки, еще не изобрели.
Но нам это малоинтересно, равно, как и читателю.
Тем более, что с Лаваном Иаков быстро разобрался и все окончилось вынужденным для Лавана миром.
А куда было ему деваться?

Как, все-таки, наша российская эпопея с прихватизацией похожа на библейскую!
Буквально списана с нее, буква в букву…
Народ наш, тоже, побрыкался, пошумел… 
И стрелять - тоже не стрелял, оружие ему иметь не позволяют…
Хотя в него самого, нет-нет, да постреливают…
Так себе, где-то на рельсах немного посидел, где-то касками по мостовой маленько постучал…
И успокоился.

Каждый получил то, на чем сидел.
Нет,нет! Рельсы никто из сидевших на них не получил!
Директора получили заводы, уборщицы – свои рваные половые тряпки.
Рельсы, не разрезая, тоже поделил между собой кто-то…
Остальным не досталось ничего.

Но зато всем разрешили «приватизировать» жилье!
За которое они и так уже раз десять отработали, хотя далеко не все смогли успеть получить это заработанное …
И остались вообще «на бобах».
А кто успел, теперь за их же «собственное» жилье с них уже по три шкуры дерут, и чем дальше, тем больше!
Вот опять, очередной раз поднять тарифы обещают…
Придется молодым строить шалаши где-нибудь в лесу. Да и старикам тоже!
Потому что в городах за землю даже под шалашом платить закачаешься.
А куда будет народу деваться?

Так что, читать надо классику в оригинале, господин народ, а не слушать ее в пересказе всякого рода проходимцев в любых униформах или в цивильных пиджаках, с депутатскими значками!
Они, конечно, не все проходимцы, но мы здесь имеем в виду именно тех, кого не надо слушать.
А кого именно – это вы смотрите сами, вам виднее, и мы вам не указ!

Итак, с Лаваном-то Иаков разобрался, но впереди его ждала еще более крупная заноза: обманутый и злой на него Исав!
Как-то облапошенный им братец встретит его?

Однако, еще до встречи с братом, произошла с Иаковом другая, довольно странная история.
Как мы с вами уже убедились, Иаков был отпетым мошенником, достойным внуком деда своего, Авраама.
И в этом богоугодном деле пошел даже еще дальше.
Авраам мошенничал с чужими, а Иаков обманул отца, обобрал родного брата и облапошил собственного тестя.

Теперь, опасаясь справедливой кары Исава, он делил и прятал награбленное у тестя имущество среди холмов и, по неуказанным в первоисточнике причинам, вдруг оказался среди ночи один.
И, якобы, кто-то напал на него и боролся с ним всю ночь, до наступления зари.
И не мог побороть его, только вывихнул Иакову бедренный сустав.
А когда стала разгораться заря, этот кто-то сдался и попросил отпустить его.
- Не отпущу! - сказал Иаков. Он уже догадался, с кем боролся! – Не отпущу, пока не благословишь меня!
Но этот кто-то, оказывается и сам не знал, с кем схватился.
- А ты, вообще, кто? Как имя твое?
- Иаков!
- Ах, Иаков, оказывается! Тьфу, черт, знал бы, ни за что бы не связался! За версту бы обошел!
Ну, Иаков, теперь ты будешь не Иаков, а будешь Израиль. Если уж мне не поддался, то всех других будешь кидать одной левой!
- А тебя самого-то, как звать, скажи, как твое имя?
- Ага, щас, разбежался! Может, тебе еще и ксиву показать? Ну, все, я пошел.
Семья есть? Привет семье, будь здоров и не чихай за бесплатно!

Вы, конечно, тоже поняли, кто это был?
Ещё не поняли?
Приведем этот эпизод дословно, как он описан в первоисточнике.
«И остался Иаков один.
И боролся Некто с ним до появления зари, и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним.
 И сказал: отпусти Меня, ибо взошла заря.
Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
И сказал: как имя твое?
Он сказал: Иаков.
И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое.
 И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем?
И благословил его там» (Быт.32)

Подсказываем: если с заглавной буквы, так, кто же это?
Ну, конечно же, один из мордоворотов Горы!

А вы на кого подумали?
Да, ну, бросьте вы! Чтобы Гора - один, да ночью?
Не смешите!
И чтобы «всезнающий» не знал, с кем схватился?
И чтобы «всемогущий» за целую ночь не мог справиться с одним человеком?
Хотя, черт его знает, что наши сказочники имели в виду!

Но есть еще другая версия.
Мы думаем, что и с этой благоглупостью, тоже, все гораздо проще и прозаичнее.
Мошенник Иаков просто выдумал эту историю, чтобы запугать Исава, предстоящей встречи с которым он смертельно боялся, и подбодрить самого себя!
С какой стати этот трус, бросив все свое имущество и весь свой табор, вдруг остался ночью один, посреди степи?
Что он там делал?
Да - ничего не делал!
Отойди ночью от костра метров на двадцать, за кустики, и тебя никто не видит и не слышит, а ты – здесь, и все видишь, и все слышишь.
А утром, чуть свет, появись, пока все спят, прихрамывая для убедительности, и рассказывай любую небылицу. 
Свидетелей нет, и уличить - некому!

Но с тех самых пор Иаков официально считается «богоборцем», а его потомкам, в память об этой мифической драке, теперь запрещено есть жилы с бедренных суставов.
 
Чтобы задобрить Исава, Иаков послал навстречу ему богатые дары, но поджилки этого «богоборца» дрожали, не переставая.
Наконец, показался Исав, а с ним 400 человек бойцов из его клана.
Иаков выстроил все свое семейство позади себя и, непрестанно кланяясь до земли, обреченно, на ватных ногах, поплелся  навстречу своей судьбе. (Быт 33)
Но Исав, каким мы помним его два-три десятка лет назад – рубаха-парень, широкая натура, весельчак и непоседа – таким и остался.
Он давно простил своего коварного брата, давно и думать забыл о своих словах, сорвавшихся сгоряча после мерзкого поступка Иакова.
Исав был далеко не беден, был предводителем сильного клана, и всего этого он достиг сам, без мошенства и без покровительства Горы.
И в сердце его не было никакого зла.

Завидя брата, он бросился к нему навстречу, обнял и со слезами на глазах расцеловал Иакова, как и бывает это среди родных людей после долгой разлуки.
- А это что за воинство у тебя? – спросил Исав, показывая на женщин и детей, толпившихся рядом.
- Дети мои, которых даровал бог рабу твоему! – залебезил Иаков. – Подойдите все, поздоровайтесь с нашим господином, кланяйтесь нашему господину!

Все по очереди подошли, все здоровались и все кланялись.
- А что это за стада у тебя, что мне навстречу попались? – спросил Исав.
- Так, это дары мои тебе, чтобы приобресть благоволение раба твоего в очах твоих, господина моего! – продолжал ничтоже сумняшеться Иаков.
- Да ты, что, Яшка? Брось такие речи!
Мы, что, не братья, что ли? И не надо мне ничего от тебя, у меня у самого полным-полно, девать некуда!
Пусть твое останется у тебя, ни одного хвоста не возьму!
- Нет, нет! Раз уж я приобрел благоволение в очах твоих, так прими дар мой, не обижай раба твоего!
Я такой свет увидел на лице твоем, будто лице божие узрел, и ты был так благосклонен ко мне!
Прими же скромный дар мой, бог дал мне, и я хочу поделиться с тобой, за благоволение твое! – продолжал лить елей Иаков, а сам думал:
- Ну, прими же, прими, черт волосатый!
Лучше потерять часть и откупиться малым, чем всю жизнь дрожать, под страхом потерять все!

Наконец, Исав понял, что спорить с Иаковом бесполезно, и согласился.
- Ну, хорошо! Ладно, беру я твой дар, но с условием: буду держать его отдельно, и если вдруг понадобится, всегда можешь забрать свою скотину обратно.
А теперь пойдем ко мне, в мой город.
Что мы, тут, в степи стоим! Там моя семья тебя ждет, пирогов настряпали, все глаза уже проглядели, наверное!
Давай, я впереди пойду, а ты за мной кочуй, со своим хозяйством.

«Еще этого не хватало! Нет уж, повидались - и будет, надо отделаться от него побыстрее. Не дай бог, остальное имущество и стада увидит!» - подумал Иаков и сказал:
- Господин мой! Ты же знаешь, дети маленькие у меня, идти не могут быстро, как твои джигиты.
И стадо дойное, если погнать его быстро, так передохнет все через день!
Мы никак не поспеем за вами.
Давай, уж, господин мой, ты иди вперед, не жди нас, а мы, потихоньку, за тобой следом.
Как стадо пойдет, так и мы пойдем, и придем в твой город Сеир.
- Вообще-то ты прав, идите потихоньку, а мы поедем вперед. Обрадуем домашних, приготовим пир на весь мир.
Несколько джигитов своих оставлю тебе, охранять тебя и дорогу показывать.
- Да - нет, нет! Зачем господин мой тревожится, тут недалеко, не заблудимся. А людей у меня своих хватит, отобьемся, в случае чего.
- Ну, ладно, воля твоя! Ждем вас, не завтра, так послезавтра, к обеду.

И Исав с джигитами ускакали, и в тот же день вернулись к себе в Сеир.
А Иаков, вздохнув с облегчением, развернул свои стада в другую сторону и отправился в землю Ханаанскую, в город Сихем.
Там он купил за сто монет у Еммора Евеянина, правителя города, поле около городских стен и поставил на нем свой табор. (Быт.33)


Продолжение следует…
Следующая, 15 глава называется "Сихемское побоище" - http://www.proza.ru/2015/02/27/1541

Начало - Гл. 1 и 2, Первые дни творения - http://www.proza.ru/2015/02/02/1772


Рецензии