Путь к спасению
Путь к спасению.
Ночью было холодно, звёзды еле пробивались через пелену толи тумана, толи дыма. Над Волгой временами разливалось зловещее зарево, и тогда звёзды пропадали совсем. Земля вздрагивала от очередного взрыва, слышался грохот, который заставлял ещё сильнее прижиматься спинами к полуразрушенной кирпичной стене дома двух ребятишек. Братья, Витя и Коля, ещё вчера были с мамой, которая, как могла, оберегала сыновей, и, если была хоть какая-нибудь еда, отдавала её детям. Она чувствовала, что слабеет с каждым часом, ей становилось всё хуже и хуже, она не могла уже идти и к вечеру даже подняться. Младший Коля тянул её за руку, плакал и всё приговаривал:
-Мама, вставай, мама, пойдём отсюда,- но она только приоткрыла глаза и прошептала:
-Нет, мой маленький, я устала, - и перевела глаза на старшенького.- Береги его, идите к Волге, там ваше спасение,- и, закрыв глаза, не сказала больше ни слова.
Ближе к утру мальчики заснули коротким тревожным сном, а когда рассвело, увидели, что мама лежала так же, как и вчера. Витя осторожно дотронулся до руки мамы и испуганно отдёрнул свою: рука была твёрдая и холодная; мальчик понял, что мама умерла. Он накрыл её платком, взял за руку Колю, и они медленно побрели дальше. Витя знал, что все, кто ещё мог идти, двигались к реке надежды. За весь день они прошли, а вернее, проползли всего несколько десятков метров. Витя надеялся, что ночью будет более безопасно продвигаться к цели, но сил уже не было, тем более, что весь день ничего не ели.
С наступлением темноты мальчики поднялись на ноги, но младший Коля тут же упал на землю: ноги подкосились и не держали худенькое тельце. Витя поднял восьмилетнего брата на спину и, шатаясь, побрёл дальше. Через несколько шагов он присел на кирпичи и понял: не донести. Что делать? И тогда он пригрозил брату, что бросит его, если тот не будет ему помогать. Двое маленьких ребятишек, свернувшись калачиком и грея друг друга спинами, лежали среди груды кирпичей, досок, разбитых ящиков, каких-то тряпок.
До Волги было ещё далеко, а ползти становилось всё труднее. Впереди зловеще вырисовывался разрушенный завод. Ещё совсем недавно Витя помнил, как отец рассказывал о том, как он работал на нём, с гордостью рассказывал о новых машинах, и вот теперь нет ни отца, ни завода.
О том, как они ещё целые сутки ползли среди бетона, стекла, кирпичей и железа, помнили смутно. И только когда раздирали руки, коленки в кровь, когда запутывались в ржавой проволоке, только тогда боль заставляла сжимать зубы, чтобы не закричать и не дать себя обнаружить. Витя крепче держал брата за руку, тянул его изо всех сил, тихо ругался, что тот не помогает ему ногами; он не знал ещё, что у Коли отказали ноги. И вдруг они провалились в какую-то яму. Лёжа на дне окопа, Витя подумал, что у него уже не будет сил выбраться отсюда, а что уж говорить о том, чтобы вытащить брата.
-Товарищ майор, тут дети,- услышал он сквозь затуманенное сознание.
-Какие дети! Сейчас наступление! – послышался громкий рассерженный голос.
Утром, когда Витя открыл глаза, увидел прямо перед собой потолок из брёвен. Он потихоньку приподнялся: рядом, уткнувшись во что-то наподобие подушки, спал Коля. Мальчик насторожился: говорили про них. Меньшого решили переправить на другой берег (он оказался покрепче), а Витю - оставить здесь: всё равно не дотянет и до середины Волги - умрёт.
-Витя то приходил в себя, то вновь терял сознание. Он бредил. Один солдат, рядовой Рябов, сжалился над мальцом: потеплее укрыл плащ-палаткой и, приподняв голову с грязным до неузнаваемости личиком, дал ему попить. Командир распорядился о переводе мальчика в походный госпиталь. Врач осмотрел необычного для того времени пациента и сказал, что ему нужна нормальная пища, чтобы поддержать здоровье. Одними сухарями его не поправишь, а шоколад был только у немцев, вот и приходилось трофейную сладость передавать из окопа в окоп для Вити.
Так появился сын полка, который прошёл с капитаном Сергеевым и его подчинёнными чуть ли не до Берлина, который с двенадцати лет отвоёвывал нам с вами свободу и вносил свой вклад в Великую Победу для Великой страны.
Посвящается детям войны.
Свидетельство о публикации №215022602161