Бытие и исход. отрывок из романа

 Из объятого страхом Баку поток беженцев направлялся в порт. Спасаясь от расправы, люди покидали захлебнувшуюся в крови столицу советского Азербайджана морем. В третий раз в 20-м веке картина в багровых тонах повторилась.
Набережная была запружена скопищем людей. У пирса, оцепленного солдатами, толпились беженцы. Армейские и милицейские машины, подъезжая, высаживали окровавленных, отбитых у изуверов, подобранных на улицах людей. Многие беженцы, рискуя жизнью, добрались сами. Измученные, одетые по-домашнему, с потерянными, опрокинутыми лицами, они ожидали эвакуации.
Оплакивая утраченную отчизну, прощались с комом в горле, в слезах, стараясь объять последним взглядом, навсегда запечатлев в памяти бывший свой родной город.
Рома выхватил взглядом из толпы Ариадну Аркадьевну. Она стояла, отрешённо наблюдая, как заполненная людьми баржа отчаливала от берега, добавляя ещё одно звено в скорбный караван судов у горизонта, направляющихся в Дербент.
«Как найти силы, чтобы расстаться со всем, что составляет мою жизнь?» Потеряв дом, работу, она покидала родину, понимая, что жизнь на этом окончена. К чему бежать, если то, что наполняло её жизнь смыслом, утрачено. Начинать сначала уже поздно. Так не лучше ли остаться тут, где всё дорого сердцу и родные могилы рядом. – Она оглянулась. Вокруг люди, которые нуждались в поддержке и утешении не меньше.
Тогда она, молитвенно сложив руки, заговорила своим проникновенным грудным голосом, обращаясь к душе каждого единородца:

Пошли Нам, Господи, терпенья
 В годину буйных, мрачных дней
 Сносить народное гоненье
 И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
 И крест тяжёлый и кровавый
 С твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волнения,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбления,
Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог Всесильный,
Благослови молитвой нас
 И дай покой душе смиренной
 В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы
 Вдохни в уста твоих рабов
 Нечеловеческие силы
 Молиться кротко за врагов.(29)

Послышались всхлипы и рыдания. Оля с Джулией опустились на колени и, утирая слёзы, стали осенять себя крестным знамением. Их примеру последовали женщины. И мужчины, пряча в ладонях лица, не могли удержаться от слёз.
Армяне покидали Баку – «самый интернациональный город СССР», спасаясь от бесчеловечной, необузданной, подлой силы, оценив положение, как неизбежную глобальную катастрофу, при которой единственно правильным будет отступление. Учитывая реалии нового времени, в такой ситуации главной задачей было сохранить народ, не позволив осуществить приговор, имеющий своей целью уничтожение армянской нации. Народ, поставленный перед угрозой истребления, мужественно принял решение национального значения – уйти, тем самым сохранив свой этнос.
Вынужденные покинуть исторически принадлежащую им землю, армянские беженцы уезжали из Баку(30)  буквально голыми, с пустыми руками, оставляя в нём свои очаги, могилы близких, культурное наследие. Единственная ценность, которую они смогли вывезти с собой – это записанная в генах и книгах мудрость народа.  Многострадальный народ разметает по разным континентам. Их примет Европа, Америка, Австралия. Да, они осиротели, утратив свою родину, город-рай. Но и Баку, утратив их, понёс невосполнимые потери.
За исходом армянского народа, удовлетворённо потирая руки, наблюдали со стороны теневые заморские кукловоды. «Не напрасно потрачены серебренники. Есть финансирование – есть результат! Эмиссары прекрасно справились с поставленной задачей. И где они смогли навербовать столько отребья, от садистских расправ которых кровь стынет. Но! Изуверская акция устрашения возымела своё действие, обещая в итоге колоссальные дивиденды. Как говорится «Finis sanctificat media! – Цель оправдывает средства ».(31)


КОММЕНТАРИИ

29. Стихотворение «Молитва» было найдено в Ипатьевском доме после расстрела царской семьи в евангелии, принадлежащем Великой Княжне Ольге Николаевне.
30. Будучи пёстрым по национальному составу, но преимущественно русскоязычным городом, Баку в 20 веке повторил историю Константинополя. Тактика вытеснения оправдала себя. В настоящее время мусульманское население Азербайджана составляет 99,9 %.
 31. Лат. «Finis sanctificat media» (финис санктификат мэдиа). Принято считать, что эти слова принадлежат известному итальянскому мыслителю, историку и государственному деятелю Никколо Макиавелли (1469—1527). На самом деле это изречение принадлежит иезуиту Эекобару и является девизом ордена иезуитов и соответственно основой их морали. (Великович Л. Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985).


Рецензии
Страшная история! Жуть...

Диана Дикая   18.10.2015 13:38     Заявить о нарушении