Реклама - двигатель прогресса?

Данная статья была напечатана 19 ноября 1999 года газетой "Известия".
_________________________________________________

РЕКЛАМА - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?

Лично я рекламу не люблю. Ту, что в основном идет у нас по телевизору. Ту, что сляпана быстро, дешево и безвкусно. Больше всего раздражает, что рекламодатели и производители паршивых товаров и отвратной рекламы нас заочно считают полными идиотами, готовыми купить все, что угодно после сотого или тысячного повторения. В результате, в отношении лично меня они достигли лишь одного, но прямо противоположного результата: как потребитель, я уже не покупаю ничего из увиденного в рекламных роликах. Именно, ни-че-го! Принципиально. Из чувства собственного достоинства, самосохранения личности и упрямства.

Конечно, есть отдельные рекламные фильмы, которые мне нравятся. Мой самый любимый клип регулярно идет в Западной Европе, пропагандируя известную марку английского чая. В старой доброй Англии, у камина, под зонтиком сидит пожилой эсквайр, а вокруг него через прохудившуюся крышу векового обветшалого родового замка капает нудный британский дождь. Крупные капли размеренно и гулко падают в совершенно бесчисленное количество тазиков, баночек, мисок, кастрюль и прочей посуды. Джентльмен пьет свой ритуально британский "five o'clock tea" - пятичасовой чай. В рыцарский зал входит старая служанка и под звук оглушительно стучащих капель дождя надменно спрашивает хозяина: "More water, Sir?" (Еще воды, сэр?). "No, thank you, Margaret" (Нет, спасибо, Маргарит) - невозмутимо отвечает лорд. Потом нам ненавязчиво разъясняют, что предлагаемая марка чая выпускается в специальных пакетиках, снабженных двумя бечевками, а не традиционной одной, что позволяет отжимать пакетик до самой последней капли.

Это - великолепный ролик, британский до мозга костей. Однако, даже подобная качественная видео-реклама приятна для глаза и только - как самостоятельное произведение киноискусства, как эстетический изыск - но отнюдь не гарантирует рекламодателю роста продаж.

Конечно, опостылевшая всем тетя Ася раздражает телезрителей тем, что без всякого намека на художественность, нагло и бесцеремонно разгуливает по квартирам своих соседей, тупо навязывая всем нам хлорсодержащее химическое средство, запрещенное во многих развитых странах (потому-то оно так и "эффективно", что со временем может разъесть не только вашу раковину, но и полость рта, гортань и легкие с пищеводом). Но главное: вся реклама появляется чрезмерно часто и в самых неподходящих для нее местах - в перерывах между хорошими художественными фильмами.

Меня давно интересует вопрос: а где у нас авторы кино-шедевров, их наследники и правопреемники? Где у нас фонд и государственное министерство культуры? Почему они спокойно взирают на то, как без согласия авторов или за мизерную плату их произведения подвергаются буквально поруганию? Конечно, давно почивший в бозе Шекспир уже не сможет воспрепятствовать противной тете Асе или глупо ржущей Кристине Орбакайте перебить великий монолог Гамлета, но ныне здравствующие сценаристы и режиссеры просто обязаны подавать судебные иски о защите их чести и достоинства, а также целостности своих замыслов от интеллектуальных насильников и вандалов.

Ведь просто коробит от бегущей строки, в которой какая-нибудь Стелла или Марго предлагает эротический массаж и прочий "досуг" на фоне гибнущей Анны Карениной и восстания на броненосце "Потемкине" великого Сергея Эйзенштейна. Что мало статей в нашем гражданском кодексе и даже в УК? Почему бы не попробовать не только стандартную ст.146 - "Нарушение авторских и смежных прав", но и ст.243 - "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры", ст.214 - "Вандализм"? Что нам скажут юристы?

Мне кажется, что разумный компромисс нашли французы. Они законодательно (да-да, именно законом) постановили, что вечерний художественный фильм на телевидении может быть остановлен только одним двух-трехминутным рекламным блоком! И это - правильно, как сказал бы Горбачев. А в дневном или ночном качественном эфире, который у нас называется "кино не для всех" или "золотая серия", на Западе вообще не предусматривается рекламы.

Но в ожидании более цивилизованного отношения телеканалов к кинопродукции зритель уже сам нашел доступное и эффективное средство от рекламы: дистанционный пульт управления телевизором, с помощью которого многие быстро и легко переключаются с канала на канал, когда начинается рекламный блок. Но проблема в том, что вы не знаете, прошла ли уже ненавистная рекламная пауза, чтобы вновь вернуться.

В рубрике "Полезные советы" или "Маленькие хитрости" предлагаю всем повнимательнее отнестись к кнопке "mute" (выключение звука) на пульте управления. Простейший опыт показывает, что отключение звукового ряда практически полностью снимает отрицательный эффект рекламы. Попробуйте сами, и вы увидите, что ваше счастье - в ваших руках! А, значит, реклама все же - двигатель прогресса!

Сергей ЖИРНОВ
(г. Москва)


Рецензии
Все знают заказчика убийства Бориса Немцова. Это заглавие Вашей публикации. И стоит дата - 2015 год. Уважаемый, Вы точно были разведчиком? Или в посольстве только карандаши затачивали? И к слову, мне очень лестно, что Вы внимательно вчитываетесь в мои скромные статьи и напропалую цитируете меня (хотя, куда мне до Вас! - настоящего полковника).

Евгений Попов-Рословец   10.01.2024 23:11     Заявить о нарушении