Цветок любви для Гогена

   Он всегда искал рай.
   Эжен Анри Поль Гоген был богат, женат и имел пятерых детей. Но в один не очень прекрасный день бросил всё это, отправившись на поиски райского острова. Гоген нашёл его, как казалось художнику, на Таити.

   В 1891 году он достиг берегов, о которых грезил, где надеялся встретить свой идеал - первобытную жизнь. Поль был опьянён красками и чувствами. Его встретил влажный воздух, разогретый до 30-ти градусов, напоённый ароматом ванили и корицы, цветов ибиса и рыбы.

   Но дни летели, а работать под пение птиц, в покое и уединении, не получалось. Гоген разыскал в округе Матаиеа тихий уголок, соорудил хижину с кровлей из пальмовых листьев. Всё здесь было так, как ему хотелось: пальмы, цветы, звёзды, набегающие на берег волны.

   Художник подолгу гуляет по острову, делая в альбоме этюды с натуры. Постепенно начинает понимать язык, знакомится с соседями, которые быстро принимают его как своего. И немудрено. Он не стрижётся, не бреется, не носит обуви, вся одежда - набедренная повязка. Так он чувствует себя вполне комфортно. В этот период Гоген пишет в дневнике: - "Цивилизация постепенно спадает с меня."

   Для полного счастья в обретённом раю художнику  нужно было одно - Ева ему была необходима.
   Вопрос женитьбы на Таити решался весьма просто. Если девушка заложила цветок ибиса за левое ухо, это означало, что она замужем и счастлива в браке. Если же
цветок украшал правое ухо, значит девушка свободна.

   Пригласили однажды Поля на обед. Обычное меню: омары, печёные плоды хлебного дерева, бананы. Вдруг под лёгкий навес впорхнула, как птица, девушка с цветком ибиса за правым ухом. Гоген влюбился сразу. Он нашёл свою Еву. Девушку звали Техаамана. Это была 13-тилетняя дочь хозяев дома. Хозяйка, уловив взгляд чужестранца, легко сказала: - "Наша дочь свободна. Если хочешь, она станет твоей женой." В тот же день, без всяких церемоний справили свадьбу, и художник вернулся в свою хижину с женой. А ведь было это не так давно, в конце 19 века.

   Но такое, казалось бы, счастливое начало, имело не столь приятное продолжение.
 Сбережения, с которыми Гоген приехал, незаметно таяли. Плюс к этому, весной 1892 года с сердечным приступом он попадает в больницу, каждый день прибывания в которой обходился 12 франков.

   Не видя иного выхода, художник посылает своей жене Метте, которую оставил в Париже, 9 картин для продажи. Да, мужчина, как бы подло не поступил с женщиной, которая его любила, не оставляет надежды, что всегда может надеяться на её помощь. Так было и с Гогеном: жена продала картины и выслала ему деньги.

   Деньги были небольшие и быстро растаяли. Техаамана ждала ребёнка. Жизнь уже не казалась Гогену раем, сладостный воздух отдавал горечью.

   И решает Гоген вернуться в Париж. Друзья помогают ему купить билет до Марселя. Он сворачивает в трубку  66  картин, написанных на Таити, и в 1893 году отплывает к родным берегам.

   Париж, однако, не принял блудного художника и отца семейства, который возлагал большие надежды на него. Общество было шокировано тем, что он завёл любовницу - мулатку, а жена с детьми переехала к своим родителям в Данию. Никто не спешил покупать картины Гогена.

   Получив небольшое наследство, он открыл ателье, вход в которое украсил таитянским изречением - "Те фаруру" - "Здесь поклоняются любви."

   Видя, что Франция его не принимает, Гоген с жалкими 500 франками  отправляется во второй раз к южным морям. Юная жена не вернулась к художнику. Его музой и возлюбленной теперь стала 15-тилетняя Пауура. Начало их жизни было таким же, как в первый раз - упоение счастьем, природой. Вдохновлённый новыми ощущениями художник, пишет портреты Паууры, как раньше Техааманы.

   Но, видимо, удача окончательно отвернулась от Гогена.  Молодая жена художника родила девочку, которая вскоре умерла, друзей не было, здоровье оставляло желать лучшего, и всё меньше было желающих помочь ему. Больное сердце опять напомнило о себе, вынудив Гогена лечь в больницу за 12 франков в день.

   Художник был крайне подавлен о находился в отчаянии, не зная, что предпринять.
   Он решает, что надо работать, сделать что-то особенное. И создаёт  своё самое крупное творение - "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?" Тут некто Воллар, владелец парижской галереи, поняв, что в Гогена стоит вложить деньги, предлагает ему 300 франков ежемесячно за 25 картин, которые художник должен будет давать ему в год.
   
   Это был грабёж. Но у Гогена не было выбора. Получив первые же деньги, он распродаёт свои пожитки и переселяется с Таити  на Хива - ОВ, один из Маркизских островов. Кто знает, обрёл ли он там свой рай? Или хотя бы покой?

   В 1903 году художника не стало. Похоронили его как доброго католика на Хива-ОВ.

   А таитяне вспомнили о художнике, жившем на их острове, только в 1965 году и открыли музей с 25-ю его работами, не самыми знаменитыми.

   Давно уже полотна Поля Гогена - яркие видения зелёного рая с обнажёнными девушками - стоят миллионы и не по карману маленькому музею на острове. Но туристы, приезжающие на остров, идут в музей. Может быть,  они тоже мечтают о своём  рае? Как знать... 
 


Рецензии
Ната,очень интересно,как всегда,у тебя вторая часть его жизни,а у меня первая до Таити:

Становление путь наверх
Эдуард Машкевич
Он был удачлив, бизнесмен,
На бирже ловко торговал,
Семью деньгами он умело,
Без промедления снабжал.

Когда же вечер приходил,
Бедняга брался за палитру,
Душой художником он был,
И о искусстве пел молитву.

Он рисовать хотел всегда,
Делить с валютой, нету мочи,
И бросил биржу он тогда,
Он нищету себе пророчил.

Жене, такой не нужен муж,
Детишки не должны страдать,
Художник был пока не дюж,
Лишь начинал он рисовать.

Талант не сразу раскрывался,
Сперва отдельные штрихи,
Художник от души старался,
Вот и пейзаж его руки.

Среди холмов стоит поселок,
Ряды домов, как на параде,
А рядом блеск реки веселой,
Все рады этакой отраде.

Дома покрыты черепицей,
Сквозь, пробивается трава,
Пейзажа новая страница,
Ах, как кружится голова.

Талант растет, написан свой портрет,
Он изваял из глины парижанку,
Он держит перед совестью ответ,
Ваяет из керамики огранку.

Как хороши пейзажи и портреты,
Но он адепт другой мечты,
Мысль о Таити, мысли эти
Ему во снах являются черты.
Эдуард

Машкевич Эдуард   27.02.2015 18:12     Заявить о нарушении
Интересно! Вот и получился полный портрет художника. Удачи.

Магда Кешишева   27.02.2015 18:53   Заявить о нарушении
Ната а вот описание берега Таити с рисунка и слов самого Гогена:
Незнакомый берег
Эдуард Машкевич
Я не бывал на этом берегу,
Страна мне эта незнакома,
Но, рассказать я все могу,
Читал я в книжке, сидя дома.
В дали от берега природа
Риф из кораллов сотворила,
И даже в бурную погоду
У берегов вода манила.

От рифа отражаясь,
Вода морская, чудо,
В лучах переливаясь,
Меняет цвет как будто

Береговая полоса
Спускается к воде,
А сзади горы и леса
И заросли везде.

Как будто выбегают
Из зарослей растения,
На берег наступают
Без всякого стеснения.

В расселине горы
Есть манговая роща,
Прекрасные дары,
Плоды, мы скажем проще.

Кокосовые пальмы
Разбросаны повсюду,
И вдруг ивовый тальник
Неведомо откуда.

Лианами опутаны
Деревья и строения,
И папоротником спутали
О мире представление.
© Copyright: Эдуард Машкевич, 2012
Свидетельство о публикации №112100810366
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Рецензии
Написать рецензию
Эдик... я тоже о таком мечтаю... .. а последний катрен у тебя просто шедеврвльный... и все стихо так во мне отозвалось

Дина Байтер 18.10.2012 11:05 • Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Дина, это берег острова Таити.как смог, описал,тебе подруга спасибо большое Эдуард

Эдуард Машкевич 18.10.2012 13:16 Заявить о нарушении правил / Удалить

Машкевич Эдуард   27.02.2015 19:23   Заявить о нарушении
Эдик, просто снимаю шляпу! Молодец! Очень красиво, очень.

Магда Кешишева   27.02.2015 21:23   Заявить о нарушении