Открывая небеса

Легенда эта началась 3 марта 1935 года. Во втором по величине украинском городе Харьков родился мальчик. Отец и мать его – Илья Иванович и Прасковья Пантелеевна Вервейко, родившегося сына назвали Валентином, от отца ему досталось отчество – Ильич. Так 3 марта 1935 года, за шесть лет до начала Великой Отечественной войны, одной из самых кровавых войн человечества, на Харьковщине начиналась легенда Валентина Ильича Вервейко, заместителя главного конструктора по испытаниям  систем управления космическими ракетами и наземного проверочно-пускового электрооборудования. Один из карельских журналистов, в короткой своей зарисовке, опубликованной к Дню космонавтики в лахденпохской газете «Призыв», (№ 29 от 11 апреля 1995 год), рассказывающей об одном из периодов жизни изобретателя, сравнил взлёт Валентина Ильича с ракетной скоростью разрабатываемых конструкторским бюро в те далёкие шестидесятые годы «Протонов» - второго поколения ракет, предназначенных для полётов к Луне – единственному спутнику Земли.


Окончив в 1953-м десятилетку, Валентин Вервейко в тот же год из вузовского абитуриента превратился в студента Харьковского политехнического института, где в течение пяти лет штудировал дисциплины и науки  электроэнергетического факультета. С дипломом инженера-электрика, в 1958 году он был направлен на одно из оборонных предприятий, о характере работы которого говорит тот факт, что за полёт в космос Юрия Алексеевича Гагарина директору этого предприятия было присвоено звание Героя Социалистического труда, а его главный инженер награждён орденом Ленина.

За время работы в конструкторском бюро, а время это начавшись в 1958 году, длилось целых 10 лет – до 1968 года, В.И. Вервейко прошёл все ступени служебной лестницы – от помощника мастера до заместителя главного конструктора по испытаниям систем управления ракеты-носителя «Протон». Он сначала участвовал в испытаниях наземного проверочно-пускового электрооборудования боевых баллистических ракет. Затем по заданию Москвы его группе была поручена разработка наземного проверочно-пускового электрооборудования ракеты «Протон». В это время Валентин Ильич являлся непосредственным разработчиком и испытателем этого сложнейшего электрооборудования.
- После поставки оборудования на космодром Байконур, - вспоминает ветеран, - я принимал непосредственное участие в подготовке и пусках первых ракет «Протон». На один из таких пусков приехал первый космонавт планеты Юрий Гагарин. Меня представили ему как заместителя Главного конструктора по испытаниям Системы управления ракет, и мы с ним  некоторое время беседовали на стартовой площадке рядом со стоящей и готовой к пуску ракеты. Было это в начале марта 1968 года. В тот же день состоялся пуск, который прошёл в штатном режиме.

- Гагарин уехал. – Вспоминает далее Валентин Ильич. – И вот 27 марта, находясь на технической позиции, где ракеты проходят испытания в горизонтальном положении, я узнал о гибели Юрия Алексеевича. Нам, не так давно с ним встретившимся, трудно было в это поверить. Думали, что это какое-то недоразумение, ошибка, но…

Самое дорогое у человека – это его память. Память может быть не только в виде воспоминаний. Валентин Ильич трепетно хранит в своём домашнем архиве многие атрибуты из прошлой своей жизни, с любовью называет их артефактами. Им собрано несколько автографов людей, побывавших в космосе. Среди них росчерки пера космонавтов Елисеева, Рукавишникова, Кубасова, Шаталова, Леонова, Гречко, который на фотографии сына Валентина Ильича оставил подпись: «Будущему космонавту».

В домашнем архиве В.И. Вервейко хранятся копии трудов К.Э. Циолковского. Среди этих работ «Исследование мировых пространств реактивными приборами» 1914 года, «Цели звездоплавания», «Космические ракетные поезда» 1929 года, которые доставили в космос в 1975 году по программе «Союз-Аполлон», где американские астронавты и советские космонавты Леонов с Кубасовым также оставили свои автографы.
- На память сохранил и стартовый ключ управления пуском ракеты «Протон», - делится со мной Валентин Ильич. – А на 50-летие космонавтики я был награждён юбилейной медалью и получил из Москвы правительственную телеграмму.

Раскладывая на столе листы календаря за 2014 год, Валентин Ильич продолжает:
- Более подробно хочу рассказать о своём заочном знакомстве с космонавтом Александром Скворцовым. Во второй космический полёт он стартовал 26 мая 2014 года и 11 сентября 2014 года, через 169 суток вернулся на Землю. Находясь на Байконуре, он узнал о моей работе в области ракетно-космической техники и переслал мне в подарок настенный календарь, выпущенный в честь 80-летия со Дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина. В свою очередь я отправил ему в Звёздный городок книжку о Гагарине с уже имеющимися на ней автографами космонавтов. Он возвратил мне эту книгу со своим автографом и автографами ещё четырнадцати космонавтов…

… В 1968 году по семейным обстоятельствам В.И. Вервейко переехал в город Ленинград, где продолжил работу по испытаниям ракетной техники. Его неоднократно признавали лучшим рационализатором объединения. В это же время он окончил курсы телемастеров. А в 1985 году по сложившимся обстоятельствам переехал на постоянное жительство в Карелию – в город Лахденпохья.

В городе Лахденпохья Валентин Ильич первое время работал телемастером, потом электромонтёром во вневедомственной охране по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации.
- Когда узнали, что я играю на аккордеоне, (ещё в Харькове В.И. Вервейко закончил два класса музыкальной школы и успешно музицировал в течение двух сезонов в пионерском лагере – В.В.), меня пригласили на работу в Дом культуры аккомпаниатором. В 2014 году мы отметили 20-летие создания хора народной песни «Славяне»…
Заключительная часть заметок о ВЕРВЕЙКО
Время всё-таки очень быстро летит. С 1985 года, когда в 50-летнем возрасте В.И. Вервейко переехал в город Лахденпохья, прошло уже, без малого, 30 лет. В прошлом году он с коллегами по певческому делу отметил 20-летие хора, а в этом году – 3 марта Валентину Ильичу Вервейко исполняется уже 80 лет! С Днём рождения, Валентин Ильич!
Василий Вейкки


Рецензии