Бродяга

               
                рассказ

                Памяти  друга детства
                Саши  Ретюнина .

       Маленький   сельский   клуб - в  нём всегда вымытый до   бела  пол,   самодельные  лавки  для  зрителей  вместо  кресел. По  углам  зрительного  зала  две печки- голландки   для   отопления,  небольшая   сцена,  закрытая  дешёвыми  шторами - занавесками, маленькие  окна  вдоль   одной  стены, а  на  торцевой  стене  два  оконца  из   кинобудки   и   рядом  входная   дверь   с   тамбуром . Было  всё   бедно , но  чисто  и  даже  уютно . Возле  сцены  стоял  бильярдный    стол   с   зелёным   суконным   полем , при   нём   были  четыре   кия –палки   и   средней   величины   шары    из   слоновой   кости. Мужская  часть   зрителей  до   начала   фильма   собиралась   вокруг   бильярдного  стола   и    активно  « болела»   за   игроков .  Играли  как  правило   на   бутылку   водки  или   самогона.
У  женщин   были   свои  активистки,  которые  несли   в « мир»  последние,  самые   горячие  новости, щелкали   семечки   и   наполняли  шелухой ,стоявшее  в   углу   ведро.
          Наступал   момент, когда  в  зрительный   зал   входил    киномеханик ,все  рассаживались   по   лавкам  и  он   быстренько  продавал  билеты    зрителям:  с   детей  брал по  десять   копеек ,а   со   взрослых  по   двадцать.  Такими   были    цены   на   билеты  в   кино .
В  клубе  часто  крутили  фильмы  о   войне ,шла   целая   серия   знаменитых  Сталинских   ударов , десять  фильмов   -  это  были   документальные  ленты , иногда   зрители   даже  узнавали  на   экране  своих  родных  и   близких   и   что   тут  тогда  начиналось   в   зале !..
Фильмы   о войне  любили   все, ведь  мы  же  народ- победитель, хоть   тут -то  оттаивали   души   людей !
Ну,  а  что   касалось   нас, детей, то  в эти   моменты  мы   стреляли  из   своих   поджигных   пистолетов   до тех  пор   пока   не   останавливали   фильм   и    нас   всех   без   разбора    выгоняли    из    клуба. Мы   бродили   вокруг   клуба   и   затевали  всякие   пакости, но мы и на улице не унимались и пытались сорвать демонстрацию фильма. Потом смотрели  фильм   через   окна   клуба  и   потихоньку  « просачивались»   снова   в   зал , на   нас  просто  переставали  обращать   внимание. И  уже    дальше  смотрели   фильм   без   своей   дополнительной   канонады. Нам   эти   шалости  прощались .
     Хуже  было  для  нас,   когда   привозили  фильмы, на   афише  которых  было  написано , что  дети  до  16лет  не  допускаются ! Была   какая-то  дурь   с  этими   фильмами!
     В  них  не  было  никакой  эротики, не  то  что  сейчас. Стоило  героям  этого  фильма  обняться   или   ещё   страшней,  поцеловаться, -  для   нас,  кому  было до 16лет,  сразу наступало табу!
И  настали  для   нас  тяжёлые  времена,   так  как   к   нам    стали    возить   индийские фильмы. Все  взрослые  жители   посёлка   просто   валом   повалили  смотреть  эти   картины. Их   крутили   в   клубе   без   конца, по 3-4раза   каждую  серию.  Особенным  был   фильм   «Бродяга», где  играли  замечательные  артисты  кино  и   среди   них   Радж  Капур . У  него  были   всегда   главные   роли ,  он   играл   замечательно .  В  фильме  было  много  песен  и  танцев , замечательная  музыка ,а  сюжет  мелодрамы  был   знакомым  и   близким   для    наших матерей  и   отцов .
Нам  оставалось  смотреть   эти   фильмы  через   окна   клуба ,  да  и   то  не полностью,  так  как  всем  хотелось   хоть  чуточку   что-то  увидеть  и  ребята  добросовестно   уступали   друг  другу   места.  Зато   песню  бродяги   мы   заучили   сразу  и  пели   её   все.  Песня   была красивой и    мелодичной,   и   слова   были  нам   понятны  и  милы. Мы  без   конца   распевали:
               
- Абарау- а  -  а  -  а  - а ! Абарау- а  -  а  -  а  -   а   !..
Никто, нигде  не  ждёт  меня ,  не  ждёт   меня  -а – а – а !
                Одинок  всегда, бесприютен  я, мир  пустыня  для   меня...
 Я  чужой  среди  людей, звездой  во  тьме  блуждаю  я, скрываюсь   я                -а  -а –а !..-
Песню  мы  распевали вдохновенно,   играли  в   банду   Джаги , повторяли  слова  и  действия  персонажей , но  в  зал  на эти фильмы   нас  не  пускали.
Наши  матери  и знакомые выходили  из  клуба, после   сеанса, с  заплаканными   глазами  и  долго  не  могли  успокоиться. Мужики  тоже  плакали, но  не  все. Жизнь  послевоенная   была   тяжёлой, мало  в  ней  было  радостного  для  наших  родителей   и   то, что   они   видели  на   экране  не  могло  не  воздействовать  на  психику   людей,  Поэтому  и  текли   у   всех   ручьями  слёзы. Да  разве  можно  было  оставаться   равнодушными  к  красивым   танцам   индийских  танцовщиц, к  их   пластике  тел  ,  к   красоте  самих  женщин ,  к   музыке!.  А  жестокость  бандитов  Джаги -  разве  могли   люди,   испытавшие  горечь   недавних  потерь  родных  и   близких,  оставаться   равнодушными  к   происходящему  на   экране.
Но  все   наши   ребята  были  возмущены  несправедливостью, мы  же  видели,   что  ничего  такого  запретного   в   индийских  фильмах  нет .
И  вот   однажды, мой  друг   Саша  Ретюнин  (Бурило) всем  ребятам  объявил : «Всё, доконали, теперь  мы  будем   ходить   на   все   фильмы. Сегодня  все  приходите  на   «Бродягу» - нас  пустят   как  миленькие! «
Мы  у  него  пытались  узнать, – что  он   задумал?
Но  он  улыбнулся  и   ничего  не  ответил .
И  вот   вечером,  как  обычно,начался   фильм  без   нас,  снова   мы   были   на  улице .  И  вдруг  музыка   прекратилась  и   в   зале  включился   свет .  В  окна  мы  увидели  такую  картину: на   сцене  стоял   Сашка, у   него   в  руках  были  две  мины,  сорока  пяти  миллиметровые   и  он   их   одну   об   другую  тихонько   стучал корпусами…
Стоило  ударить  любую  из   них  носком, где был взрыватель  и  произошёл   бы  взрыв  обеих  мин  !..Зрители   покинули   зал  быстро  и   молча  ,  и  уже  из   дверей  кто-то   из   мужиков    закричал : - Бурило – гад, что   ты   делаешь, ты  же   всех   взорвёшь !?- Сашка   спокойно  стоял   на   сцене   и   громко   говорил, что  он   действительно   взорвёт клуб и всех зрителей, если    не  будут   пускать   на   все   фильмы  ребят   без   всяких   исключений.   Он   говорил, что   мы   такие   же   люди   и   не   нужно  нас   обижать.  Мы  хотим   видеть   всё.!  Сашка  вышел   из   зала  с  минами   в   руках , все   разбежались   от   него   подальше. Он  скрылся    в   темноте  с   минами,   куда – то    их    спрятал  и   вернулся   довольно  быстро.
Это  событие  вызвало  бурное  обсуждение, затем  был   вынесен  вердикт :  «Пацаны  заходите  в   зал , но  ведите    себя   тихо !» Последним, в   клуб  вошёл  Сашка.  Его   никто   не   тронул   даже  пальцем !
Дискриминация   к  детям   до  16 лет   в   нашем   клубе   закончилась.  Сашу  Ретюнина  стали    уважать  даже  мужики   и   здоровались  с   ним   за   руку !

 


Рецензии
Так рождаются террористы. Этот случай наводит на размышления, не сами ли правители порождают терроризм по всему миру? Чем же закончил Саша Ретюнин?
Вспоминается одноклассник.Убегая с уроков, он успевал грабануть возчика продуктов (это ещё на подводах было)и приносил в школу связки сосисек к восторгу голодной послевоенной пацанвы.Потом его поймали,судили. Так и сгинул человек. А сколько не переносивших голод, не желавших смириться с ним, стали воровать и т.д.
Разные характеры, разные судьбы.
Успехов Вам

Галкин Сергей Иванович   19.01.2016 12:51     Заявить о нарушении
Рецензия на повесть Эдуарда Полябина
Исповедь.

Повесть «Исповедь», написанная моим коллегой и однополчанином Эдуардом Полябиным – это исповедь самого автора. Она без вымышленных героев, без придуманных фамилий. Правильно ли он так сделал или нет, решат читатели и его однополчане. Ведь люди, о которых он пишет ещё здравствуют, а некоторые достигли очень больших высот в своём положении, но у них наряду с их достоинствами, были и качества отрицательного плана, которые не украшали их.
Прочитав повесть, начинаешь понимать, что трудно далось автору пойти по такому пути, очень нелегко. Не смотря на давно минувшие события. Слишком глубоко были задеты его душевные струны, слишком много произошло событий неординарных в практике его командования авиационной эскадрильей и как было заведено в авиации – за одного битого бы, двух небитых необходимо было дать, а вышло наоборот! К сожалению такие случаи были в авиации!
Эдуард Полябин гвардии полковник авиации, опытный военный лётчик-инструктор высшей квалификации. Его путь в авиацию начался ещё в юношеском возрасте, до поступления в военное авиационное училище. Не каждый юноша имел возможность начать летать ещё в аэроклубе. Поэтому, в лётном училище, у него не было проблем в лётной практике.
После училища его лётная служба проходит в авиационных училищах и в боевых частях, где он сам продолжает учиться лётному мастерству и высокому уровню в руководстве полётами, учит этому лётчиков, курсантов, и своих коллег по службе. И вот здесь возникают в его жизни, по службе, сложные взаимоотношения, как с командирами, так и с подчинёнными.
Автор со всей прямотой рассказывает о них. Он не скрывает и своих ошибок, в чём - то исповедуется и даже кается. Потому и дал название своей повести «Исповедь».
В повести автор показывает, насколько сложна и опасна профессия военного лётчика, в повести описаны действия лётчика и в экстремальных ситуациях, когда на раздумья нет запаса времени и всё зависит только от выдержки и самообладания лётчика, от его натренированности.
Эдуард Николаевич не шёл на сделки с совестью, которые могли привести к гибели людей и потери авиационной техники. Но это не было оценено по достоинству его вышестоящими командирами!
В этом заключена ценность данной повести, особенно для тех, кто решил связать свою жизнь с авиацией. В целом повесть «Исповедь» мне очень понравилась.

Полковник в отставке, военный лётчик-инструктор Первого Класса Геннадий Брюхов.

Январь 2016 года.

Эдуард Полябин   27.01.2016 00:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.