Рабочее место - небо

               

               
               
                Рассказ

                В лётных училищах Советского Союза на полёты в первую смену вставали затемно, подумать только, будильники звенели в 02.30 ночи! Отсчёт времени шёл от начала лётной смены, которая длилась с 06.00 утра  до 12.00 дня. До начала полётов в воздух, в 04.30 утра ( с восходом Солнца), поднимался самолёт-разведчик погоды, который пилотировал руководитель полётов данной лётной смены, как правило в этой роли были командиры эскадрилий или их заместители по лётной подготовке.  Он уточнял прогноз погоды, выданный ему синоптиком и определял вариант плановой таблицы полётов на смену, по которому предстояло летать. Учитывая  то, что в небо будут взлетать начинающие пилоты – курсанты лётного училища, независимо от курса обучения,  многие из которых уже летали самостоятельно на одноместных сверхзвуковых истребителях. Не даром лётчики-инструктора  всегда относились к этим юношам очень уважительно, по-отечески,  берегли их от всяких случайностей, как на Земле, так и в воздухе.  Поэтому в авиации никогда  не было дурной муштры, тупой выматывающей  солдафонщины!
               Инженеры и техники самолётов приезжали на аэродром ещё раньше, ведь самолёты надо подготовить к полётам и всё проверить. Вот такая романтика неба окружала весь личный состав учебных полков и эскадрилий.  Мы все знали, на что шли, нелегко это было, одно мы  знали точно, что никто кроме нас не сделает наше Небо недосягаемым для врагов!
            Предутренние сумерки, Земля ещё дремлет. Низины, леса, долины рек в дымке, местами стелятся туманы. Над землёй голубоватое сияние. Вот-вот покажется солнышко из-за горизонта. Становится светлее на возвышенностях, но темнота ещё не ушла из низин и лесных чащоб. На травах обильная роса. Вдыхаю запахи разнотравья, скошенные  травы пахнут особенно. Птицы начинают свою утреннюю суету,  щебечут, поют   на  разные голоса, приветствуя новый день – раннюю зорьку, саму жизнь!..
Сколько же раз перед началом полётов я наблюдал эти красивейшие картины начинающегося дня, не переставал ими любоваться, каждый   раз   подмечая   что-нибудь  новое, красивое, необычное. В это раннее время на аэродроме ещё властвовала тишина, её величество тишина, авиаторы умели ценить такие минутки!
Пора садиться в самолёт. Предстоит полёт на разведку погоды, сегодня мне руководить полетами. Надо принять грамотное решение на полеты по одному из вариантов плановой таблицы полётов. Ошибаться нельзя, ведь летают курсанты.
Принимаю доклад техника самолёта о готовности машины к полету. Здороваюсь с ним за руку, мы вместе  проходим по маршруту предполётного осмотра самолёта, так требует инструкция  любого  летательного аппарата (как известно все инструкции лётчику, все документы, регламентирующие  лётную работу написаны в авиации кровью!). Случаи  нарушений  положений этих документов бывали, но  заканчивались они, как правило, плохо.
           Самолёт истребитель изящная рукотворная птица. В нем сосредоточены мысли и дела тысяч и тысяч людей. Маленького размаха треугольное крыло, сильно скошенный, откинутый назад киль, острые кромки крыла, стабилизатора, хищно заостренный фюзеляж, обтекаемые зализанные формы – все говорит о мощи, о высоких скоростях, о больших боевых возможностях этой машины. Самолёт имеет свои запахи лаков,  красок, различной аппаратуры, агрегатов, топлива, запахи кабины. Я, как хищник, привычно с наслаждением втягиваю в ноздри смесь незабываемых запахов, ощущаю всеми клетками, что всё это через несколько минут будет подвластно моей и только моей воле, разуму, моим рукам. Самолёт будет послушен любым отклонениям рулей и будет выполнять все мои команды. Самолёт живое существо, а небо его стихия...
       Лётчики, как правило, относятся к самолётам, как к  живым существам и после полёта, поглаживая тёплый бок фюзеляжа машины, тихо для себя говорят слова благодарности самолету: «Спасибо, брат! Ты привёз меня здоровым, невридимым. Мы ещё полетаем!»
         Самолёт оживает в руках инженеров и техников, они первые вкладывают, вдыхают в него жизнь. В мороз их руки прилипают к металлу, ведь каждую трубочку на двигателе они проверяют на ощупь, нет ли негерметичностей, течей топлива и масел, гидросмесей, ни травит ли воздух, кислород, азот и т.д. Частички кожи с кровью прилипают к стальным настывшим трубопроводам. А в жару от этих же трубок ожоги. И так шесть дней в неделю, месяцы, годы службы - лётчики  всегда с большой теплотой и уважением относились и относятся к инженерно-техническому составу. Это в их руках куется победа в воздухе, И  за  это  им  низкий   поклон от лётчиков! Слова, которые говорит технику самолёта лётчик после полёта, звучат как хорошая музыка: - Замечаний по работе систем и агрегатов самолёта нет, спасибо за службу! -
Запрашиваю запуск, щёлкают тумблеры, подаю команду:
              - Снять чеки, заглушки. От двигателя!..
Нажимаю кнопку запуска, РУД на малый газ и запевает свою песнь  турбина, оживают стрелки на многочисленных приборах. Проверки, прогрев и опробование всех систем, агрегатов самолета и двигателя, включение всего комплекса радионавигационного оборудования – всё в норме. Выруливаю со стоянки самолётов и по рулёжной дорожке на взлётную полосу. Московское время 4 часа 28 мин. утра -  2 минуты до взлёта. Стою на взлётной полосе, впереди серо-белый бетон и по центру пунктиром белая линия, на разбеге самолёт пробежит 300-400 м. по ней, плавно поднимет носовое колесо, отрыв от полосы и набор высоты. Впереди небо, только небо!..
               
       ПЕРЕД   ВЗЛЁТОМ.
               
Перед зарёй светлеет сумрак,
Щебечут  пташки - быть росе.
Я в истребителе, в кабине,
Стою на взлётной полосе.

Ещё есть время до команды,
«Молитвы дня», мой  взлёт по ней,
Идёт отсчёт, бегут  секунды,
Мгновенья чувствуешь острей.

Поёт турбина ровно, мощно,
Дрожь по металлу:- Что стоишь?
Включай  форсаж, да самый  полный!
Ведь радость пьёшь, когда летишь!

- 512 -Взлёт, разведка,
Маршрут полёта номер два.
Форсаж! Защёлку опускаю,
Порозовел восток едва!

Толчок, секунды побежали.
Четыре тридцать по  Москве.
-Разбег, отрыв, шасси убрали.
Всё меньше домики в  Клюкве!

        Небо! Безбрежный, бесконечный мир! Пространство над нами, над нашими головами, протяни руки - вот оно небо, оно омывает нас с рождения до наших последних дней, оно даёт жизнь всему живому. С первым глотком воздуха ребёнок приветствует своим криком целый мир: вот он Я, самый маленький гражданин мира, гражданин планеты Земля,  я пришел в этот мир, чтобы жить, творить, созидать, любить, я  заявляю о себе, слушайте, люди, и любите меня, потому что меня создало само НЕБО и её величество ЛЮБОВЬ!
        Небо! Мы знаем об этом особом пространстве одновременно много, как нам кажется и мало, как оно есть на самом деле. Нашу планету омывает, защищает, как броня атмосфера земли. Очень тонкая, очень хрупкая, очень ранимая оболочка. Всего - то до четырёх тысяч метров от земли человеку легко дышится в атмосфере, на высоте пять тысяч метров дышать можно, но уже трудно, сердце начинает биться учащенно, мысли в голове путаются и простые задачи кажутся трудными, но жить ещё можно. Выше шести тысяч метров от земли  уже долго  не протянешь. Болезнь высоты – гипоксия вступает в свои жесткие права. Потеря сознания наступает совершенно внезапно, а далее организм расстаётся с жизнью. Если без воды мы можем жить неделю, то без кислорода в составе воздуха можем существовать считанные минуты.
Альпинисты, покорители горных вершин поднимаются на высоты более восьми тысяч метров! Их мужество, мастерство и смелость удивляют всех нас, но тем не менее высоты карают жестоко! Сколько безымянных могил в горах! Об этом знают только горы. Конечно у альпинистов есть запас кислорода, без него смерть, но все равно, представьте себе, температура на каждую тысячу метров высоты падает на   шесть с половиной градусов и в любое время года на высотах выше 10-ти тысяч метров она всегда постоянна и равна (-65 градусов С.). А ещё  «подарками» больших высот являются струйные течения, глобальные перемещения огромных воздушных масс со скоростями в потоках до 400 км/час над  океанами и до 200-300 км/час над континентами. Выживать живому существу в таких условиях проблематично, и какие же жёсткие требования надо предъявлять к летательным аппаратам, чтобы покорять эти высоты.
          Небо! Всегда живое, разное, загадочное. Как представить себе пространство – плюс, минус бесконечность. Красоты явлений природы таковы, что палитры красок бледны и несовершенны перед ними. Какими красками написать ночное небо, мириады звезд, Млечный путь, лунный призрачный свет, громады грозовых фронтальных облаков, когда их на мгновения освещают вспышки гроз! Циклопические картины! Тут столько оттенков тонов и полутонов любого цвета ,что невольно захватывает дух и только память цепко хранит всё это на своих жёстких дисках, но где найти тот компьютер, который воспроизвел бы это всё без искажений?
         Небо! Иногда навевает безмятежность, расслабляет,– голубовато-бирюзовые тона, ни одного облачка! Райские картины закатов и восходов, предутренние дымки, туманы по низинам, разливы рек, озер, морей. И везде и всюду небо. Без него мы не представляем себе эти картины.
А какая бездна открывается, когда видишь звёздное ночное небо с больших высот .Звёзды кажутся близкими, другие галактики и миры, а может и цивилизации. А встречи с так называемыми НЛО, они были, наверное, у каждого летчика, пока всё это не объяснимо, но их происхождение явно не земное.
Небо! Бывает тяжелым, хмурым. Низкие, водой наполненные облака, чуть не до самой земли. Идут осадки: то дождя, то снега. В такую погоду сидеть бы дома, да пить чай, а мы летаем. В облаках потряхивает,  обледенение, лёд растёт на всех частях самолёта, ползёт по фонарю кабины, по крылу, по фюзеляжу - не зевай, пилот, это явление опасно, из-за недооценки опасности обледенения очень много бед, многие авиаторы ушли раньше времени из жизни. Самолёт превращается в ледяную глыбу и уже не летит, а падает.
          Уходишь  в  Небо, взлетаешь, входишь в облака, машина надежно несёт тебя, в кабине уютно, тепло, привычная рабочая обстановка, умные приборы всё рассказывают, подмигивают сотнями лампочек, табло, стрелками приборов. Ты летишь, но словно пуповиной ты связан с землей,– ты сын Земли и она хранит тебя от бед!
       Пробиваешь  облака   вверх, земля внизу под облаками и всегда, сколько бы не летал лётчик, выход из облаков вверх как праздник, облака остаются внизу, самолёт круто выныривает из облачной массы, равнина облаков белым – бела, будто это снежный ковёр. Так и хочется проложить по этому ковру никем не изведанную лыжню. Но в небе мы гости, пора домой, под облака, ныряешь в них на посадочном курсе, или в стороне от него, это не так уж важно. Расставаться со светом и солнцем всегда как-то не хочется, после яркого света в кабине становится сумрачно и чем ближе к земле, всё темнее. Отвлекаться на эмоции некогда, идёт серьёзная, точная работа и чем ближе к выходу из облаков, чем ближе Земля, тем меньше вертикальные скорости снижения, тем плавней движения рулями. Земля постоянно информирует, подсказывает, корректирует твои действия, а то и просто ободряет коротким : « 512» на курсе, на глиссаде». Это значит, что ты идешь к своему аэродрому совершенно точно. Выходишь из облаков на высоте 200 метров от земли, до полосы 10 км., проходишь дальний привод – это 4 км. до полосы, но её пока не видно, видимость сегодня около 1000 м. Видны огни подхода и приближения, а вот и полоса. Родной аэродром встречает празднично, все огни включены, стоит установленный минимум погоды.
              Трудная работа! Мужская работа! Красивая работа! Опасная работа!
Этим и живёт человек, посвятивший себя небесам, этим живут все лётчики земли! Им одним ветры высот родня, на всех широтах Земли!
Друзья мои, выпускники 1969 года Черниговского ВВАУЛ им.Ленинского комсомола, однополчане, люди высокого полёта, высокой  нравственности и морали, я всегда о вас помню и не забываю помянуть погибших и усопших. Никогда не забываю поднять бокал за здравие вас, ныне живущих. Надеюсь, что к вам, как и ко мне до сих пор во снах и наяву приходят лица друзей, костры у реки, песни под гитару, полеты, полеты …. НЕБО!
        Ветры нашей памяти никогда не дадут, никому из нас забыть, гром реактивных двигателей, форсажное пламя разделённое кольцами за нашими надёжными  прекрасными краснозвёздными машинами, которые уносили нас в нашу  мечту, в  Небеса, на наше рабочее
 


Рецензии
Пэзия неба, полёта!!! Понравилось.
С уважением,

Фёдор Золотарёв   04.12.2018 18:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.