Загадка загадок

16 мая 1978 г.

 Валя рассказала немного о встрече с Мариной Костенецкой*. Я уяснила для себя следующее: пусть этот так называемый соцреализм** воплощается в очерках, в документальном жанре, а художественные произведения должны быть направлены на раскрытие внутреннего мира человека, ибо ЭТО - загадка загадок, а не то, что с этим человеком происходит. То, что происходит, видят все, а вот то, что внутри нас, - тайна.

 Вообще, это детские мысли, и я чуть-чуть презираю себя за это невзрослое мышление. Я могу мыслить взросло по принуждению. И потом, зрелые мысли всегда во мне, но они не на поверхности, а где-то в глубине. Придёт пора - и они всплывут, они будут весело прыгать, как дельфины в море. В 21 год я не стремлюсь быть и казаться чрезмерно умной, учёной, да и зачем это? Знаю и вижу, что чувствую многое, и поражаюсь, как трудно воплотить интуицию, мысль в слове.

 Иногда обидно даже, ведь Валя, например, ставит меня на ступень ниже Л.Коленкиной, хотя я ничуть не глупее той. Просто Л. мыслит материалистически, у неё логика всегда со знаменем, но вряд ли Л. творческая натура. Она умница - но не более, правда, и это немало, но мне-то дано больше! И я должна радоваться и, наверное, дарить себя людям.

 Всё же мы здесь растём, это очень заметно. Я беру в руки томик Есенина и снисходительно улыбаюсь. Бог мой, Есенин! Как всё просто, как однозначно! Любовь - любовь (разве что в разных степенях), страдание - страдание (тоже степени). Он был одинок... Но как всё просто, обнажённо, а мне уже требуются сложность, изысканность, глубина, туман... Поиски смысла, прекрасные сочетания слов в произведениях символистов, Леонида Андреева*** доставляют мне наивысшую радость. Хочу писать сама. Могу, наверное, могу, только надо пошире раскрыть глаза и учиться смотреть. Но как иногда трудно быть одинокой! Эта "норма одиночества" порой угнетает меня.

 Я всё это пишу и удивляюсь мелкоте и ненужности этих мыслей. Значит, нам не осталось, о чём думать? Всё уже додумано, написано, сказано до нас? И это уже кто-то говорил... Все всё говорили. А я мучаюсь невысказанностью чего-то большого, сильного, чистого, что есть во мне, есть, но оно где-то там, глубоко-глубоко. Вдохнуть бы побольше вохдуха - и выдохнуть всё, что накопилось! Выдохну я - вдохнут другие.

 Господи, опять я мучаюсь чем-то, что-то решаю... Ведь всё ясно: alta petunt****! Надо жить под этим девизом, жить, никому не завидуя, но шлифуя себя, свою душу, чтобы посветлело вокруг.


*Марина Костенецкая - писательница-публицист и радиожурналист.
Окончила Рижский медицинский институт (1973) и Высшие литературные курсы при Литературном институте им. М. Горького в Москве (1977).
Удостоена Ордена Трёх звёзд за заслуги перед Латвией.Является одной из важных деятелей в Латвийской Ресупблике.(Википедия)

**Соцреализм - социалистический реализм: мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.
Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.
Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

***Леонид Андреев - русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма. (Википедия)

****Alta petunt - высоты зовут (перевод с латыни)

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/01/1915


Рецензии
Насчёт вдоха и выдоха хорошо сказал сатирик Аркадий Арканов:"То, что ты делаешь - твой выдох, а то, как тебя воспринимают - твой вдох. И вот из таких вдохов и выдохов состоит жизнь артиста. И как только исчезает обратная реакция, ты заканчиваешься и физически, и морально". (журнал "Люблю",09.2015)

Борис Алтайский   06.03.2015 17:36     Заявить о нарушении
Прекрасно сказано!

Вера Петрянкина   08.03.2015 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.