Мой друг Феликс

из серии рассказов «Антилопа»,
сборника записок: «Курсантские байки».

     Где-то на Балтике.
     20 часов 10 минут.
     Начало октября 1987 года.
     Стенка главной гавани военно-морской базы.
     Стемнело.
     Лейтенант Стариков Олег Феликсович (или попросту Феликс, как мы все его звали с первого курса нашего училища) стоит прямо напротив раскачивающегося на туго натянутых швартовых концах рейдового тральщика, коих в каждой даже самой небольшой гавани флота всегда просто навалом. Да и, правда, куда же без них? Эти маленькие пластмассовые «пахари-камикадзе» круглосуточно и круглогодично должны обеспечить безопасность на рейде.
     Почему пахари?
     Да потому, что тащат они свои огромные тралы в строю уступа, словно трактора, вскапывающие плугом поле.
     Ну, а камикадзе потому, что даже сейчас спустя семьдесят лет после окончания Великой Отечественной то там, то здесь в их тралы попадают забытые «подарки» незабываемой войны. Ну а, кроме того, в военное время они первыми выходят на минные поля, установленные противником на относительно мелководных рейдах, а это, судя по статистике ой как не безопасно.
     А, кроме того, РТ – это настоящий мирный «труженик» базы. Все брандвахты, дежурства по гавани, мелкие перемещения и перевозки грузов, бесконечные плановые обследования рейда и полигонов – это его основная деятельность.
     Но всего этого Феликс тогда ещё не знал. Он только-только закончил свои пять лет мытарства на штурманском факультете одного из старейших военно-морских училищ страны в городе-герое Ленинграде и был очень даже неплохо подготовлен для должности штурмана корабля любого ранга, вплоть до атомных подводных крейсеров.
     Но стоял наш несостоявшийся штурман на стенке прямо напротив маленького по меркам моряков, и, прямо скажем, невзрачного для «белого воротничка», как зовут штурманов на флоте, рейдового тральщика размером едва больше стандартного школьного физкультурного зала, куда сегодня в штабе флота его назначили командиром корабля.
     Этим неожиданным поворотом судьбы Феликс был слегка, скажем так, «озадачен».
     Почему?
     Да потому, что специальности командира корабля не учат ни в одном Вузе нашей страны, да наверно и во всем мире. За пять-шесть лет можно подготовить высококлассных штурманов, оружейников, минеров, связистов, механиков и прочих сопутствующих пару десятков различных морских специалистов. Но обучить всем этим специальностям сразу, попутно дав основы высшей школы (математика, физика, радиоэлектроника, психология, философия и ещё пару троек десятков дисциплин) просто напросто невозможно.
     И вот всё это Феликс прекрасно осознавал и потому был озадачен.
     Впрочем, озадачен был действительно слегка, тогда Феликса интересовали более насущные два вопроса: как попасть на корабль и куда поселить жену…
     - Свободного жилья в базе нет, - с ходу заявил ему замполит бригады, когда он после доклада комбригу о прибытии в часть обратился к нему с вопросом о размещении семьи. – Доложите своему командиру дивизиона, что я вам дал сутки на подбор съемной жилплощади в городе.
     - Есть, товарищ капитан второго ранга, - только и оставалось ответить Феликсу.
     - Чем могу, - с интересом глядя на молодое пополнение, улыбнулся замполит.
     В общем, получилось примерно так же, как в фильме Владимира Рогового 1971 года «Офицеры», где главный герой картины Алексей Трофимов (гениально сыгранный Георгием Юматовым) привез свою молодую жену Любу (Алина Покровская) к «черту на куличики», куда был назначен на свою первичную должность командиром взвода…
     Помните?
     Мой друг Феликс, как и все мы, вчерашние выпускники Вузов 80-х годов, очень любили этот фильм и не могли себе представить, что отправимся к месту своего назначения без своих боевых спутниц (как Алексей Трофимов) чего бы это нам не стоило. К тому же цивилизованная и близкая к любимому Ленинграду Балтика, казалась всё-таки не какой-то там «Тмутараканью».
     Вообще-то на Балтийский флот никто не рвется. Балтийское море малоперспективное с точки зрения современного театра военных действий, маленькое, все входы и выходы в него через довольно узкие проходы, поэтому и современных кораблей-то на нем толком нет - «так», всякие там «старушки», да прочая «бутафория». А без всего этого ни серьезных дальних походов, ни хорошей зарплаты, ни быстрой карьеры и огромной выслуги здесь не жди. Да и с жильем на Балтике всегда было хуже всего. А как же? Цивилизация, знаете ли, стоит дорого, дефицит... То ли дело Север или ТОФ, там простор, новая техника, двойная выслуга, двойной оклад, как следствие карьера, перспектива, да и жилплощадь там дают с ходу, без очереди, на выбор.
      Но Феликс не бегал и «не выбивал» себе теплых мест ни поближе, да поспокойней в «цивилизованных» центрах, ни подальше, да подороже и перспективнее, а мужественно и тихо ждал своего распределения. Будь что будет, что Бог пошлёт, так тому и быть, решили они вместе со своей молодой женой. В феврале Феликс женился на юной восемнадцатилетней красавице, с которой он познакомился в прошлом году на танцах в училище…
     - Вахта, - озадачено крикнул Феликс матросу, давно с интересом, наблюдавшим за ним со стороны рубки дежурного, где он укрылся от сильного обычного для осени западного ветра.
     - Старший матрос Стрельба, - представился матрос, приблизившись к Феликсу.
     - Скажите, старший матрос, куда трап с корабля делся?
     - Объявлено штормовое предупреждение, товарищ лейтенант, трапы убраны, корабли оттянуты от стенки, - по-деловому объяснил моряк, не спуская с него глаз.
     - А личный состав?
     - Личный состав в казарме, здесь только дежурная служба, - не поперхнувшись, снова отчеканил вахтенный матрос, - а вы кого ищите, товарищ лейтенант?
     - Я командир двести двадцать девятого, - пояснил Феликс и, чтобы развеять сомнения вахтенного матроса, вытащил из кармана связку ключей – вот, комдив от каюты дал вещи отнести.
     - А, как фамилия комдива? – На всякий случай проявил бдительность матрос.
     - Капитан третьего ранга Моряков, кажется, - не уверено ответил Феликс. Фамилии и отчества, как, впрочем, и другие буквенные названия ему всегда давались с трудом.
     - Правильно Мещряков, - поправил вахтенный, - а на «Антилопу» просто запрыгните и всё, когда её волной к стенке прижмет.
     - Антилопа? – удивился Феликс.
     - Ну, тральщик наш двести двадцать девятый, его в базе все зовут Антилопой, - пояснил моряк с уважением, - ну, как в «Золотом теленке». Помните? Она у нас в дивизионе самая шустрая.
     - Вахта в рубку, - разнеслась над гаванью хриплая команда по дивизиону из громкоговорителя, и матрос тут же упорхнул по вызову дежурного офицера в рубку.
     Феликс, тяжело вздохнув, прикинул примерное расстояние от стенки пирса до палубы юта. Делать-то нечего, придется прыгать, на КПП в комнате посетителей вот уже четвертый час, как его дожидается жена, волнуется.
     Куда её вести?
     Что делать?
     Ну и, конечно же, кто виноват?
     Куда без этих вопросов у нас на Руси-матушке.
     Вот же, незадача…
     Олег вздохнул, ещё раз посмотрел в темноту бушующего моря, прикидывая силу ветра, и как следует, размахнувшись, забросил первый чемодан.
     В принципе было действительно недалеко для молодого здорового организма, всего-то метра три в длину и столько же вниз в самой глубокой точке падения корабля под волну. Но для безопасного прыжка во-первых было бы неплохо для начала увидеть, как палуба на юте Антилопы выглядит, где на ней есть ровные площадки, а где всевозможные выступы, надстройки, крепления. А во-вторых,надо быть хотя бы в какой-то минимальной физической форме, а не вымотанным в «сардельку». Они с  женой выехали-то ещё вчера днём и практически сутки тряслись в рейсовом автобусе без отдыха и горячей пищи. Не каждый, знаете ли, день вчерашний курсант отправляется ни куда-нибудь там в поход за грибами в лес, а в первую свою жизненную командировку. Тогда молодежь даже в отпуск за город не выезжала, ни то, что там к морю на юг, не на что молодым семьям, знаете ли, было.
     Вот уж действительно, жизни учит только сама жизнь, как говорил мой хороший товарищ «…дорого возьмет, но научит на всю оставшуюся»…
     Вот и получилось, что для вымотанного дорогой, свалившимися вдруг на относительно юные (Феликсу едва исполнилось 22 года) по современным меркам плечи, молодого человека, преодолеть этот, казалось бы, пустяшный для идеальных условий барьер, совсем не просто и даже опасно. Спустя годы, ну, к примеру, сейчас, он вероятней бы всего выбрал другой способ знакомства со своим первым кораблем и просто-напросто занес бы вещи в рубку дежурного до утра. И всё!
     Но тогда, повторюсь, у Феликса не было выбора, голова занята поиском жилья, что такое рубка дежурного по дивизиону он не знал, да и распорядок дня экипажа ему ещё был неведом. А, кроме того, первый чемодан уже несколько минут как во всю катался по ни на шутку раскачавшейся палубе, гремя и цепляясь за все её выступы и надстройки, грозя вот-вот свалится в шумно хлопающую о борта корабля черную волну.
     Второй чемодан полетел вслед за первым, а за ним и два рюкзака, громко хлопнув чем-то от удара о железную вьюшку. Затем Феликс, оценив траекторию полета чемоданов и амплитуду падения корабля, недолго раздумывая, прыгнул навстречу поднимающейся на волне палубе в момент её максимального подхода к стенке. Но тем и опасна волна в гавани и на рейде, что у неё нет никакой закономерности и все её движения крайне непредсказуемы. Вот и в этот момент волна после сильного удара о кранцы на стенке вдруг почему-то быстро и к тому же под углом откатилась обратно, с шумом стукнувшись об ют Антилопы и завалившись всей своей массой на её палубу. Этого рассчитать было совершенно не возможно, а уж тем более увидеть в темноте на палубе огромные расплывающиеся лужи. В результате этого корабль неожиданно провалился вниз и в сторону метра на три-четыре под волну, одновременно шустро отпрыгнув на такое же расстояние и от стенки, поэтому полет Феликса до палубы оказался несколько дальше и дольше. От сильного удара об убегающую мокрую палубу нога Олешки подвернулась и поехала в сторону, от чего он завалился на бок к счастью на свой мягкий чемодан, но при этом больно ударившись головой об что-то невидимое и железное, возможно черный кнехт, удерживающий кормовые швартовы.
     Как результат Феликс, похоже, отключился на какое-то мгновение, опасно откатившись к самым леерам на краю правого борта на юте…




     Автор приносит извинения за возможное совпадение имен и некоторую неточность описанных фактов. Все изложенные в этих записках события,  названия, персонажи и диалоги являются вымышленными, дабы случайно не обидеть кого-нибудь своей бестактностью из-за невинного желания немного приукрасить в целом реально виденные и подмеченные моей памятью события юности.
     Записано в дневниках периода 1987-1990гг.
     Сокращено, откорректировано и получено огромное удовольствие встречей со всеми вами мои милые однополчане 27.02.2015г.
     Автор благодарит критика и корректора (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение.


Рецензии