11. Ван Дейк. Мужской портрет
ГЛАВА - 11. ВАН ДЕЙК. "МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ".
В предыдущей главе об "Автопортрете" Малевича было сказано, что это не великое произведение, но интересное, а о самом Малевиче - что великим художником его назвать всё же нельзя.
Очень полезно будет сопоставить его "Автопортрет" с этим "Мужским портретом" Антониса ван Дейка - действительно великого художника 17-го века.
(Очень жаль, что я не могу здесь расположить эти два портрета рядом, чтобы читатели могли их видеть одновременно.)
Мы очень ясно видим, что в картине Малевича больше красочности, больше подчёркнутости форм, больше художественного вызова, - и при всём этом портрет Ван Дейка всё же лучше, и лучше очень намного.
На портрете Ван Дейка изображено фактически одно лицо, только лицо. Ничего, кроме лица. Но в этом лице всё - и жизнь человека, и его характер, и его судьба, и прошлое, и настоящее, и будущее. И не только его, но и его сословия, и всей его эпохи. Чем дольше мы смотрим ему в глаза (а лучше сказать - чем дольше он смотрит в глаза нам), тем больше ассоциаций появляется в нашей душе.
Мы видим, что идея Малевича вся лежит на холсте. Она открыто положена на холст и неподвижна перед нами. Идея же Ван Дейка существует как бы вне холста, где-то отдельно; она сама живёт, поворачивается разными гранями, движется, а холст - это лишь то окно, через которое она к нам приходит.
Вот в чём отличие великого художника от невеликого.
Я помню, как в детстве учитель музыки мне говорил: "Ты играешь хорошо, но - пальцами. А играть нужно не пальцами. Пальцами только нажимают клавиши, а играют чем-то другим, тем, что у музыканта внутри." (Не могу здесь не помянуть добрым словом этого замечательного человека, - давно уже, конечно, покойного. Но его ученики вряд ли его забудут. Спасибо Вам, Николай Маркович.)
Так вот, невеликий художник пишет красками. Пишет, может быть, очень интересно, но - красками. А великий пишет, да, при помощи красок, но чем-то тем, что есть у него в душе и чего нет в душе у невеликого. В ЭТОМ разница. И это всегда видно в произведениях.
А отсюда и такая закономерность: кто не имеет достаточной внутренней полноты, всегда напирает на эффектность внешнюю, - а что же ему ещё остаётся делать? Чем пустее внутри, тем ярче снаружи. Чем это отличается от макияжного грима некрасивой женщины?
Тот, кто хочет заниматься творчеством, должен знать, что творить - это значит делиться с людьми своим богатством. Никакого иного смысла подлинное творчество не имеет. Но чтобы делиться богатством, надо его иметь.
Свидетельство о публикации №215022801448
С художественным творчеством дела сложнее. мы ведь не хотим, чтобы все художники были похожи на Ван Дейка, пусть он и трижды великий. Есть художники помельче. Но как понять - мелок он или велик. Малевич велик уже потому, что своим "Черным квадратом" он повернул течение живописи, сделав от него отдельную протоку.
А как оценивать творчество художников любителей, которые, выходят на этюды и пишут их с натуры, не радуя широкую публику, но радуя своих родственников?
В принципе, они делятся не своим богатством, а делятся богатством природы, к которому они приложили своё небольшое ремесленическое умение.
Я всегда советую - если пишите стихи, то пишите их с натуры, а не как-нибудь ещё )) Тогда, даже если Вы не великий поэт, то стихи у Вас получатся. Тут правда есть один нюанс - на натуру нужно смотреть очень внимательно.
Вы интересно пишите о художниках, почитаю с удовольствием. Я тоже написал недавно нечто в таком роде - http://proza.ru/2022/05/08/713
Удач Вам!
Дмитрий Маштаков 27.05.2022 00:28 Заявить о нарушении
Прочитал Ваш текст по ссылке, посмотрел видеоролики и почитал некоторые стихи на stihi.ru. Вы очень интересный и замечательный человек, и стихи Ваши очень хороши. На сайте stihi.ru я внёс Вас в избранные, теперь буду читать постоянно.
Владимир Морозов 5 28.05.2022 16:02 Заявить о нарушении
Дмитрий Маштаков 28.05.2022 16:24 Заявить о нарушении