Мак не уродился. Рек-ция Т. Пакуловой

Оскар Делахойя. Мак не уродился http://www.proza.ru/2015/02/27/2294


ИЛ -  Не героиня

 Хочется, чтобы рассказ Оскара  оказался во втором туре. Попытаюсь объяснить, почему считаю главного героя Ивана героем нашего времени. Пока безоценочно – положительный, отрицательный.
Первая встреча с Иваном в родительском доме. Сравнение малой родины с Москвой, откуда Иван приехал «на побывку»  –  не в пользу малой родины.  Сразу хорошо представилось место и время действия. Наше время, наша страна. Реализм. Почему реализм?   Строгая мама – продукт советского воспитания – обвиняет сына в богохульстве. Сын сравнил людские молитвы для Бога с пением сверчков. Согласитесь. Узнаваемая сценка.  Реальность происходящего в большинстве российских семей подтверждается знаковым вопросом: «Как твои дела?» Этот вопрос мы все и всегда задаём друг другу и знаем заранее ответ: «Нормально», либо ещё что-то в этом же роде. Знаем, что НАШ человек не будет подробно отвечать на этот вопрос. Молодежь вообще может отмахнуться, буркнуть что-то нечленораздельное, услышать то, что услышала мать Ивана: «Надоела взрослая жизнь».
  Родители, бабушки, дедушки давно узнали, что современные дети не хотят взрослеть. Вспоминаю своё поколение. Мы, напротив, хотели взрослеть. Мечтали о больших городах, стройках, профессиях, необыкновенных знакомствах.
Наш герой тоже мечтает. Мечтает о Москве. Как у Чехова в пьесах – В  Москву! В Москву!
  Москва для современной молодёжи  – самая заветная мечта. Так что  типичность героя Ивана  - неоспоримое явление.
  Отлично понимается общественное положение, социальное происхождение героя. Пока не очень представлены родственные связи, но в конце рассказа мы узнаём и об отце героя.
Мать называет сына самым любимым и вспоминает колыбельную. Считает себя виноватой в том, что  сын «неотёсанный и колючий», понимает, что ему трудно.
Отец  до сих пор считает   сына пацаном, щенком, «которому не следует вмешиваться в разговоры взрослых». Отец клянёт «дерьмократов». Диалога отца с сыном автор не  придумал. Нет этого диалога. Не было, скорее всего,  такого диалога по жизни и у автора. Почему многие современные повзрослевшие мальчики не могут разобраться в своей молодой, но какой-то никчёмной жизни? Во взрослении мальчиков роль отцов ничем не заменишь. Ивану достался вот такой отец.
  Ваня  искал настоящую любовь и делал всё, чтобы найти девушку своей мечты. Он натура романтичная. «Вот за что мне, молодому. Ходить-бродить между высоких деревьев и домов?» - вопрошает Ваня.  По стилистике –  фраза из Платонова. (Авторский стиль.  По мне – так вкусно!)  Характер героя  обрисован подробно и мастерски.
Какие же цели и ценности воплощает герой нашего времени Ваня?
Про цели я немного написала. Добавлю. Цель – получить диплом. Поняла, что он будущий архитектор.  Москва поразила. «…старался постичь всесторонне, как инженер-проектировщик».
Ценности вполне современные – Интернет, «птичий язык интернетовского флирта», съеденное время. Поиски любви.
«Смелые девочки с чистыми личиками блудниц» изменили стиль общения, но повысили самооценку «душевнобольному одиночке».  Многие люди  по жизни  – одиночки. И это тоже примета нашего времени. И это роднит Ивана с Печориным. Разница? У Печорина не было «чёрного списка».  Иван «засмеялся бы им в лицо дурацким  смехом», но у него есть «чёрный список». Вежливость, которую в нём воспитала мама, уступила место раскованности, развязности. В рамках  другой, городской, социальной среды – это типично, предсказуемо.
  Герой не статичная схема. Он меняется. Не в лучшую сторону. Но ведь среда определяет многое. Белой вороной не просто стать.  Ивану хочется «как все, как все…» Встреча с Кирой. Искренне желание понравиться, угодить любимой раскрывает внутренний мир героя, его интересы. Приглашает девушку на фильм, на каток, обещает ресторан. Ивану нравится общаться вживую. Он понимает, что вживую общаться труднее, чем в Интернете. «Ему снилось страдание» - прелестно, автор! Помню хорошо свои «горестные сны». Узнаваемо. Сочувствую. Сопереживаю герою. Эти моменты жизни героев описаны отлично: представлял свадебное платье, общение без ссор, обид, скрывал слёзы, демонстрировал остроумие и весёлость, рассказывая анекдот.
  Сцены в супермаркете у аквариума, в женском магазине, когда Иван любуется собой  - «элегантный, хорошо сложенный парень» -  рисует читателю внешность героя. Внешность и внутренний мир героя  в ладу.
  Речь немного подкачала, но не всем же быть Шекспирами и изъясняться как Ромео и Джульетта. Молодёжный сленг. Словечки – тупой, прикольный, прикид. Юношеские восторги по поводу дешёвых маечек,  наслаждение от процесса покупок в продуктовом гипермаркете, воображаемая детская коляска вместо продуктовой тележки – знакомые ощущения. В целом – приметы нашего времени.
Диалоги между Иваном и Кирой –  пример «страданий молодого Вертера». Кира завидует мятущемуся Ивану. Женщины взрослеют раньше. Она боится своей будущей профессии, боится детей. Боится  воспитывать чужих и рожать своих. Не верит мужчинам.
Автор вполне логично завершает сцену непростого диалога Ивана и Киры вполне предсказуемой для героев нашего времени (Кира тоже герой нашего времени, но  не хочу от главного предмета  нашего разговора отходить). Предсказуемо то, что герои уже в кровати и обсуждают, куда бы сходить. Кира предлагает в Центральный Дом художников. Ваня – на выставку кошек. Наивность? Детскость? Непосредственность? Мне кажется – всё вместе. Неоднозначная фигура – герой нашего времени. С ним и весело,  и грустно. Он многого не знает, но не заморачивается. Возможно, иногда лучше чего-то не знать, чтобы чувствовать себя счастливым, так я думаю. Понравилось то, что Ваня Экзюпери читал. « В ответе за тех, кого приручили».
Эпизод с орехами, грубые слова в адрес Киры – «у тебя под задницей  растут» не обижают современную девушку. Она называет Ивана добытчиком, мальчишкой, хозяйственным. Знать, не такая молодёжь у нас никчёмная, неприспособленная. Она  другая. « Пожрать» себе приготовить может.
  Кроме «пожрать» -  короткий диалог о Киеве, о Донбассе.
Лексика «настороженно» - Вани,  и «задумчиво, упрямо» - Киры  говорит о  личной позиции к  этому вопросу. Кричать, как Жириновский, или ругать всех «дерьмократами», как отец Вани, наши герои не будут. Они думают. Их думы нам не совсем понятны, но то, что они думают – это хорошо.
И далее герой Ваня снова дитя. Жалеет о засвеченных снимках с турбазы, о том, что «замутил» с классной и «такой больше никогда не встречу» - вот они истоки хрупкого внутреннего мира будущего мужчины. Ранимый, наивный, верящий в интернационал. Подкатывающийся к горлу ком – это уже взрослый Ваня, это позиция автора. Я её хорошо почувствовала именно в этой сцене, когда Ваня держит в руках книжицу карманного формата с песней «Подмосковные вечера» на всех языках. Если автор полностью придумал этого героя, значит -  появился книжный идеал, на который  можно если не равняться, то ориентироваться. Ведь автор будет работать над рассказом!
Финал жизнеутверждающий -  победная красота природы, бутуз в коляске и нежный голос молодой мамы; простые, понятные люди в старом корпусе спортивной школы и Вселенная, которая берегла сон  Вани. Не согласна, что «исчезал очередной бестолковый день его драгоценной молодой жизни». Драгоценная молодая жизни не может быть оправленной в бестолковый день. Нужна какая-то другая стилистическая фигура, уважаемый автор.
  Считаю, что   медалями надо награждать людей, которые  живут и работают для  близких. Выполняют честно  обязанности на работе. Дома создают уют и хорошее настроение.  Мне  нравятся люди, которые украшают, улучшают жизнь вокруг. Сажают цветы, что-то строят, улыбаются друг другу, готовят разные вкусности, обнимаются, дарят подарки, путаются, ошибаются.  Считаю их героями, потому что  такие люди умеют противостоять серости, безликости. Умеют говорить «спасибо» тому, что есть и прошло.  Многое из перечисленного у вашего героя, уважаемый автор, есть.  Можно спорить, не соглашаться, но из всех рассказов конкурса  мне герой Ваня представился героем нашего времени.



© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100223 


Рецензии