Мастер

 МАСТЕР
(Из книги «О людях и для людей»)

Мир наших увлечений разнообразен:кто-то увлекается поэзией,коллекционированием, кто-то танцами,живописью,спортом,кто-то музыкой,книгами и многим другим.И всех этих людей объединяет в единую когорту страсть к предмету своего увлечения, которому они подвержены в течение всей своей жизни.И сегодня я хочу сказать об одном из таких людей,о скульпторе-любителе и резчике по дереву и кости Алексее Михайловиче Ларичеве.
Начну я с того,что в заводском музее вряд ли когда взор экскурсанта сможет пропустить совершенно удивительный экспонат – макет цеха фитингов.Макет всего огромного цеха фитингов,состоящего из нескольких корпусов,переходящих друг в друга. Именно в этом цехе Алексей Михайлович отработал многие годы обрубщиком литья,так что здесь в этом цехе он знает каждый уголок,каждый поворот,станок, агрегат,участок.
Тонкости и изяществу выполнения этого макета нельзя не подивиться – особенно впервые попавшему в музей посетителю он доставит немало удовольствия.Дивиться будет он и на макеты доменного и цементного цехов,выполненных им не с меньшим усердием. Иные посетители никак не возьмут в толк, что и весь этот музей создан не профессионалами,а руками таких же вот умельцев,как Ларичев.«…Я и фигурки вот эти маленькие,мужика и бабы,вырезал,– смущённо улыбаясь,подтверждает свою причастность к созданию этого музея Ларичев,– помните,те самые, что в макете жилой казармы рабочих дореволюционных лет завода.И интерьер в той комнатке,и мебель,вот этими моими руками и созданы!».
Как же,как же, это очень примечательный экспонат!Как же его можно не заметить? Особенно он очень для детей привлекателен,которые очень частые гости в этом музее.Школьников от подобных макетов во время экскурсий просто никак не оторвать,только и смотри,смотри за ними,как бы руками они в макет не залезли!Да и как не залезть,коль в игрушечной комнатке весь обиход рабочей семьи:стол, лавка,сундук,печь,горшки да миски.За столом – глава семьи,жена наливает борщ, дети – на сундуке,кто-то на печи.Славные,искусные руки у Ларичева!
Но хочется сказать сейчас несколько и об  ином.В небольшой квартире Алексея Михайловича просто глаза разбегаются:вокруг скульптуры,скульптурные группы, резьба по дереву и кости,резные картины на стенах,и даже живописные,маслом.И мебель в большей части тоже резная,сделанная им.И кажется,не в квартире ты,а в музее!В художественном!
– Вы и маслом пишите? Не только резьбой и скульптурой занимаетесь?– спрашиваю я удивлённо у него,указывая на картины на стенах.– Давно живописью увлекаетесь?
– С детства. Однако,рисую редко.Больше режу.Найдёшь кусок дерева, присмотришься к нему,и начинаешь резать то,что в нём тебе почудилось.Вот,например,это Мусоргский.Он выполнен из ясеня.Сарай как-то разбирал и увидел часть столба.И мне очень рисунок дерева понравился на срезе.Видите,как этот рисунок подчёркивает выражение лица Мусоргского? Не правда ли,занятно?
– А бюст Лермонтова? Из какой породы дерева он выполнен?
– Из вишни.Бюст Маяковского – из берёзы.Горький – тоже из берёзы.И образ моей матери из берёзы…
– Очень кропотливая работа?
– Процесс творчества всегда очень сложен. А здесь ещё сложность в том,что когда придёшь с работы,когда восемь часов отдашь заводу и так устанешь,что,кажется, и руки не поднять.Работа – то у меня ведь не из лёгких!Но руки сами тянутся что-нибудь резать!Вот тогда берёшь заготовку и начинаешь резать.Да так,что и времени не замечаешь!А бывает иначе.Начнёшь какую-нибудь вещь резать и… вдруг,охладеешь к ней! Отложишь в сторону.Но проходит время,попадётся вдруг под руку начатое, посмотришь,посмотришь и вдруг видишь,сделать нужно то или другое и завершить работу.
– А это что такое у вас на столе? Беленькое,маленькое,изящное?
– Резьба по кости.Видите,в нарты запряжены олени.Видите,как они быстро летят? По кости резать сложнее,чем по дереву.Здесь есть свои секреты,которые я потихоньку открывал для себя сам.Уж очень мелкая и тонкая эта работа!Ведь кость нужно придумать,как закрепить для обработки? И многие пробовали вырезать фигурки из кости – не получалось!Видите,какую тонкую верёвочку-ниточку я сделал на этих нартах? Терпение здесь нужно большое и желание довести работу до конца!..
Недолго длилась наша беседа с Алексеем Михайловичем.Но и за это небольшое время я многое узнал от него лично,в том числе,и о его прекрасном увлечении.«Да! Да! – загорячился он в ходе нашей беседы.
– Читал я в «Дзержинце»,что есть такая идея создать в заводском музее художественную экспозицию.Одобряю,идея очень неплохая!И скажу почему.Например, хорошо я знал Сергея Ивановича Романова.Хорошо знаю его творчество.И он,как и многие другие,тоже достоин памяти косогорцев.И особенно,для памяти будущих поколений.А ведь кроме Сергея Ивановича в посёлке немало таких людей!И не только художников,а и музыкантов,артистов,врачей,учителей,талантливых инженеров.И их имена должны быть сохранены!Но,как мало,до обидного мало,мы знаем даже сегодня о них! На нашу беду, сегодня даже выставки самодеятельного творчества ни на заводе, ни в посёлке теперь не проводятся!..».      
Вот так вот, а что на эти слова скажешь в ответ? Он, безусловно, прав, а для себя я вынес впечатление об этом человеке, что это не только замечательных способностей человек, мастер, прекрасно владеющий резцом и кистью, но и замечательно мыслящий гражданин нашего посёлка. Человек, болеющий за сохранение культуры в посёлке и его культурных традиций, за сохранение в памяти всех косогорцев созданных ими художественных и культурных ценностей.
А.Бочаров.
1992.               


Рецензии