Онтология скорости социокультурного времени

Понятие «скорость» перенесено из физики в гуманитаристику вместе с некоторыми физическими аспектами. В частности, скорость не является автономным феноменом. Скорость феноменологически связана с движением, являясь степенью интенсивности передвижения в пространстве или изменения обстоятельств, вещей, качеств и т.д. Причиной изменения скорости является сила. В  физической реальности на движущийся предмет  воздействуют несколько  разнонаправленных сил (сила трения, тягловая сила, гравитация и др.) Также и скорость культурного  времени сложена из множества факторов: с одной стороны, внешних социальных изменений, с другой, внутренних интенций каждого индивида-субъекта культуры.
Использование инструментария физики для анализа культуры переносит наше внимание на онтологию. Так, «предметом онтологии выступает само по себе сущее или бытие, содержание которого раскрывается в таких категориях, как нечто и ничто, возможное и невозможное, определенное и неопределенное, количество и мера, качество, порядок и истина, а также в понятиях пространство, время, движение, форма, становление, происхождение, переход и др.» 
«Культура есть развитие (улучшение, совершенствование, формирование) всего того, что изначально существует  в виде природного задатка, естественной склонности или врожденной способности. Культура охватывает собой все, что создано, развито человеком, причем главным таким созданием является сам человек» . Скорость времени культуры, таким образом, видится нам имманентной характеристикой самой культуры. Смена традиций инновациями (то есть изменения, движения в определенный отрезок времени) есть суть культурогенеза.  Культурогенез – не единократное происхождение культуры где-то в глубокой древности, а совокупность постоянно протекающих процессов в культуре всех времен и всех народов. Поэтому можно выделять культурные формы, которые появились в современную эпоху.
Мы предполагаем, что скорость- это новая культурная форма, а не модус времени или пространства. Хотя эта новая культурная форма родственна хроносу и топосу.  Согласно М. Эпштейн: «… ход истории не только не приостановился, но даже ускорился. Новости о событиях и прорывах, «делающих историю», извергаются горячей лавой со всех страниц и экранов. А в России история, собственно, «оттаяла» и возобновила течение только в последние 15 лет после многолетних заморозков. По всем данным, мы только выходим из тысячелетий прото-истории, которая двигалась рывками, то замирая на десятилетия и даже столетия, то взрываясь бунтами, войнами, массовыми кочевьями, падениями империй. Мы привыкли считать историей большие потрясения, тогда как в быстро меняющемся обществе история -- это не трясущаяся земля, а текущая вода, которая обновляется ежеминутно и ежедневно, -- она не застаивается, а потому и не производит грохота прорванной плотины.»
Скорость одинакова, но направление меняется - это  бег по кругу. Кроме того, в физике учитывается не только дифференциация и разная мощность этих сил, но и их разнонаправленность. Направления сил (векторы) в пространстве также становятся формами метафор для культурологического исследования. Можно представить в виде суммы двух, трех или четырех, и т.д. векторов. Скорость это перемещение за одну секунду, в данное мгновение. Мгновенная скорость – в данный момент времени (промежуток времени стремится к нулю). 
«Непредсказуемость» будущего отражена в хорошо известной формулировке А. Тофлера – «шок будущего», разработанной им в трилогии, последняя часть которой – «Смена власти» - посвящена разработке понятия контроля над грядущими изменениями . Именно изменение, быстрое и драматичное, идущее в непредсказуемом направлении, становится основной чертой жизни человечества «на краю XXI века», влияет как на общество в целом, так и на индивидуальные судьбы.
Индивид на протяжении всей истории человечества претерпевает внутренние изменения. Размышления, обвинения  человека в том, что он стал бездуховным придатком машин современности порождено страхом и непониманием, что индивид  адаптируется к среде обитания. «Складывается, в отличие от человека индустриального общества «многомерный» человек, «метакультурная индивидуальность», проявляющая себя проявляющую способность к отказу от привычных матриц поведения и восприятия и выходу за рамки привычного видения мира. Данный тезис также весьма близок к марксистскому гуманистическому идеалу целостного, всесторонне развитого человека». 
 Адаптация является основным условием наиболее безопасного существования. Одинокое существования как константа микромира человека его внутреннего изменения. На всем протяжения существования человек внешне не менялся – претерпевало эволюцию внутреннее наполнение человека, как отражение внешнего проявления его деятельности.
Единственное к чему стремится индивид - это подтверждение, что он есть. Формы убегания и проявления агрессивные технические не меняют сути. «Я-есть», - вот основа основ индивида. Многомерность внутренних переживаний протеического человека суть современного бытия индивида.   
Р. Брэдберри в своем романе «451° по Фаренгейту» писал: «Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог».
Индивид – внутренний наблюдатель внешнего мира. Любознательность и стремление постигнуть свои пределы и боязнь выхода из зоны комфорта отражается и во внешнем мире на баннерах, расположенных по пути следования индивидов, рядом с проезжей дорогой: «вырвись из потока», «не превышай скорости», «мы останавливаем время».
Моделирование внутренних метаний индивида раскачивает человека от - «кто я?» к вопросу - «я есть?». Убегая, ускользая посредством  дистанции в общении, индивид оставляет «флажки» где он, как может быть найден таким, каким он себя идентифицирует вне социального окружения, наедине с собой. Человек хочет  быть найденным именно в  такой идентификации. Индивид хочет быть самим собой, таким, каким он себя ощущает.
В своем исследовании «Социальные практики адаптации: идентификационный дискурс» И.Довгалева  пишет: «Современное время мобильности и манипулятивности порождают идентичность личности как странника. Ролевое понимание личности, практика и технологии ролевой мобильности, переключение ролей и манипулирование собственной идентичностью – таковы реалии» .Нам видится, что наиболее подходящее значение слова странник  как  ронин – (буквально «блуждающие волны») странник,  не имеющий над собой чужой власти, свободный воин.  Ронин, борющийся за самого себя в океане постоянно меняющейся действительности.


Рецензии
Запала цитата:

"Р. Брэдберри в своем романе «451° по Фаренгейту» писал: «Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог»."

Спасибо, Виктория...

Братислав Либертус Форум   03.03.2015 22:33     Заявить о нарушении
Спасибо, Братислав!

С уважением, Виктория.

Виктория Полева   03.03.2015 22:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.