Л. Новожилов. Пятая колонна. Саморекомендация

Александр Д. Пятая колонна http://www.proza.ru/2015/02/27/2254.


В защиту Героя

 В советские времена довольно часто требовалось представить характеристику с места работы. Идешь за ней к начальнику, а он и говорит: слушай, мне некогда, ты сам сочини, а я подпишу. Что делать, садишься и пишешь... Про то, какой ты отличный работник, примерный семьянин, в коллективе пользуешься заслуженным уважением, политически подкован, морально выдержан и тому подобное...

Мне это сразу вспомнилось, как только я надумал написать текст в защиту своего рассказа и своего Героя. А пошел я на это потому, что, судя по отзывам, никто, кроме меня, не решится это сделать. Рад буду, если ошибусь.

Итак, герой ли Владимир Рассудов? Без сомнения, герой, причем в обоих известных смыслах.

Прежде всего, он является типичным представителем поколения, в зрелом возрасте пережившего Перестройку и всё, что её сопровождало. Он проходит через потерю любимой работы, через крушения честолюбивых надежд, через метания и поиск своего места в новой жизни.

А вот то, КАК он ведет себя в период испытаний, делает его героем и в другом, пафосном, что ли, смысле этого слова. Рассудов не брюзжит и не стенает, как  многие из числа тогдашней  интеллигенции, по поводу того, что его «кинуло» государство, а берётся то за одно, то за другое дело, пока не находит занятие, которое начинает приносить не только материальную отдачу, но и моральное удовлетворение.

Он «настоящий мужик»: за его спиной хворая мать, малолетняя сестра, жена, оставшаяся без работы, сынишка... Уважаемая Тамара Пакулова высказалась, что, дескать, в рассказе не упомянуто, кого любит главный герой... Тамара, ну каких особых указаний надо, когда очевидно, что именно любовь к ближним, к семье и движет Владимиром Рассудовым? А еще чувство собственного достоинства...

Чувство собственного достоинства, «которое нельзя надевать и снимать, как пиджак». (Не буду здесь приводить имя автора этих слов - оно для некоторых, как выяснилось, словно красная тряпка). Чувство собственного достоинства заставляет Владимира давать отпор школьным хулиганам, отказаться от вступления (ради карьеры) в партию, не уступать дорожным хамам, заявить протест власти, фальсифицировавшей результаты выборов.

Несомненно, многие, читая рассказ, думали: а как бы я повел себя в подобных обстоятельствах?.. А некоторые, возможно, вспоминали похожие случаи из своей жизни и сравнивали свое поведение с поведением Владимира...

Нас часто раздражают те, кто «высовывается», кому «больше всех надо». Нам спокойней, когда вокруг такие же, как мы. Нам не нравится, когда что-то невольно будит нашу совесть. Нам не хочется этого видеть... И вот это детское желание закрыть руками глаза, чтобы не видеть неприятное, как мне кажется, невольно отразилось и в отзывах отдельных рецензентов на мой рассказ.

«Туфта... Вранье, если по русски» - пишет «простой русский парень» Юрий Казаков (орфография сохранена, А.Д.).  «Словоблудство!» - вторит ему уважаемая Клара Хюммель. «Примитивная попытка манипуляции» - оценивает рассказ рецензент под псевдонимом Штирлиц и добавляет: «Когда я вижу, как меня, как читателя, пытаются навести на мысль... мне это не нравится». Тут, как говорится, без комментариев...

Допускаю, что в литературном отношении мой рассказ далеко, как заметил уважаемый  Лазарь,  «не шедевра»,  но, вместе с тем,  не соглашусь  с теми, кто пишет, что это вообще не рассказ…  Вот высшая для меня оценка, прозвучавшая в отзыве уважаемого Ивана Невида: «Ничего литературного здесь не заметил. Зачитался».  Спасибо, Иван!..

Читаешь иного автора и думаешь: До чего красиво пишет! Как тонко, как художественно!» Взял в руки книжку другого… и ушел в мир книги без остатка, забыв про все на свете, забыв про автора, про его стиль и про себя забыв… Литературой является  и то, и другое, но мне лично второе – ближе.

Как бы ни оценивать литературные достоинства моего произведения, оно в полной мере отвечает заданной теме и отражает мои представления о «герое нашего времени».

Думается, организаторы конкурса, предложив данную тему, имели своей целью не только (а может быть, и не столько) выявление победителей в очередном литературном состязании.  Еще они отталкивались от желания понять, а что собой  представляют люди, тусующиеся внутри и около клуба К-2, чем они дышат, что у них за душой?..

Ведь невозможно по-настоящему раскрыть эту тему, не раскрывая себя, не показывая своего отношения к тому, что происходит в обществе и в стране. Звучит казенно, но это так. И, похоже, многие оказались  не готовы к такому откровенному разговору. Отсюда и малое количество участников,  и появление на конкурсе работ, имеющих весьма слабое отношение к заданной теме.

С уважением ко всем членам Клуба
 Александр Д.




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100192 


Рецензии