А всё началось с картошки

Ах, этот день… поистине прекрасный! Да разве я могу его когда-нибудь забыть?! Он был светлым началом моей теперешней, счастливой и большой любви. Этот день был маленькой яркой звёздочкой, которая осветила нам начало пути в чудесное царство настоящей и взаимной любви на долгие годы.
Тогда прошло чуть более полгода, как я осталась молодой вдовой с двумя мальчишками, после трагической смерти моего первого мужа. Не ждала я тогда любви и не верила, что она когда-нибудь придёт ко мне после жуткой трагедии в семье. Видимо, я по характеру тоже, как мой первый муж - однолюбка, не хотела иметь случайных связей с мужчинами, ни к чему мне это было. Искать иголку в стоге сена - не мой жизненный принцип, а тем более, в отношении мужчин! А по сему, меня не интересовали мужчины-ловеласы и те, которые являясь постоянными обитателями баров и ресторанов, и стараясь казаться неженатыми, заводили знакомства с женщинами, ищущими любовных приключений.
 

Жизнь продолжалась, я готова была полностью посвятить себя моим сыновьям и воспитать их настоящими мужчинами. Я работала и была тогда постоянным переводчиком на одном российско-финском предприятии в Заполярье. Работу свою я очень любила, а к тому же тогда, в девяностые годы, были сложности с выплатой зарплаты повсеместно в России. А у нас проблем не было, да и зарплата была довольно высокая по тем временам. Возможно, что эта работа была моим спасением, ведь надо было одной поднимать ребят.
Вспоминаю тот день, как чудо, хотя, в чудеса я давно не верю… Это был совершенно обычный день в моей переводческой работе. Но он перевернул всю мою вдовью жизнь наизнанку.

Приехав утром на предприятие, я, как всегда, обошла с начальником производства все цеха и пригласила бригадиров на планёрку. Начальником производства к нам был назначен финн с головного предприятия, которое находилось в Финляндии. Это был мой непосредственный начальник. И все совещания, планёрки, ведение переговоров по бизнесу, всё это проводилось при его непосредственном участии, а следовательно, сопровождалось моим переводом, поскольку он тогда ещё плохо владел русским языком.
На планёрке выяснилось, что к нам приедут из Финляндии два предпринимателя по вывозке древесины. Одного ждали сегодня, другой должен был приехать только через три дня. Проведя планёрку, я ушла в свой кабинет заниматься письменным переводом документации для таможни. Спустя некоторое время, я услышала мужские голоса в коридоре и выглянула туда, открыв дверь. Около моего кабинета стояли мой начальник и тот, финский предприниматель, которого мы ожидали во второй половине дня.
Начальник позвал меня в коридор и представил мне этого финна. Я поздоровалась, он тоже поздоровался, улыбаясь мне. Начальник представил ему меня, сказав, что я главный человек здесь, что он без меня ничего не понимает. Он, смеясь добавил, что трудовая культура и дисциплина на производстве хромает, и её нужно налаживать заново. Не секрет, тогда многие рабочие распивали спиртные напитки на территории предприятия, а для финнов это было трагедией. Они просто этого не понимали, как можно пить в рабочее время?! Боролись, конечно же, боролись с этим недостатком… И всё же добились результата, пьяниц уволили! А те рабочие, кто хотел хорошо заработать, перестали пить в рабочее время, дисциплина окрепла, и дело пошло в гору! Предприятие стало процветать.

Разговаривая о том, о сём, я заметила, что этот финн поглядывает на меня как-то по-особенному… А его синие глаза светились от радости, когда я нечаянно глянув на него, смутилась от его взгляда. У меня в то время была длинная и толстая коса, ниже пояса. После смерти мужа, я всё собиралась её отрезать, хотя бы по лопатки… Но время шло, а я так и не собралась в парикмахерскую. Иногда я делала из неё разные причёски: сама, по журналам научилась этому, довольно трудоёмкому делу. Но в тот день, я просто заплела мои длинные волосы в косу и оставила хвост свободным на сантиметров сорок, захватив его тугой заколкой. Я от многих слышала комплименты в адрес моих красивых волос, но постепенно все на работе уже попривыкли к этому… А тут, когда мужчина, глядя, улыбаясь мне, и восхищаясь косой, хвалит ухоженные и шикарные волосы, да при моём начальнике, невозможно было не смутиться.
Я думала, что он шутит… Но он не шутил, он сказал мне улыбаясь своей светлой улыбкой, прямо здесь, в коридоре:
- Я ещё не видел женщину с такими замечательными волосами. Это сколько ж терпения надо, чтобы отрастить такую косу и ухаживать за ней!
Мой начальник был такого же мнения. Я, оправившись от смущения, перевела разговор в шутку:
- Да ладно вам, меня вашими комплиментами не возьмёте!
Я повернулась, взмахнув косой, и удалилась по коридору в кабинет, сказав обоим:
- Если понадоблюсь, я у себя, занимаюсь переводом для таможни!

Потом был обед, я спустилась в столовую, взяла свою порцию на поднос и села за свободный стол. Вдруг входит тот финн, посмотрел по сторонам, увидел меня и расплылся в своей неотразимой улыбке…
Взяв свою порцию, он подошёл к столу с подносом в руках, где сидела я и спросил разрешения сесть рядом. Я кивнула ему головой, а он сел и стал с аппетитом уплетать борщ. Глянув на него, я удивилась вслух:
- Что, нравится борщ-то?! Где же это ты научился есть его? Обычно финны не всё русское любят есть…
Он, посмотрев на меня, снова улыбнулся и сказал:
- А я всё русское люблю…
Я немного подколола его:
- И женщин русских, наверное, тоже любишь…? Здесь таких любителей по женщинам, полно шастает… Из Норвегии, Дании, Швеции, да мало ли откуда… Вон и поляки приезжают с бизнесом… И все говорят, что русская женщина красивая и добрая.
Он понял мою подколку сразу. Перестав есть, он посмотрел на меня серьёзно и ответил:
- А русских женщин не всех люблю, они тоже разные бавают, многие за доллары готовы на всё… А таких… я не люблю!
Я поняла, что он оскорбился моей подколкой. Извинившись за неуместную шутку, я сказала, что картошки в этом борще - «кот наплакал»… В тот год плохо было с картошкой, гнильё в основном продавали в магазинах… Я сказала ему об этом. Он снова повеселел немного и спросил:
- А как у вас в семье с картошкой дела? В магазине покупаете, или на рынке?
Я засмеялась и ответила ему:
- У меня семья-то - я, два сына, да наш кот Кунак. А картошку мы раньше всегда привозили от моей бабушки - из Карелии. Там сажали, а осенью собирали урожай всей семьёй. Но сейчас сложнее стало туда ездить… Я продала машину, да и прав у меня нет, некогда было в автошколу ходить-то.
Оказалось, что он уже знал от моего начальника о том, что я недавно осталась вдовой. Он выразил мне соболезнование по поводу смерти мужа.

Пообедав, мы поднялись на второй этаж, и я пошла заканчивать свою работу с документами. Когда рабочий день закончился, я вышла во двор и хотела зайти в автобус, который возил всех наших работников на работу и обратно - в город. Но тут увидела, что к автобусу подошёл наш новенький финн и направился в мою сторону. Подойдя ко мне, он загадочно улыбаясь, спросил:
- Ты домой едешь, может, я подвезу тебя на своей машине? Мне всё равно ехать в город, я у друга остановился пока ночевать…
А я и знать не знала, что мой начальник и был его другом уже много лет. Поглядев, что автобус уже набился работниками почти до полна, я согласилась ехать с ним. Он был на легковом автомобиле, для нас по тем временам, довольно шикарном. Тогда я впервые сидела в салоне почти нового «Вольво». С нашими «Жигулями», которые были у нас с мужем, эта машина не входила ни в какие сравнения! По дороге домой мы разговорились, он рассказал о себе немного, я о своих ребятах и нашей жизни после гибели мужа. Подъехав к нашему дому со стороны проспекта, я попросила его остановиться. Поблагодарив за то, что он подбросил меня к дому, я сказала ему:
- А вон те - четыре окна в этом доме, на третьем этаже, наши! Да вон, и младший сын уже ждёт меня домой, смотрит на балконе в сторону автобусной остановки…
Наш балкон был застеклён. Сын иногда выходил смотреть, когда подъедет наш заводской автобус, а я выйду на остановку. Она была совсем рядом с нашим домом. Но в тот день, сынуля никак не ожидал, что я приеду домой раньше автобуса. Он стоял и поджидал, когда же автобус, наконец-то, подъедет к остановке.
 
Попрощавшись с финном, я прошла к нашему подъезду с другой стороны дома и поднялась на третий этаж. Позвонив в звонок, я ждала, что сын сразу же откроет, но он сначала спросил:
- Кто там? Мама еще не приехала с работы.
Я засмеялась, не выдержав серьёзности в голосе у моего сына… Он, глянув в глазок, открыл и удивился, улыбаясь во весь рот:
- Мамуль, ты на чём приехала, или тебе личный транспорт завод выделил? А я на балконе тебя смотрел, автобус-то, ещё не подъезжал.
Сынок обнял меня, а я, уже снимая сапоги и пальто в прихожей, довольная рассказала, что меня подвёз один наш новый работник из Финляндии. Сын обрадовался, что меня подвезли на машине:
- Да ну, мамуль, вот это да! А какая у него машина - иномарка?
Я ответила ему, смеясь:
- Да уж, не наши «Жигули-копейка»! « Вольво» у него - последнего выпуска. А лесовоз - «Скания», тоже новая.
Сын ещё больше завосхищался:
- Вот здорово! А он меня и Женьку покатает на ней?
Я ответила сыну на его нетерпеливый вопрос:
- Ну, неудобно же просить об этом, сынок, посмотрим, может, когда и сам предложит вас покатать?! Он же только первый день у нас на работе! Завтра поедет в первый рейс за лесом для завода.

Когда старший сын пришёл из школы, младшенький рассказал о новом событии дня и о тех машинах у финна. Старший, больше зная и понимая в таких вопросах, ответил вполне серьёзно на все восхищения брата:
- А ты, что думал, что финны ездят на допотопных машинах?! Вот чудак, да там уже давно все ездят на иномарках, советских машин-то, там почти и нет уже…
Ужин у нас прошёл в разговорах о Финляндии… Старший сын сказал мне, мечтая:
- Мам, хоть ты и переводчик у финнов, а сама-то, ещё и не ездила туда… Может, сделаем паспорта и съездим когда-нибудь?!
Младший, сразу же загорелся идеей о поездке:
- У нас же там родственники, напиши им, они же нас давно уже зовут в гости! Вот было бы здорово - съездить к ним!
Я согласилась оформить паспорта, но сказала ребятам, что это займёт месяца три-четыре, пока их нам сделают…

Вечер прошёл, как обычно. Ребята, погуляли во дворе с дружками, а потом мы все смотрели телевизор. Я прилегла на диван с книгой. Кот Кунак притулился рядом со мной, умывая лапой свою мордочку. Читая книгу, я поймала себя на том, что мне не давали покоя мысли об этом новеньком финне… Я ещё не понимала, почему он так запал мне в мысли, что мне вдруг думалось о нём… Опрятный, и приятный манерами финн, не хвастун, как многие из них, не назойлив и предусмотрителен… Я поневоле стала вспоминать его манеру говорить и выссказывать свои мысли… Что-то было в нём притягательное, что он заинтересовал меня вообще! Отложив книгу в сторону, я заметила, что времени было уже около десяти часов вечера… Ребятам сказала, чтобы готовились ко сну… Те, как всегда застонали, что хотят посмотреть фильм со Шварценегером до конца, ведь завтра суббота, в школу не надо идти. Я уступила на этот раз, ребята заликовали…

Уже около одиннадцати часов вечера, ребята ещё сидели у телевизора, а я занималась рукоделием - вязала себе жилетку, вдруг раздался короткий звонок в дверь. Я от неожиданности удивилась: кто бы это мог быть в такое позднее время? Ребята насторожились, сказав мне серьёзно:
- Мамуль, не открывай, мало ли кто там шастает в такое позднее время!
Я встала с кресла, тихо подошла к двери и осторожно глянула в глазок: там, не поверите, стоял наш новенький финн и смиренно поглядывал на дверь! Я опешила, номера квартиры я не говорила ему, только показала наши окна… И так поздно пришёл… Вот нахал! Я только что, весь вечер о нём думала всё хорошее, а он, оказывается, всё-таки назойлив! Мои мысли смешались в голове, я медлила и не знала - открывать ему, или нет? Посмотрев ещё раз в глазок, я увидела, что он всё ещё стоит у двери, но больше не звонит. Я всё же решилась открыть ему дверь. Открыв, снова увидела, что он, улыбается во весь рот и смотрит на меня с виноватым взглядом, излучая тепло из своих синих глаз.
Извинившись за поздний визит и без приглашения, он сказал мне тихо, чтобы соседи не стали выглядывать в коридор:
- Ты говорила, что у вас с картошкой сейчас проблемы в городе, что одно гнильё продают в магазине… Я привёз тебе отборной и экологически чистой картошки.
Я стояла и не понимала, откуда он мог привезти экологически чистой картошки, когда её везде здесь продают с нитратами…?!
Он, увидев моё замешательство, показал мне в сторону от двери: там стояли, друг на дружке, очень аккуратные, чистые и цветные картонные ящики с отборной картошкой. Их было три штуки, каждая - по пять килограммов. Я обалдела, как увидела эти ящики! Ящики с картошкой явно не были из наших магазинов, они не были даже с наших рынков! Эта картошка была привезена им из Финляндии! Опешив от его поступка, я скорее, чтобы его и эти ящики, не увидели крайне любопытные соседи, замахала ему руками и сказала:
- Тихо, поздно уже, неси их сюда - в прихожую! Скорей, иначе кто-нибудь из соседей, посмотрит в дверной глазок и заподозрит странную возню в коридоре! Вздумают ещё милицию позвать!
Из гостиной вышли ребята, уже от любопытства: кто это там пришёл к нам так поздно? Увидев незнакомого мужика, в руках которого были три ящика с картошкой, они оторопели… Старший спросил меня, закрывая входные двери:
- Мам, кто это, чего это он картошку ночью нам принёс?
Поставив ящики в сторонку, финн выпрямился и улыбаясь ребятам, представился и спросил их по-русски:
- Привет, я Хеймо! А вас как зовут?
Ребята, всё ещё стояли удивлённые происходящим…
Старший сын, протянул ему руку для рукопожатия и ответил:
- Женя, а это - мой младший брат Денис!
Хеймо протянул им пакет с жевательной резинкой, сказав, что это им обоим. Ребята, взяв пакет, поблагодарили и пошли досматривать фильм.
 
Я тоже стояла немного ошарашенная событием, но спросила его:
- Я же тебя не просила ездить за картошкой в такую даль! А ты решил съездить сегодня после того, как привёз меня с работы домой, ещё и за картошкой в Финляндию?! Ты с ума сошёл, туда же почти триста километров, да ещё обратно - столько же! И весь этот путь по плохой дороге, из-за трёх ящиков картошки?! Невероятный ты тип, Хеймо! Я таких ещё не встречала…
Эта мысль никак не умещалась в моей голове! Поехать за картошкой за столько километров на машине по дороге, которая вся в колдобинах и размыта вдобавок! Да, это не букет цветов на рынке купить и принести даме! Я всё же предложила ему попить чая и накрыла быстренько на стол. Он, наверняка, проголодался в пути… Ребята, досмотрев фильм, пошли укладываться спать.
Сняв обувь и куртку, помыв руки, он протянул мне шоколадку, прошёл в кухню и сел за стол. Оглядевшись, он сказал мне:
- А у тебя так чисто и уютно… Ты хорошая хозяйка и, наверное, тараканов нет в квартире…
Я рассмеялась ему, услышав про тараканы:
- Там, где живу я, тараканам - нет места, выморю до последнего!
- А почему про тараканы-то вспомнил? - спросила я.
- Я бывал в квартирах, где мои друзья-финны снимали жильё, так там, везде тараканы по кухне бегали, особенно ночью…
Немного поговорив, он заторопился, ему с утра надо было ехать в рейс за лесом - в Верхнетуломский. Нужно было ещё хорошо выспаться до рейса. Я, проводив его до двери, попрощалась и сказала, что в понедельник увидимся на планёрке… Он ушёл, пожелав нам спокойной ночи, а я убрала всё со стола, помыла посуду и тоже пошла спать.


Утром, во время завтрака, старший сын мне вдруг сказал:
- Мам, а этот Хеймо-то, классный мужик…! Другой бы, про эту картошку и не впомнил, а он поехал и привёз её нам!
Я улыбнулась сыну на его оценку об этом мужчине и сказала:
- Мужики разные бывают, сынок! Не всем можно доверять!
Все выходные у меня из головы не выходил этот Хеймо…
А в понедельник, на планёрке я увидела его снова. Изредка, глянув на него, заметила, что он не сводил с меня глаз, сидя напротив меня в кресле. Я смутилась, а мой начальник, заметив, что я чуть покраснела от смущения, улыбаясь мне, сказал:
- В среду предстоит у Хеймо рейс в Карелию, в один лесопункт, надо бы тебе, Света, съездить с ним, он не справится без тебя там. Погрузитесь и приедете обратно…
Я чуть не упала со своего стула, сказав начальнику:
- Я не могу оставить ребят дома одних на двое суток…
А начальник, спокойно так, ответил:
- Ничего, привезёте их ко мне, у меня побудут, пока ездите туда…
Я никак не могла согласиться, ведь школа была далеко от той квартиры, где жил начальник. Но он сказал, что в школу ребят отвезёт его жена, она приехала погостить к нему из Финляндии.
Всё, мои доводы закончились, отказаться от командировки я больше не могла! А Хеймо, всё это время смотрел своими синими глазами на меня и улыбался от счастья, что я поеду с ним в такой дальний рейс.

А в моей душе творилось что-то невероятное, я где-то там, в глубине, радовалась этому случаю - узнать его и познакомиться, что он за человек… Я поняла, что он тоже хотел нашего знакомства, и не хотел, чтобы я отказалась от этой поездки. Наши глаза встретились, и мы оба осознали, что нас связала та хрупкая ниточка, которую нельзя было уже разорвать - мы оба были влюблены с первого взгляда, тогда, как встретились в коридоре нашей конторы. Так вот, с первого взгляда и с той картошки, началась наша долгая и взаимная любовь, которая до сих пор не гаснет в нас все эти годы. И до сих пор, мы с мужем иногда вспоминаем тот нежданный, но прекрасный день знакомства и ту картошку.


Рецензии