Иванов Николай Семенович
В РККА с 1933 года.
Окончил Борисоглебское авиационное училище.
В звании лейтенанта служил младшим лётчиком в 34-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года в качестве пилота, затем командира эскадрильи истребителей И-16.
Имел псевдоним «Панас».
«…Кажется, все нормально, можно продолжать полет. Но что это? Самолет Панаса снижается? Я лечу вслед за ним, подхожу к нему вплотную и вижу, что правая плоскость его самолета во всю ширину распорота вражеской пулей. Не глядя по сторонам, весь устремившись вперед, Панас настойчиво тянет к линии фронта. Распоротая плоскость уже вздулась, с ужасом я замечаю, как от крыла начинают отделяться куски верхнего покрытия: отлетел один кусок фанеры, другой, третий…
- Тяни, Панас! Тяни, дорогой! - кричу я, будто он может услышать меня.
Он тянет, тянет, вкладывая в управление машиной все свои силы, все свое
умение, воюя за каждую сотню метров.
Половина крыла уже оголена и похожа на решетчатый скелет. Вот-вот самолет потеряет устойчивость. Инстинктивно вся эскадрилья прижимается к нему плотнее: если бы можно было, как на земле, подхватить падающего человека, уберечь его, защитить!
Еще один кусок фанеры отрывается от плоскости.
- Спеши, Панас, не медли! - кричу я что есть мочи и в это же мгновение
вижу, как он хватается рукой за край кабины и, пересиливая сопротивление встречного потока, ложится грудью на борт. Самолет резко накреняется, и в тот же момент Панас соскальзывает в бездну.
Где-то далеко внизу появляется белое пятнышко - купол распустившегося
парашюта. Я даю сигнал Петру, чтобы он вел эскадрилью, а сам устремляюсь вниз. Парашют, распластавшись, лежит на земле. Панас с пистолетом в руке пробирается между огромных камней в сторону своей территории. Вокруг ни души. Увидев мой самолет, Панас, протестуя, машет рукой: «Уходи! Будешь кружиться надо мной - дашь противнику знать о моем местонахождении». Сообразив это, я сразу же улетаю вслед за эскадрильей.
Солнце уже заходило за горы, когда мы произвели посадку. Механик Панаса
бегал от одного летчика к другому, спрашивая одно и то же:
- Скажите, он жив? Он не разбился? Вы видели его живым?
…И вот проходит шесть, восемь часов. Наступает утро. Часто смотрим на
дорогу. И потому вначале не обращаем никакого внимания на показавшийся вдали самолет. Но самолет приближается к нам. Вот он уже с оглушительным ревом проносится над аэродромом. Ликуя, восторженно делает одну восходящую бочку за другой.
- Панас! Панас! - раздаются крики.
Самолет приземляется, и из него действительно вылезает Иванов.
- Чудо! - удивляются летчики. - Ты что, волшебник, что ли?
Панас рассказывает: минут через двадцать после приземления он встретил
республиканских солдат. Те тотчас же привели его к командиру, который выделил для летчика машину. Панас отправился на наш аэродром. Но по дороге вздремнул, а шофер спутал адрес и привез его на аэродром к нашим соседям. На счастье, у соседей оказались два резервных самолета. Панас спокойно переночевал, а полчаса назад вылетел к нам.
- Вот и все. Просто и хорошо! - заключает Панас…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)
Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, сбил 5 самолетов (3 лично и 2 в составе звена).
По другим данным сбил 14 самолетов (4 лично и 10 в группе).
После возвращения из Испании получил звание капитана, и стал летчиком-испытателем.
Погиб при испытании самолета.
Список известных воздушных побед Н. С. Иванова:
00.00.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
00.00.1937 1/2 Фиат-32 на аэродроме в паре со Смирновым Б. А.
00.00.1937 1 гидросамолет Реус лично
Награжден орденом Ленина (02.03.1938), орденом Красного Знамени (03.11.1937).
Свидетельство о публикации №215022800697
Юрий Чумак 03.12.2021 23:59 Заявить о нарушении
Олег Каминский 05.12.2021 07:50 Заявить о нарушении