Иванов Николай Семенович

Родился  в  1914  году. 
В  РККА  с  1933  года.
Окончил  Борисоглебское  авиационное  училище.
В  звании  лейтенанта  служил  младшим  лётчиком  в  34-й  истребительной  авиационной  эскадрилье  56-й  истребительной  авиационной  бригады  Киевского  военного  округа.
Участвовал  в  национально-освободительной  войне  в  Испании  с  31  мая  1937  года  по  28  января  1938  года  в  качестве  пилота,  затем  командира  эскадрильи  истребителей  И-16. 
Имел  псевдоним  «Панас».

     «…Кажется,  все  нормально,  можно  продолжать  полет.  Но  что  это?  Самолет  Панаса  снижается?  Я  лечу  вслед  за  ним,  подхожу  к  нему  вплотную  и  вижу,  что  правая  плоскость  его  самолета  во  всю  ширину  распорота  вражеской  пулей.  Не  глядя  по  сторонам,  весь  устремившись  вперед,  Панас  настойчиво  тянет  к  линии  фронта.  Распоротая  плоскость  уже  вздулась,  с  ужасом  я  замечаю,  как  от  крыла  начинают  отделяться  куски  верхнего  покрытия:  отлетел  один  кусок  фанеры,  другой,  третий…
- Тяни,  Панас!  Тяни,  дорогой!  -  кричу  я,  будто  он  может  услышать  меня.
Он  тянет,  тянет,  вкладывая  в  управление  машиной  все  свои  силы,  все  свое 
умение,  воюя  за  каждую  сотню  метров.
     Половина  крыла  уже  оголена  и  похожа  на  решетчатый  скелет.  Вот-вот  самолет  потеряет  устойчивость.  Инстинктивно  вся  эскадрилья  прижимается  к  нему  плотнее:  если  бы  можно  было,  как  на  земле,  подхватить  падающего  человека,  уберечь  его,  защитить!
     Еще  один  кусок  фанеры  отрывается  от  плоскости.
- Спеши,  Панас,  не  медли!  -  кричу  я  что  есть  мочи  и  в  это  же  мгновение 
вижу,  как  он  хватается  рукой  за  край  кабины  и,  пересиливая  сопротивление  встречного  потока,  ложится  грудью  на  борт.  Самолет  резко  накреняется,  и  в  тот  же  момент  Панас  соскальзывает  в  бездну.
Где-то  далеко  внизу  появляется  белое  пятнышко  -  купол  распустившегося 
парашюта.  Я  даю  сигнал  Петру,  чтобы  он  вел  эскадрилью,  а  сам  устремляюсь  вниз.  Парашют,  распластавшись,  лежит  на  земле.  Панас  с  пистолетом  в  руке  пробирается  между  огромных  камней  в  сторону  своей  территории.  Вокруг  ни  души.  Увидев  мой  самолет,  Панас,  протестуя,  машет  рукой:  «Уходи!  Будешь  кружиться  надо  мной  -  дашь  противнику  знать  о  моем  местонахождении».  Сообразив  это,  я  сразу  же  улетаю  вслед  за  эскадрильей.
Солнце  уже  заходило  за  горы,  когда  мы  произвели  посадку.  Механик  Панаса 
бегал  от  одного  летчика  к  другому,  спрашивая  одно  и  то  же:
- Скажите,  он  жив?  Он  не  разбился?  Вы  видели  его  живым?
…И  вот  проходит  шесть,  восемь  часов.  Наступает  утро.  Часто  смотрим  на 
дорогу.  И  потому  вначале  не  обращаем  никакого  внимания  на  показавшийся  вдали  самолет.  Но  самолет  приближается  к  нам.  Вот  он  уже  с  оглушительным  ревом  проносится  над  аэродромом.  Ликуя,  восторженно  делает  одну  восходящую  бочку  за  другой.
- Панас!  Панас!  -  раздаются  крики.
Самолет  приземляется,  и  из  него  действительно  вылезает  Иванов.
- Чудо!  -  удивляются  летчики.  -  Ты  что,  волшебник,  что  ли?
Панас  рассказывает:  минут  через  двадцать  после  приземления  он  встретил 
республиканских  солдат.  Те  тотчас  же  привели  его  к  командиру,  который  выделил  для  летчика  машину.  Панас  отправился  на  наш  аэродром.  Но  по  дороге  вздремнул,  а  шофер  спутал  адрес  и  привез  его  на  аэродром  к  нашим  соседям.  На  счастье,  у  соседей  оказались  два  резервных  самолета.  Панас  спокойно  переночевал,  а  полчаса  назад  вылетел  к  нам.
- Вот  и  все.  Просто  и  хорошо!  -  заключает  Панас…»
     (Из  книги  Б.  А.  Смирнова  «Небо  моей  молодости»)       

Всего  в  Испании  произвел  около  150  боевых  вылетов,  участвовал  в  50  воздушных  боях,  сбил  5  самолетов  (3  лично  и  2  в  составе  звена).
По  другим  данным  сбил  14  самолетов  (4  лично  и  10  в  группе). 
После  возвращения  из  Испании  получил  звание  капитана,  и  стал  летчиком-испытателем.
Погиб  при  испытании  самолета. 

Список  известных  воздушных  побед  Н.  С.  Иванова:      
00.00.1937       1       Фиат-32                Брунете                лично
00.00.1937       1/2    Фиат-32                на  аэродроме                в  паре  со  Смирновым  Б.  А.
00.00.1937       1       гидросамолет        Реус                лично

Награжден  орденом  Ленина  (02.03.1938),  орденом  Красного  Знамени  (03.11.1937).


Рецензии
В "Памяти народа он проходит как Панас Семенович Иванов

Юрий Чумак   03.12.2021 23:59     Заявить о нарушении
Да, действительно, хотя его настоящее имя - Николай. Он, почему-то, очень не любил свое имя, поэтому друзья дали ему новое - Панас.

Олег Каминский   05.12.2021 07:50   Заявить о нарушении