Иванов Петр Михеевич
В РККА с 8 декабря 1933 года, был призван Златоустовским районным военкоматом.
Окончил 1-ю военную авиационную школу пилотов им. Мясникова в Севастополе в 1934 году.
В звании лейтенанта служил младшим летчиком в 36-й истребительной авиационной эскадрилье 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 августа 1937 года по 25 февраля 1938 года в качестве пилота истребителя И-16.
Всего в Испании произвел около 50 боевых вылетов, участвовал в нескольких воздушных боях.
9 декабря 1937 года почти сразу после взлета с аэродрома Бухаралос его самолет загорелся в воздухе, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом. Из-за полученных ожогов провел два месяца в госпитале, после чего был отправлен на родину.
После возвращения из Испании продолжал служить в Военно-воздушных силах.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов в составе 68-го истребительного авиационного полка.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал на Юго-Западном фронте в составе 17-го истребительного авиационного полка с июня по сентябрь 1941 года. Затем, с 5 сентября 1941 года до октября 1942 года воевал на Юго-Западном и Сталинградском фронте в составе, в звании капитана командовал эскадрильей 23-го истребительного авиационного полка. С 23 ноября 1942 года командовал 866-м истребительным авиационным полком, воевал на 3-м Украинском фронте. Принимал участие в освобождении Украины.
«…22 августа 1943 года посты воздушного наблюдения сообщили о появлении со стороны Днепропетровска большой группы фашистских бомбардировщиков. Иванов поднял в воздух все исправные машины - 22 самолета Як-1 - и сам повел их в бой. При подходе к линии фронта наши летчики первыми заметили фашистов. Их было много: 48 бомбардировщиков Ю-87 и 8 истребителей Ме-109 и ФВ-190. Они шли плотным строем, намереваясь нанести удар по нашим наступающим войскам в районе села Долгенькое Харьковской области.
Шесть «яков» по приказу ведущего связали боем вражеские истребители, а остальные во главе с Ивановым стремительно атаковали бомбардировщиков. Иванов шел на головной «юнкерс», на фюзеляже которого черной и белой красками была нарисована пасть дракона. Фашистский летчик заметил опасность, но было уже поздно. Прежде чем он успел открыть огонь, Иванов выпустил прицельную очередь. Мотор «юнкерса» вначале задымил, а затем вспыхнул ярким пламенем.
После первой атаки наших истребителей враг недосчитался четырех бомбардировщиков. Строй их был нарушен.
Иванов круто взмыл вверх и, развернувшись, понесся на стервятника, который занял место только что сбитого вожака. Форсируя мотор, подполковник догнал тихоходную машину и выпустил очередь, но трасса прошла мимо. Это Иванов хорошо видел. Между тем «юнкерс» стал беспорядочно падать, оставляя за собой густой дымный след. Иванов понял, что фашист хитрит, имитируя свою гибель, используя для этого дымовую шашку и известный еще по боям в Испании прием беспорядочного падения. Подполковник ввел свой самолет почти в отвесное пике и погнался за «юнкерсом». Около самой земли фашистский летчик перевел машину в горизонтальное положение и на бреющем полете понесся на запад. На предельной скорости Иванов догнал врага и с дистанции 8—100 метров хлестнул из пулеметов по фюзеляжу. «Юнкерс» врезался в землю недалеко от села..»
(Из книги Н. М. Румянцева «Люди легендарного подвига»)
15 октября 1943 года ему было присвоено воинское звание «подполковник».
В боях был дважды ранен: в 1942 году и в июне 1943 года.
Летал на истребителях И-153, И-16, ЛаГГ-3, Як-1 и Як-7.
Всего за время участия в Великой Отечественной войне произвел 299 боевых вылетов, в том числе: 124 - на прикрытие своих войск, 78 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 18 - на штурмовку, 72 - на разведку, корректировку артиллерийского огня и перехват самолетов противника. Участвовал в 80 воздушных боях, сбил 12 самолетов (11 лично и 1 в паре). По данным наградных документов сбил 17 самолетов.
28 ноября 1943 года в 9 часов 55 минут во главе шести Як-1 вылетел на боевое задание. В воздушном бою против восьми истребителей Ме-109 немецкой 52-й истребительной эскадры в районе Разумовка и Нижняя Хортица Запорожской области был атакован сзади и сбит. В 300 метрах от земли выпрыгнул с парашютом, но парашют порвался, зацепившись за хвостовое оперение истребителя. С нераскрывшимся полностью парашютом лётчик упал на берег Днепра в 3 км юго-западнее поселка Южный, и умер от ран и сильных ушибов. Похоронен в районе авиагородка в селе Мокрое. Перезахоронен в братской могиле № 38 на Капустянском (Капустяном) кладбище в городе Запорожье (Украина).
Список известных воздушных побед П. М. Иванова:
12.09.1941 1 Ме-109 Подпильня лично
10.12.1941 1/2 Хш-126 юго-восточнее Славянск в составе пары
30.01.1943 1 Ю-87 южнее Макаров Яр лично
22.07.1943 1 Ю-87 юго-западнее Синичино лично
28.07.1943 1 Ме-109 юго-западнее Голая Долина лично
22.08.1943 2 Ю-87 Пашково лично
23.08.1943 1 Ме-109 Сулиговка лично
23.08.1943 1 Ю-88 Долгенькая лично
24.08.1943 1 Ю-87 юго-восточнее Ново-Дмитриевка лично
24.08.1943 1 Ме-109 южнее Перемога лично
11.10.1943 1 Ме-109 восточнее Запорожье лично
За мужество и героизм Петру Михеевичу Иванову 26 октября 1944 года было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденом Ленина (26.10.1944), тремя орденами Красного Знамени (02.03.1938, 09.11.1941, 08.09.1943), медалью «За оборону Сталинграда».
Свидетельство о публикации №215022800751
Олег! Готовлю материал о героях войны, которые жили у нас в городе. Увидела Ваш рассказ. Спасибо!
Наталья Катаева-Вергес 16.11.2016 07:32 Заявить о нарушении
С уважением,
Олег Каминский 16.11.2016 08:58 Заявить о нарушении