В. Поленов Московский дворик, Чичерин, Спасо-Хауз,

      Московский дворик. Нет, мы не увидим его  на фотографии этого роскошного чудного дворца. Да и как бы он вписался в трогательное живописное предание нашей московской старины. Этот особняк был построен  рядом с «Бабушкиным садом»  значительно позже,  в начале прошлого века. Когда собственно уже и самого  сада не существовало. Срубил его один такой Лопахин под самый корешок, как уже никому ненужный  А потом  по воле другого человека, Николая Второва было построено то, что мы видим на фотографии.

 Думаю так, что мало кто скажет, а кто таков был этот Второв. Уж как давно не помнят и не знают его.  А это напрасно. Как-то даже и обидно за него.  Нет, он не был титулованным дворянином, как это можно было бы подумать, судя по строению с колоннами, возведенному в классическом стиле.  И роскошное это здание - вовсе не дворянское гнездо, вроде того, что мы видим на картине «Бабушкин сад».

     Нет, господин Второв в начале прошлого века был преуспевающим предпринимателем и владельцем  многих заводов. Может и пароходов тоже.  И золотопромышленником он тоже  был.  А еще он был и крупным банкиром. Ну и, конечно же,  попечителем и благотворителем. Всё, как надо.

  И это далеко не всё о нем. Есть и ещё одна замечательная,  поразившая меня деталь. Например,  все знают овеянные революционной романтикой будёновки с пятиконечной звездой. Форма этого головного убора – стилизация под древнерусский богатырский шлем. Вот точно такие же, какие мы видим на головах трех богатырей известной картины.

   А как мы еще и сегодня представляем себе комиссаров в пыльных шлемах. Ну понятно – в черной кожаной тужурке. Тужурка эта тоже пропитана духом суровой революционной романтики.  Ну а кто помнит и знает, что все эти символы появились и прочно остались в нашем сознании тоже благодаря господину Второву.
   
     А дело было так. Началась война. И никто не сомневался, что наши будут в Берлине. Потому как наше воинство  приходило в этот город уже не раз. А в какой прикид одеть при этом гостевом визите наших бойцов? Дело  важное и ответственное. Государственное, можно сказать.  Решили, что бойцы в островерхих шапках и кожаных тужурках  должны будут являть русских дух и старину. Вот и сшили в огромном количестве остроконечные шлемы, которые назывались по первости   «богатырки» А ещё и шинели и гимнастёрки с петлями – разговорами под стрелецкие кафтаны. Ну и кожанки со штанами-галифе. Все пошито по эскизами знаменитых художников Васнецова и Коровина. И всё это, представьте себе,  было изготовлено на фабриках Николая Александровича Второва.

    А потом была гражданская война. Что делать с всем этим воинским обмундированием? Вот и одели в него всю Красную армию. Только ещё и большую красную звезду на лоб Богатырки  подшили. И стала она Будёновка.  А Второв был и не против.

    Он и не собирался бороться с новой властью. Даже и не хотел никуда уезжать.  Странно,конечно, с его стороны. Потому как состоянием обладал просто огромным. Пожалуй, самым большим в России. Оно превышало 60 млн. золотых рублей  Вот для сравнения у Морозовых было 40 млн. руб. У Рябушинских – тоже славная фамилия – было так под 30 млн руб. А у Второго чуть не в два раза больше. В отличие от нынешних олигархов, Второв строил и создавал. А в Электростали ему возведён памятник, как основателю города.  Вот и Красную армию хорошо приодел. И не покупал себе заморских футбольных и баскетбольных дорогущих клубов. А мы его в отличие от Прохорова и Абрамовича и не знаем.  Нехорошо. 
 
    Он плохо кончил.  Его застрелили  в собственном кабинете в другом его здании «Деловой двор», стоящим и поныне возле церкви Всех Святых у Варварских ворот. Правда,  по иной версии трагедия произошла  как раз в  особняке с колоннами  на Спасопесковской  площади.  И толком никто не знает почему. Но достоверное известно, что экспроприаторы были ни  приём. Говорят, убийцей был то ли сумасшедший студент, типа Раскольникова, то ли обиженный внебрачный сын, возжелавший отщипнуть от отцовского состояния маленькую толику.
 
    А после, понятно,  особняк в переплетении арбатских переулков  был национализирован в пользу Наркомата иностранных дел. В нём были расселены  высокопоставленные чиновники во главе  самого комиссара по иностранным делам Георгия Чичерина, сменившего на этом посту Троцкого.

    Уже и подзабыли, что самым первым нашим порученцем по связям со всем миром был Троцкий. Но он очень быстро потерял  доверие Ленина. Политическая проститутка – одно слово. Брестский мир не подписал. Выдвинул мало понятную дипломатию. Ни войны – ни мира. А если так, то что же? Ну и получили вполне ожидаемую войну.

     И пришлось разгребать ситуацию Георгию Чичерину. Мир он подписал. Мир несправедливый, грабительский, похабный. А что делать. Армии-то не было. Штык в землю – и разбежалась армия.

   Каждый наш министр иностранных дел был сотворен своим временем, но  имел при этом и  свое собственное лицо. При всём при том я считаю, что Чичерин был просто выдающейся фигурой нашей российской и советской дипломатии. Вдумайтесь только в эту беспрецедентную историю. Октябрьская революция – и рождается за всю мировую историю государство совершенно невиданное. Впервые оно строится по теории, главной сутью которой было страстное желание установить царство справедливости для начала в одном государстве на земле. По божьему, возможно, промыслу, в самом большом в нашем земном мире.

     А что это значит? А то, что это государство невиданное и неслыханное за всё время истории людей на Земле с тех самых пор, как мы стали людьми разумными, должно было встраиваться в старый мир. А как?! В мир, который по определению теории должен был кануть в Лету.  И никакого опыта в этом предприятии.

     Это как если бы в большую коммунальную квартиру, то же человечество, пришёл бы новый жилец с пассионарной идее жить по собственным, как он считает, справедливейшим законам. Причем все знают, что эти законы он будет применять в собственной самой большой комнате, но скоро по его убеждению нового жильца, эти законы распространятся на житё-бытиё и прочих жильцов коммуналки.  Возможно и не без помощи новоприбывшего. Этот энтузиаст взялся за дело со всею своею молодой энергией построить новый его мир. Разрушив при этом мир НАСИЛИЯ. Я не случайно выделяю это слово из известной строки. Так как именно его и выбрасывают из песни противники строителей нового мира.

    Ну как жить с таким огромным по росту соседом. Зажмуриться, не замечать – невозможно. Это вам не каморка под лестницей.  Не обойти и не объехать тоже. Как быть, квартира то одна на всех. Квартира общая. Только перегородки, которые непроницаемым никак не назовешь. 

  Вот Чичерин и сыграл выдающуюся роль в  вопросе налаживания взаимоотношения нашего нового мира со всем прочим миром. И это налаживание началось с Генуэзской конференции. После которой новую Россию стали признавать «жильцы» одним за другим.
   
    Георгий Васильевич Чичерин стал нашим полпредом в дипломатии совсем не случайно. Его папа в течение 18 лет служил и в Главном архиве МИД России, и в российских представительствах в Бразилии, Германии, Италии, Франции. Мать, Жоржина Егоровна Мейендорф, родственными узами была связана с известными русскими дипломатами. Георгий Васильевич писал позже в автобиографических заметках, что он «рос среди всевозможных воспоминаний из дипломатического мира, дышал этим воздухом».

    С самого раннего детства он говорил на нескольких главных европейских языках. А ещё он знал латынь, древнееврейский и хинди. Ну кому как не ему быть Наркомом в дипломатии. 
 
   Троцкий его позвал в  Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД. Но одна интересная деталь. По его теории перманентной революции  необходимость в этом комиссариата вскоре должна была отпасть сама собой. К чему она в пожаре мировой революции. А оно вон сложилось. Необходимость осталась. Да ещё и какая. Пожар ведь не состоялся.

     Да, он был умелым дипломатом и настоящим патриотом нашей страны. И его вклад  в то, что называют «Родину защищать»,  был безмерно огромен. И недооцененным по сей день. Советник германского посольства Густав Хильгер, писал в своей книге: «Этот маленький человечек умел представлять интересы своей страны на международных конференциях с таким большим достоинством, такой замечательной эрудицией, блестящим красноречием и внутренней убежденностью, что даже его противники не могли не относиться к нему с уважением».

     Он ушел с поста Наркома в 1930 году. Вернее его ушли. Литвинов подсидел. Почему и как – это уже другая история. А вот в 1933 году его попросили покинуть и особняк в бывшем Московском дворике. Потому как решили поселить в нем американского посла. Временно поселить, а потом оказалось, что и навсегда. 
 
     Ну что тут будешь делать. Такой парадокс. Человека, столько сделавшего для установление отношений с далёкой державой, выгнали из дома, в который вселили заморского посла. То есть того, благодаря которому этот посол к нам и приехал. Обидно-с. Что-то напоминает про избушку лубяную. То есть в избушке поселился волчара ненасытный. Но об этом попозже.

   Чичерин обиделся. Не хотелось ему съезжать из особняка. Из хором,  в пространстве известного нам Московского дворика. Так не хотелось. Да и понятно. Он же барин и по рождению, и по всему своему естеству. Да и привык к хоромам. Принял такой зигзаг судьбы всем своим чувствительным сердцем и умер три года спустя. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Над могилой черный обелиск с его именем. Когда я бываю на этом кладбище и прохожу по дорожке рядом с его могилой, то всегда говорю: «Мир праху твоему, Георгий Васильевич».

                *****

    Со вселением нового жильца в особняк Второва в Московском дворике, он получил чужеродное наименование. Какой-то странный и неестественный гибрид «Спасо-Хаус». И вот 24 апреля 1935 года новоприбывший гость решил устроить в посольстве роскошный прием. С таким купеческим пошлым размахом. Чтоб всех сразить необычностью и свободой воображения заморских посланцев.

      Назвали мероприятие “Весенний фестиваль”. Захотели американы поразить всех необычностью и оригинальностью. Эх, раззудись плечо! Дай простор воображению! И знаете как? А вот как! Вы не поверите. Набрали  из московского зоопарка всякой-разной животины: горных коз, белых петухов, медвежонка, а также фазанов, попугайчиков и сотни зябликов. А стол для фуршета украсили финскими тюльпанами и листьями цикория, что должно было имитировать лужайку. А ещё в зале приемов Спаса Хауса поместили с десяток выкопанных берёзок. Ну и фонтаны из струй французского шампанского.
 
    А кого позвали на сие мероприятие? Позвали всю элиту сталинскую. Кроме его самого. Были на приеме  нарком иностранных дел Литвинов и нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный. Вы помните, как некоторые из них закончили свой земной путь во время совсем близких чисток.
 
     И самое удивительное - был среди приглашённых и  Михаил Булгаков. Пришел он, поприсутствовал, насмотрелся на весь этот зоопарк под сенью струй шампанского, и переделал уже написанную главу «Бал у Сатаны». Только он превзошел в своих фантазиях убогое воображение американов. Перечитайте эту главу. И вы найдете в ней и красногрудых, зеленохвостых попугаев, сидящих на лианах, оглушительно кричащих: «Я восхищён». Увидите и усладите свой слух музыкой самого лучшего оркестра. И белые тюльпаны в изобилии. И даже камин увидите, из которого  вываливались один за другим  в гробах короли, герцоги, самоубийцы, отравители, висельники, сводники, тюремщики, шулеры, палачи, доносчики, изменники, безумцы, растлители и прочая нечисть. И после этого вы будете ещё спрашивать, почему роман был запрещен долгие годы.

     А кто был хозяин всего мероприятия? Как кто? Сам Сатана и был. Получается так, что это был посол американский. И никто другой. Провидцем, получается,  был Булгаков. Потому как особняк Второва был и остается, скажу прямо, гнездилищем дьявольской силы в Московском дворике, которая делала всё возможное, чтобы развалить и уничтожить наш мир. И никак иначе.

      Я снова смотрю на живописное милое творение Поленова «Московский дворик» И думаю о том, о чем не мог знать художник, посылая свою «картинку», на очередную выставку передвижников.

    Вот, я спрошу вас, что объединяет богача, предпринимателя  и благотворителя, Чебурашку с его верным другом крокодилом Геной, несколько поколений арбатских детишек – учеников не совсем простой школы, начало нашей российской и советской дипломатии, родившейся в муках одного из самых трудный и драматичных отрезков нашей общей истории, целую череду полномочных послов грозной  державы, пребывающей и поныне в состоянии холодной войны с нами. И даже несколько президентов этой державы.  И, наконец, местом, выбранное самим Сатаной, для умопомрачительного бала? Только одно. Вот этот самый Московский дворик с его курами и ребятишками, играющими на травке под полуденным солнцем. Все они отметились своим присутствием на тесном пространстве любимого мною дворика.  Знал бы обо всём этом художник! И кто ещё придет отметиться  в грядущих поколениях на этом крохотном уголке огромного города?
         


Рецензии
Пир. Пир эмоций.

Первое же впечатление - прав, сказавший, что чем умнее человек, тем острее осознаёт он непознаваемость мира. Столько нового, о казалось бы, давно известном и уже не нужном.

Но не только фактов.
Образ. Образ местечка нашей земли, обратившийся в гнездилище духа не нашего. В злокачественное образование, выпускающее и устремляющее на всю страну, липкие путы-метастазы.
И как по прочтении не застыть в прострации с недоумением - Ну как же это могло произойти?

Ответ пожалуй здесь же.
Эти Николай Второв и Георгий Чичерин, по делам их - отцы России, Россией забытые, мало того - после сделанной ими работы, уничтоженные ей. Метафизически глядя - они черты народного характера, мысли нашей народной истории, сделались лишними, выброшенными из памяти. Старое новым отрицается - ладно. Но главное - не заменились продолжением родственным, развитием полезным.
"Дом" опустел от дел. Свято место пусто не бывает.

"...
Мф.12:43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;

Мф.12:44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;

Мф.12:45 тогда идёт и берёт с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом".

Тихий зелёный русский дворик в зачатке, грозовые тучи продолжением. О причинах думать да думать. Развитие видим. Опередят ли беду выводы семейные, наши?

Геннадий, с уважением...

Владимир Рысинов   13.03.2016 07:03     Заявить о нарушении
Вы знаете, этот дом усадьбы Второва, а ныне резиденция посла США, мне знаком уж как хорошо. Не хотел я об этом говорить в статье. Как-то неловко. Но вот вам скажу. Я хожу в него дважды в неделю. Уже почти десять лет. Я хожу в него как репетитор к одному очень способному мальчику. Ныне уже и подростку. ОН лучший в своём классе. Может быть во всей школе.Этот мальчик - моя гордость.

Школа его стоит рядом с церковью. Она видна на картине «Московский дворик». Ну как мне было не попытаться рассказать о том, чем стал сегодня всем известный дворик. А то, что с ним стало, - это интересно не только обитателям этого дворика, но думаю так, что и многим другим. Вот и попытался. Может быть и получилось
Спасибо, Владимир за благожелательный отклик.

Геннадий Мартынов   14.03.2016 14:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.