Не оригинально

Он просидел уже так целое утро. Сигарета за сигаретой превращалась в дым посредством этого человека, но он словно не замечал этой табачной метаморфозы, крутил дальше пачку в руках, судорожно затягивался, выдыхал и смотрел в потолок. Но там не было ничего, там было пусто.
-Вот бы и у нас было так пусто. Заговоришься – произнёс он охрипшим голосом.
Докурив сигарету, он встал, надел своё серое потрепанное пальто и обернулся вокруг себя словно осматривая комнату. Отличительной особенностью её была громадная куча книг. Именно куча, а не стопка. Книги эти лежали как попало, часть из них была открыта, часть имела обожженные и рваные края. Андрей долго смотрел на этот курган знаний, потом громко выругался и вышел вон из комнаты.
Спустя некоторое время он добрался до местного дома культура, там уже стояло много людей, один в один похожих на него. «Не опоздал» - мелькнуло у него в голове. Он подошел к окошечку кассы и попытался, насколько смог, мило попросить билет своим охрипшим голосом.
- Будьте так любезны, моя дорогая, один билетик.
- Сегодня можно купить на всю неделю. Цена удачная. Будете?
- Нет, уверен, сегодня – последняя встреча!
- аднатысячасемьсотшест…
- Что Вы записываете?
- Значит, будете?
- Нет-с, не нужно – ответил он, и жилка дернулась на его лбу, материализовав тем самым его ярость.
Взяв билет, он побежал к входу, так как люди уже ломились, и дворник Вениамин Карлович уже вцепился в ручку двери, намериваясь скорее всё закрыть.
 Людей в этот раз было меньше, чем всегда, а это значит, что можно было сесть комфортней. Комфортней это значит один на три стула, на один стул – шляпу, на другой – пальто, на третий – себя. Расположившись, Андрей достал свой блокнот и карандаш, теперь только ждать. Через минуту вышел хорошо одетый полный мужчина что-то крикнул за кулисы, занавес поднялся, оголив стоящий за ним столик. За ним сидели пять стариков, каждому из них было не меньше восьмидесяти лет. Их плотные седые бороды уходили под стол, казалось, будто они скрывали подставки для их голов, ведь выглядели они очень тщедушно. Стали вызывать людей, один, другой, третий, все вбегали, кричали в зал, потом слышали приговор мудрецов, и снова крик и снова приговор. Одни сходили оттуда подавленные и разбитые, другие озлобленные, третьи истерически смеялись. Но Андрей не слушал их, старался их не слушать. Он делал это в первые дни, боясь, что его опередят, или, что не услышит триумф, но за шесть месяцев ему это так опротивело, что он злился сам на себя за эти посещения.
Но вот прозвучало его имя. Он встал резким движением, вбежал на сцену, заглянул в блокнот, поднял руку и зачитал следующее:
- Любовь есть орудие, которым я уродую себя!
- Мимо – сказал один мудрецов – Франц Кафка «Письма к Милене», любовь это нож, которым я копаюсь в себе.
- Но ведь он не говорил, про уродование! Моя фраза оригинальна! – завопил Андрей.
- Молодой человек, давайте не будем менять цвета на обертке от конфеты. Вы  не оригинальны. Есть еще у Вас что-то?
- Совершить достойное дело без преград немыслимо.
- Без великих препятствий не может быть великих достижений. Вольтер – едва улыбаясь и прикрывая глаза, словно наслаждаясь своей ученостью, ответил старик.
- Хорошо, хорошо – лепетал Андрей – а как вам вот это «Смертная казнь этически не будет оправдана никогда, ведь убивая преступника, вы становитесь на его место!
- Если убить убийцу, то количество убийц не измениться. У. Черчиль. – выкрикнул этот же мудрец.
Повисла тишина. Андрей очень надеялся на эту фразу, ведь перерыв за три дня кучу книг он ничего хотя бы немного намекающего на это не нашел. Он был снова разбит. Тут встал другой мудрец и сказал:
- Простите, молодой человек, мой коллега оказался не прав…
В этот момент сердце Андрея забилось «ну неужели, неужели я не прогадал» -  подумал он.
- … Эту истину оформили в слова ещё раньше. Это сделал Христос.
Его лицо не выражало абсолютно ничего. Оно было пусто и безжизненно. Обычно такое лицо имеют люди, смирившиеся с какой-нибудь неприятностью, которая приходит всегда, что бы они ни предпринимали.  Андрей глядел рассеянно на стол, за которым сидели мудрецы и  затем резким движением спустился со сцены и направился к выходу, предварительно  захватив пальто, но только он схватился за ручку двери, как из зала крикнули:
- Шляпа. Вы оставили шляпу, вернитесь за ней сейчас, ибо потом Вас это сконфузит!
- Никогда человек не бывает так смешон, как в тот момент, когда он теряет свою шляпу. Джером К.Джером – вставая, выкрикнул один из мудрецов. 
В зале вспыхнули то там, то здесь легкие очажки смеха. Да, только так  могла посмеяться интеллигенция, в сторону и в кулачёк, ведь человеку, думающему и много знающему, зазорно было поддаваться импульсам толпы, разве что немножко, из уважения к истинной природе человека.
Андрей оглянулся, произнес про себя любимое своё матерное слово, пнул дверь и вышел. Он долго бродил по городу, ни о чём не думая. Слонялся из стороны в сторону, ощупывая глазами все попадавшиеся ему предметы. Но вдруг, кто-то обратился к нему, пришлось обернуться. Перед ним стоял человек одетый в точности, как он сам.
- Что, простите? – спросил Андрей.
- Сигарета. Есть ли у Вас сигареты? – ответил двойник.
- Да – и Андрей потянулся в карман за пачкой.
Но сигареты в пачке не было, оказалось, что утром он выкурил всё.
- Мда, я Вас обманул, получается. Не имею сигарет – ответил Андрей, с почему-то нахлынувшим на него удовольствием, как будто он был рад разочаровать незнакомца.
- Не беда – ответил тот – у меня есть – и он достал и предложил закурить Андрею.
Андрей вопросительно посмотрел на незнакомца и спросил:
- Зачем Вы тогда спрашивали, есть ли у меня сигареты?
- Вы знаете, я не люблю курить в одиночестве, а это хороший способ узнать, курите ли Вы.
- Гм. Ясно. Ну, давайте, я помогу Вашему горю.
Незнакомец и Андрей закурили. Они оба молчали. Наконец Андрей не выдержал:
- Так что же Вы молчите? Вот я здесь, курю с Вами, Вы жаловались на одиночество, а теперь молчите.
- А почему Вы молчите?
- Так я уже и не молчу!
- Вот и хорошо. Откуда Вы идете? Вы так плохо выглядите – заметил незнакомец.
- Да, долго рассказывать. Но Вы правы. Я очень устал.
- Может быть, выпьем? – предложил незнакомец.
Андрей удивился и ответил:
- Почему я должен пить с Вами через пять минут знакомства?
- Алкоголь не только расширяет сосуды, но и круг ваших друзей – ответил, прищуриваясь, незнакомец.
- С…сальвадор Дали – пролепетал Андрей, затем сделал серьёзное лицо и спросил – Вы тоже участвуете в этом?
- В чём в этом? Я Вас не понимаю, причём тут Сальвадор Дали?! Я видел несколько его работ. Не дурно. Мне нравится –  ни капельки не возбужденно парировал незнакомец.
- Ну как! Вы только что озвучили выражение Дали – «Алкоголь временно расширяет сосуды и круг друзей» - сказал Андрей, невротически улыбаясь, словно схватил своего нового знакомого с поличным.
- Правда? Хм. Ну, видите – истина в вине, вдвоём мы не могли ошибиться. Так что?
Андрей мысленно отказался от этой затеи попойки с новоиспеченным знакомым. Сознание его, собрав и проанализировав всю полученную информацию от органов чувств, поставило на этом деле штампик «Zakaz», дав тем самым рекомендацию развернуться и быстрыми шагами идти домой. Но. Но в том и силен человек, что в силу неизвестных материй он может через секунду изменить решение противоположено и бесповоротно. Так случилось и сейчас. Сам не зная как, Андрей хлопнул незнакомца по плечу, и они направились в бар. Может быть, нежелание возвращаться в дом, где книги, словно актёры анатомического театра, бездушно взирали и мучили бы его, может быть обида от недавнего провала и насмешек желала утонуть и сгореть в бокале абсента, а может быть и то и другое заставило Андрея принять предложение от нового знакомого.
Они вошли в бар. Бар как бар, даже описывать не стоит. Изрядно выпив и наговорившись на общие темы, незнакомец решил допытаться, почему его собеседник так подавлен.
- Чертова неудача. Мне снова не повезло – и Андрей залпом выпил горящий стакан.
 – Вы когда-нибудь представляли себе неудачу? Почему есть только удача. Люди говорят, что если тебе везет, то тебе благоволит фортуна, а если не везет, то она от тебя отвернулась. Я думаю, всё не так!
- Как не так? – осведомился Андрей.
- А вот так. Есть неудача. Страшная и противная баба. Смотрит она на тебя – тебе не везёт, не смотрит – везёт – ответил ему незнакомец и откинулся на спинку дивана.
- А может быть их две?
- Две женщины? Удача и Неудача?
- Да.
- Нет, не то время. Быть может, во время героев да. Тогда обе дамы, вперив взор на одного человека, навлекали на него рок и борьбу. А сейчас нет. Удача умерла. Наверное, пока она спала, на нее посмотрела Неудача.
- Интересно Вы придумали. Я такого еще не слышал. Вы можете выиграть кучу денег этой мыслью – переходя на шепот и подмигивая, заметил Андрей.
- Да, я. А может и не я. Каким образом? – ответил новый знакомый.
Далее Андрей рассказал, что около полугода назад в их город приехала группа людей, в числе которых пять почтенных мудрецов и один буржуазного вида мужчина. Приехав, они объявили, что в мире всё уже сказано, все мысли озвучены и зафиксированы, что человечество сегодня совсем неоригинально в рассуждениях о жизни. Затем они объявили, кто сможет сказать что-нибудь действительно новое, тот заберет все деньги, которые будут у них с продаж билетов на участие в этом ежедневном состязании.
- За шесть месяцев никому не удалось это сделать. Я уже оставил там много денег, а сегодня, вдобавок, и надежду – заключил Андрей, едва сдерживая свои чувства.
Незнакомец лишь улыбнулся и перевел разговор в другое русло.
Так просидели они до полуночи. Решив разойтись, Андрей понял, что не способен сам дойти до дома, поэтому попросил своего нового знакомого проводить его. Дорога была длинная и молчаливая.
- Может, зайдешь? Покурим – промолвил у дверей Андрей.
- С превеликим удовольствием – ответил новый знакомый.
Когда они вошли, то в глаза незнакомца сразу бросилась куча книг. Он подошел, нагнулся и стал читать названия. Затем спросил:
- Зачем тебе столько книг? Ты ученый? Философ?
- Нет, я же говорил, что участвую в состязании. Я придумываю новую мысль, а после ищу её здесь. Если такой мысли нет, я вношу её в блокнот, чтобы поведать её мудрецам, увековечить своё имя и забрать деньги – ответил Андрей и в глазах его виден был след от мечты, выбравшейся наружу.
- Ну, а если я тебе скажу, что этого не будет. Что жизнь человека старше его самого, что все истины уже поведаны миру, и тысячи тысяч раз облечены в слова, красивые и не очень, и на всех языках. Что ты ответишь мне?  – сказав это, незнакомец сел за стол напротив хозяина дома.
- Хаха – рассмеялся Андрей – какая шутка, Бог мой! Этого не может быть! – заключил он с серьёзным лицом.
- Может. Кому удалось это сделать за шесть месяцев?
- Никому. Но…
- Я был в других городах и встречал этих мудрецов. Ещё никому нигде не удалось сказать что-нибудь новое – сказал незнакомец и разжал кисть правой руки (левая была уже открытой), словно демонстрируя, что лжи больше негде спрятаться, и он говорит честно.
Андрей долго и испытующе смотрел на собеседника, затем встал одни резким движением, подбежал к куче книг, и начал их с криком топтать:
- Но чувство, чувство, то моё! Моё: свежее, новое, оригинальное! Все люди разные, у каждого в душе своё.
- Нет.
Андрей обернулся с онемевшим лицом.
- Что?
- Чувство твоё не оригинально. Тебя научили так вести себя, испытывать конкретное чувство в конкретной ситуации. Это были твои мама и папа, твои друзья, твои враги, партия, книги, школа и прочее – спокойно ответил незнакомец.
- Не может быть, докажи!
- Ты знаешь, как викинги убивали и смеялись, чувствовали эйфорию, ты знаешь, как ацтеки шли с радостью на жертвенный камень, ты знаешь кто такие маугли и какие у них не совсем человеческие чувства. Мне продолжить?
Андрей вернулся за стол. Он занял место вновь напротив незнакомца. Он сказал:
- Да, ты вероятно прав – в его глазах были видны слезы разочарования – но помнишь твою мысль с Удачей и Неудачей? Это ведь новая оригинальная мысль! Я никогда такого не слышал.
- Это не мысль о жизни. Это хорошая метафора.
- Хм.
Теперь они сидели молча и каждый думал о чем-то своём. Андрей смотрел в пол и лицо его выражало кипение мысли. Незнакомец напротив, рассеянно оглядывал комнату.
- Значит, совсем не оригинальны? – промолвил хозяин комнаты, словно желая еще раз оглушить себя новой для него мыслью.
Совсем – ответил незнакомец. Затем он повернулся ко мне и сказал:
- И Вы тоже, художник.


Рецензии
Здравствуйте, Артём!
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсе: http://www.proza.ru/2015/04/21/550 - для новых авторов.
С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   04.05.2015 09:38     Заявить о нарушении