Любимые фильмы И. Бродского. Нож в воде
проект «МИРАЖИ И РЕАЛЬНОСТЬ Романа ПОЛАНСКОГО»
Экспликация фильма:
Р о м а н П О Л А Н С К И
НОЖ В ВОДЕ 1962
В ролях: Леон НЕМЧИК, Иоланда УМЕЦКА,
Зыгмунт МАЛЯНОВИЧ
Сценаристы Роман ПОЛАНСКИ и Ежи СКОЛИМОВСКИ
Композитор Кшиштоф КОЛЯДА
Приз Венецианского МКФ
Номинация на «Оскар»
Скандальный шедевр, фильм-парадокс классика мирового экрана Романа ПОЛАНСКОГО «НОЖ В ВОДЕ».
В 1963 году картина стала подлинной сенсацией, когда лента никому дотоле неизвестного выпускника Лодзинской киношколы была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке и уступила лишь фильму великого Федерико ФЕЛЛИНИ «Восемь с половиной». (ПОЛАНСКИ впоследствии шутливо называл это самым почетным поражением в своей кинокарьере).
Изощренное совершенство и психологическая проникновенность картины дебютанта настолько ошеломили продюсеров, что молодой мастер получил поистине королевское предложение снять американскую версию ленты с участием самых именитых звезд экрана: Элизабет ТЕЙЛОР, Ричарда БАРТОНА и первого красавца Голливуда Уоррена БИТТИ.
Но дебютант ПОЛАНСКИ, преисполненный творческих амбиций, отверг эту идею со словами: «Не стоит дважды входить в одну и ту же воду».
История, разыгранная на экране блистательными польскими актерами и сегодня завораживает сюжетными поворотами и незабываемым финалом.
Мирсаид CАПАРОВ
"НОЖ В ВОДЕ" НЕ РЖАВЕЕТ
Дебют Романа Поланского дошел до Петербурга
12.05.2003, 00:00
Сегодня в кинотеатре "Родина" в киноклубе "Сапаров" впервые в России будет показан фильм Романа Поланского "Нож в воде" (Noz W Wodzie, 1962).
Круг замкнулся. Только что на экраны вышел "Пианист", принесший Поланскому помимо прочих наград три "Оскара". А сорок лет назад "Нож в воде", его полнометражный дебют, выдвигался на "Оскар" как лучший иностранный фильм, хотя и заслужил в Польше упреки в асоциальности, но проиграл "8 1/2" Феллини. Режиссер по сей день утешает себя: "Проиграть такому сопернику не было позором".
"Нож в воде" вроде бы целиком принадлежит 1960-м: конфликт поколений, зреющий бунт рассерженных молодых людей, острое и нереализуемое желание. Сорокалетний преуспевающий спортивный журналист с юной женой отправляется на Мазурские озера провести уик-энд на яхте. Присоединившийся к ним студент-автостопщик провоцирует садомазохистскую психологическую игру, дуэль за тело Кристины. Все идет к летальному исходу, выброшенный за борт нож студента сулит неизбежное кровопролитие, но все как-то обходится.
Съемки стали для режиссера кошмаром. На женскую роль требовалась девушка, "которая в одежде выглядела бы серенькой, обыкновенной", а в бикини — "неожиданно зрелой и желанной". Встреченная в варшавском бассейне Йоланта Умека была именно такой. Но, во-первых, она не умела и не хотела плавать, во-вторых, "не могла заучить свои реплики, запомнить, куда девать ноги или когда снять солнечные очки", а в-третьих, оказалась тайной обжорой, неожиданно и катастрофически растолстела. В отчаянии Поланский предположил, что "немного секса отвлечет ее от еды", и подыскивал ей в группе потенциального любовника, "но никто не вызывался пожертвовать собой ради общего блага". Так что скрытое ожесточение, пропитавшее фильм, это ожесточение самого режиссера, имевшего все основания полагать, что в случае провала его первый фильм окажется и последним. Но теперь "Нож в воде" недаром включают в антологии типа "Сто шедевров саспенса". Дебютант Поланский проявил беспрецедентное, почти хичкоковское умение нагнетать тревожное ожидание, но, убрав криминальную составляющую, снял свою первую, виртуозную, извращенную и вневременную притчу о таящемся в человеке звере.
МИХАИЛ ТРОФИМЕНКОВ
Газета "Коммерсантъ С-Петербург" №79 от 12.05.2003, стр. 3
подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/380980
Свидетельство о публикации №215030102254