Цель жизни - сама жизнь

(Из дневника, 1990 г.)

7 апреля

Вчера у Танечки Музыченко на дне рождения до утра спорили на тему: «Нужен ли идеал или не нужен?».

С разными вариантами.

Нужно ли целовать руки Иисусу, Папе римскому, Ганди и т.п.?

Перебирали все и вся.

Я с Таней и Геной считали, что нет. Они оба – очаровательные люди. Я в них сразу влюбилась. А позже выяснилось, что Гена – двоюродный брат Э.М. Левина, которого я тоже давно и нежно люблю. С’est la vie!

Но основной спор разгорелся между мной и Женей, мужем Тани (его я тоже видела впервые.)

Обожаю такие споры. Мы именно спорили. Логически искали ответ, истину. Довод – контрдовод. Без давления, без озлобления, без навязывания своего мнения, с уважением к мнению другого.

После такой умственной гимнастики я обретаю второе дыхание.

Ночь не спала, и не хочется. Голова продолжает работать. Исчезает «астенический синдром».

Я настаивала на том, что цель жизни – сама жизнь. Что каждый человек самоценен, должен реализовать себя, не считая другого за образец, не считая других лучше себя, но себя – другим.

И вокруг должен быть не идеал – нет, а уровень жизни, создающий разность потенциалов, чтобы осуществлялось движение, что и есть жизнь.
Закон один: «Гори!» Живи! Пока живешь, не имеешь права умирать.

Живи и способствуй жизни.
Жизнь – это цель и идеал, смысл бытия.

Человек рождается, чтобы жить, а не порабощать свой дух пусть даже очень соблазнительными плодами цивилизации.

«Но могут ли быть счастливы рабы?», – спросил Женя.

Рабы чего?

Свобода бывает внешняя и внутренняя.

Внутренняя свобода – это независимость от общепринятого, это НАДстояние, а не ПРОТИВОстояние.

Противостояние – это борьба с рабом в себе, нежелание признать собственную рабскую сущность.

Делай, по максимуму, а не сваливай на других, оправдывая собственную беспомощность.

Всегда можно хоть что-нибудь сделать. Это труднее, чем оправдать свое безделье «объективными причинами».

Бездельник – всегда нытик, всегда тормоз, всегда тянет к покою, к смерти при жизни.

Слабый злится на того, кто ему препятствует делать что-нибудь, злится на себя, на собственное неумение преодолеть ленность мысли, чувства, и т.п.
Бузит, бунтует и ... сдается.

Тратит силы на внешнее сопротивление.

Это рабство и душевная зависимость от более сильного. Сильный, не тратя сил на выяснения, объяснения, оправдания, доказательства своего права что-то сделать, просто делает. Сам. Не требуя, но принимая помощь, не добиваясь, но радуясь участию, соучастию.

Хочешь идти рядом – иди. Не хочешь – твоя воля.
Я сам иду, пойду, дойду.

Д-о-б-р-о-в-о-л-и-е.

К такому добровольно тянутся люди с меньшим потенциалом.
Обаяние личности. Мессия. Миссионер.

Его ученики – люди, стремящиеся повысить свой нравственный уровень, поднять планку, ступить на новую ступеньку.

Не стремление к идеалу мое, лично. Если я не буду откапывать ростки жизни вокруг себя, а топча их, стремиться к выбранному себе кумиру (идеал), какой же это нравственный рост?

Нравственный рост – это СОЗИДАНИЕ жизни вокруг себя, это способствование существованию ЖИВОГО, созидание живой материи, а не «плодов цивилизации».

Тут очень важно все: и что, и для кого, и зачем, и как.
Никакой одной жизни не хватит, чтобы ответить на эти вопросы.

Но именно поиск ответов на них и есть смысл и цель того движения, которое и составляет жизнью

Ничто нельзя делать бездумно.

Все, что дано человеку от природы, должно работать – и тело, и голова, и душа – на созидание жизни.

Это и есть идеал. Никакой искусственно созданный идеал не нужен.

Он есть всегда. Его не надо искать. Он задан a priori/
Это сама жизнь

Нужно только не позволять ее уничтожать. Сохранять и оберегать от всякого рода моральных уродов, не понявших и не желающих понимать, зачем в сей мир явились мы.


16 октября

Человечество делится на тех, кто живет, и тех, кто думает о жизни.

Похоже, что я отношусь ко второй половине и не могу сказать, что это мне жизнь облегчает. Вот «если бы здраво и попросту: просто холм, просто бугор...»

И, все-таки, да здравствует жизнь. Какая досталась – вся моя.

Вчера один из учеников спросил меня: «А зачем?» (жить). Я ему что-то сказала, но продолжаю думать, что еще сказать.

Как ему объяснить, что жизнь такая интересная, если ее не суживать до конкретики. Если принимать с благодарностью все, что она нам преподносит, даже невзгоды, потому что в них, больше даже, чем в счастье (ну, может, так же) ощущаешь себя человеком чувствующим, сочувствующим, сопричастным, очищенным и просветленным. Все мелкое и ничтожное отлетает, душа очищается. Наверное, как после исповеди. Если бы я верила в Бога, я бы написала: приближаешься к богу.

Конечно, бывают минуты и часы, и дни, когда жизнь кажется бессмысленной.

Но это когда она тебя душит мелкими заботами, бытом, когда ты допускаешь «снижение уровня», когда мало работаешь душой, мало думаешь о вечном.

Но они проходят. И каждый новый возврат – как подарок, еще острее ощущаешь непреходящую прелесть жизни.

Живешь, так живи.
И себя никогда не жалей!
               Константин Бальмонт

***

Вчера Юлька меня «накормила» очень интересным человеком.

Он говорил о церкви, ее роли, ее смысле, о ее семи таинствах.

Все очень глубоко, умно, но ... очень напомнил мне Белякина, жутко умного, но нудного и скучного.

Они оба какие-то неживые.

Глаза потухшие. И вещают. А во мне, как всегда, протест: с какой стати я должна верить ему,

Я всегда очень опасаюсь тех, кто знает, как надо всем жить.

Этот мир придуман не мною, но и не ими.
Он непознаваемо глубок.

А они говорят так, как будто познали его и теперь объясняют нам.
Никогда не пойму, почему кто-то должен меня судить или миловать.

Да, есть «высший судия», но он – во мне. Я сама себе самый высший судья.

Отпустили грехи и ... облегчился? И можно грешить дальше?

Я тут несколько раз пообщалась с психологом.

Очень мило, но после своего душевного «стриптиза» я ничего, кроме недовольства собой не испытывала.

Идешь к другому, когда сам себе – дурак. Когда устаешь думать, или некогда, или лень.

Но другой не спасает, потому что после некоторого облегчения чаще всего видишь, что ты дурак, но и он-то дурак не меньший, не умнее тебя. Просто в данный момент ты, ослепнув от обилия чувств, превращаешься в эгоиста, который облегчается за счет другого.

Я кажется начинаю понимать таинство исповеди (одну из семи таинств церкви).

Тайна в том облегчении, которое человек испытывает. Тайна потому, что на самом деле облегчение приходит не снаружи.

Ты мучаешься, сомневаешься, тебе необходимо «облегчить душу», отдать кому-то «птиц бессилия, полных тревоги», чтобы вернуться к главному созидательному стимулу и смыслу жизни – любви.

Мысли, переживания мешают любить жизнь, а без этой любви она теряет смысл.

Ты идешь к другим, чтобы тебе помогли вернуть этот смысл.

Но найти его для себя ты можешь только сам:

Твой бог – в тебе...
Бог есть любовь.
        Максимилиан Волошин

И совсем не обязательна помощь именно священника.

Таким помощником может стать любой, кто захочет выслушать и понять, и принять, не осуждая, твои заблуждения, ошибки и поддержать твое право на такую жизнь, какой ты способен жить, право на твою собственную жизнь...

Телефон доверия, психолог (личный), священник (особенно) – всегда готовы к твоим услугам по потребности, досягаемы. Не надо искать.

Ну вот! Теперь я, кажется поняла даже, почему я пишу дневник. И что я в него не должна была писать, чтобы не тратить время попусту. Нет времени писать. А писать надо бы как молиться – ежедневно. Если ежедневно живешь, любишь и страдаешь оттого, что поговорить по душам не с кем.

Я благодарна судьбе за мою Юльку.

Такие встречи, как вчера, дают тебе ощущение  твоей «живости»
Я думаю. У меня возникает куча вопросов. Я сомневаюсь и сама ищу ответы на эти вопросы.

Человек на свои вопросы может ответить только сам. Но, чтобы они возникли, чтобы он нашел ответ на них, иногда нужны помощники. Чем меньше твой собственный опыт, тем больше. А потом ты сам становишься помощником.

Наверное, (может быть), если бы я раньше и чаще «беседовала» с ..., ¬ в конечном счете, ¬ с Богом (в себе), если бы мне давно кто-то объяснил это, если бы не барахталась сама ...

Вот роль Учителя!

Не научить сумме знаний, а научить, что цель и смысл жизни – жизнь с любовью (Богом в себе), потому что
Кого-то ты должен любить ...
И с кем-то ты должен рядом идти ...

Потому что
Камни, травы, деревья, река –
Молчаливые спутники всех чудаков одиноких,
Что говорят лишь тогда,
когда замолкают ЛЮДИ.
            Иван Минатти


27 октября

Верочка (3 года) в ответ на чье-то обращение: «Я не девочка. Я человек!»


25 декабря

Жизнь – большая и бурная река.

И хоть несет человека по ней, как щепку или утлую лодчонку, но все равно, от него тоже многое зависит, какой путь он себе изберет.

Сложит ручки и предоставит себя течению, или все время будет следить за курсом, преодолевая трудности и двигаясь вперед. Один или с плотом, флотилией.
Во главе, середине или хвосте.

Очень многое зависит, все-таки от самого человека. И от его способностей, и от его желания. Нужно научиться смотреть вперед, хотя бы до ближайшего поворота. И хотеть смотреть и видеть опасности, а не закрывать глаза, не отворачиваться.

Отсидеться на берегу не удастся.
Жизнь – движение.

А чтобы не пропасть поодиночке,
Возьмемся за руки, друзья!


Рецензии