15666. Часть. Армейское питание

В Армии все решается с помощью силы. Сильный отдает приказ и сильный его выполняет. Если в этой цепочке окажется слабый вся суть армейский службы теряет смысл.
Наш командир части был слабым. Он отдавал слабые приказы, бесполезные и непонятные солдатам.
Например, он приказывал, чтобы мы отдавали ему честь при встрече. Это выглядело глупо по той причине, что в нашей части никто не носил головных уборов. Нет, конечно, становясь в строй, мы надевали пилотки или в холодную погоду зимние шапки. Но после развода все это дружно снималось, так как летом было сильно жарко, а зимой довольно тепло. А, как известно, руку к пустой голове не прикладывают.
Командир приказывал, чтобы мы занимались строевой подготовкой!? Это было кощунственно. И таких слабых приказов набиралась солидная горсть. Поэтому командира не уважали и старались игнорировать его в любой ситуации. Это выглядело, как игра в кошки-мышки. Где мышкой был командир. Он отдавал приказ, мы бодро  кричали: «Есть! Разрешите выполнять?»,  и шли заниматься своими делами. А чем мы рисковали? Ничем! Своей гауптвахты у нас не было.
Единственным наказанием у нас был наряд на кухню. Я был лидером по таким нарядам. После первой сотни я перестал их считать.
В тот день мне снова дали пару нарядов в не очереди и мне пришлось наведаться на кухню.
На нашей армейской кухне поваром был мой сослуживец Вася. Вася был парнем веселым и жизнерадостным. Поболтав о том, о сем он начал мне рассказывать странные вещи.  Оказывается, что он помаленьку приторговывает нашими продуктами и довольно неплохо. Для подтверждения своих слов он прошуршал перед моим носом хрустящей пятидесятирублевой купюрой. В те годы это было сравнимо с нынешними пятистами долларов. По мере того, как Вася хвастливо рассказывал о процессе своего обогащения, я впадал в уныние, от детской наивности моего товарища.
Процесс был очень прост. Наш старшина, который пришел на смену старому, захлебнувшемуся от пьянства, продолжал старую политику и продавал излишки продуктов местному населению. То есть всю еду, которая принадлежала солдатам он считал своей собственностью и продавал налево и направо. А чтобы все было гладко, он немного давал командованию, а немного нашему повару Васе.
Скажу честно, что к еде я был безразличен. Мне хватало того что давали в тарелке. И я поначалу не мог понять, откуда берутся продукты, которые повар продает. Он объяснил мне популярно.
Продукты питания оставались в результате того, что некоторые солдаты пропускали прием пищи. Солдат пошел в увольнение и кушал в другом месте. Вот так за месяц получалась экономия продуктов питания. Потом Вася поведал мне о дополнительных факторах экономии. В масленку, которой отмеряли порционное масло, вставлялась бумажка, которая ограничивала эту форму выдавливания масла по высоте. Так получалось, что по нормативам кусок масла для одного солдата должен весить тридцать грамм. А с подложенной бумажкой он весил двадцать грамм. В части было тридцать солдат. По десять грамм с солдата получалось 300 грамм в день. А в месяц выходило девять килограмм. Почти половина ящика, который весил двадцать килограмм. 
 С мясом было еще проще. Котлета состояла практически из одного хлеба. Крупы, такие как гречка, размешивалась густой подливкой. Картофель превращался в пюре. На выходные давали одно яйцо вместо двух. А порой не давали вовсе. И только за смалец – топленое сало - повар держался зубами, несмотря на все попытки старшины включить и этот продукт в свою схему. Повар Вася помнил, что попал к нам в часть именно из-за смальца, который старый повар подменял комбижиром, за что получал по лицу до тех пор, пока его не перевели в другую часть.
Дослушав Васю до конца, я пошел по складским помещениям с ревизией. В холодильнике еще было мясо, яйца, масло и прочее. В принципе растрата в глаза не бросалась. Просто приворовывали ребята потихоньку.
- жадность не знает границ – сказал я Васе дружеским тоном и покинул столовую под видом необходимости купить сигареты.
Продвигаясь к магазину я размышлял об увиденном и услышанном.
К еде я всегда относился равнодушно. Масло мне было не положено. В нашей части его ели только молодые солдаты именуемые салагами.  Да и всю остальную еду я вкушал отдельно от остальных, как и все те, кто ходил на боевые дежурства. У нас был другой режим, отличный от общепринятого. И я не замечал, чтобы в моей тарелке было меньше мяса или гарнира.  Правда, я часто пропускал еду в части, так как плотно кушал на позиции. Согласитесь что полуведровый салат из свежих огурцов и помидоров, сдобренный подсолнечным маслом и солью, гораздо вкуснее армейской еды. После такого обеда в части я выпивал пару стаканов чая с хлебом.
Из моих рассуждений выходило, что вся часть голодает немного и помалкивает. То ли в силу страха, так как повар был дедом, как и я, то ли в силу незнания, то ли по другим причинам.
Вернувшись в столовую с сигаретами, я сказал повару:
- Вася, так нехорошо. Выходит, ты воруешь у своих ребят
- я не ворую. Я продаю остатки, которые не съели в прошлый период
- и для этого чтобы несъеденого было больше, ты подкладываешь бумажку в масленку, разбавляешь гарнир и делаешь хлебные котлеты? А куда девается наш сок, булочки, яйца и фрукты?
Вася стоял с открытым ртом. Он до того свято верил, что делает правильное дело. Он и не думал брать эти деньги себе, а хотел иметь запас средств, на случай если нам захочется устроить грандиозную пьянку. Но услыхав мои рассуждения, был несколько смущен.
- кончай Вася с этим делом. Не позорь  наш призыв. Все давай по нормам. Старшину пошли подальше и все – начни жить правильно. Это не деньги, которые получены за счет здоровья своих товарищей.
Вася понимал меня правильно.
- а что делать с этими деньгами?
- пропьем вместе со всеми
- а что делать потом с остатками продуктов?
- каких продуктов Вася? Клади больше в тарелку и не будет остатков! Ты отмеряешь суточную норму?
- Да!
– вот все что остается несъеденого от сегодняшнего рациона, завтра докладывай в тарелку тем, кто будет кушать.
 На том порешили.
Прошло больше месяца. За это время Вася стал более замкнутым и более отрешенным. Я не придавал этому значения, так как был невнимателен к психическому состоянию своих сослуживцев. Мне было все равно, кто из них, чем живет. Моя жизнь текла равномерно и слаженно, как в сказке. В ней было много романтики, много общения, много любви. И делиться этим состоянием я не собирался. В Армии каждый солдат одинок, хоть и живет постоянно в коллективе. И самое страшное, если ты от кого-то зависишь. Я не зависел ни от кого.
И тут Вася позвал меня на кухню.
- смотри – сказал он мне с порога, открывая дверцы холодильника.
Там было пусто
- смотри – продолжал Вася, показывая место, где были яйца, масло, смалец.
Там было пусто
- и где все? – задал я бесполезный вопрос, помня о том, что на этих местах еще месяц назад было много продуктов.
- давно нет – ответил Вася и рассказал мне страшную историю.
Оказывается наш старшина, узнав, что Вася больше не будет с ним сотрудничать забрал все продукты питания себе. Где он их хранил никто не знает. Но он лично каждый день приносил Васе дневную норму.  И тот готовил из того, что было еду для всех нас в старом стиле, разбавляя гарнир, намешивая непомерно много хлеба в котлету и урезая паёк масла. Вася рассказал, что знает о том, что старшина стал меньше брать продуктов питания на продуктовой базе.
Это говорило  о том, что он ворует у нас нашу еду прямо со склада.
Такая информация повергла меня в шок. Я даже не мог представить, что наш старшина, о котором командование отзывалось положительно, основываясь на том, что он был в Афганистане и там получил пулевое ранение в ногу, оказывался обыкновенным воришкой.
Вася чуть не плакал.
- Серега, давай делай что-нибудь, а то скоро одну траву кушать будем!
Такое предложение повергло меня в ступор.
- а ты чем думал, когда начинал такое?
Вася смотрел на меня с надеждой
- Серега! Старшина ворует, а спросят с меня. Его не тронут, он носит и командиру части и другим офицерам. Меня посадят.
- И что ты предлагаешь? – глубокомысленно спросил я
- не знаю – откровенно ответил Вася – давай, может, его напугаем или что?
- напугаем? Да за такое убивать нужно! - эмоционально выкрикнул я и запнулся
Я вспомнил, что сегодня старшина заступил дежурным по части. Мысль созрела мгновенно. Послав солдата позвать старшину, я приказал Васе никого в кухню не пускать и прикрывать тыл.
Старшина появился быстро, наверно думал, что его зовут на праздник.
Вася «любезно пригласил» его  в холодильную, где был уже я. После того, как старшина зашел Вася плотно закрыл двери.
- Бовыкин ты чего тут делаешь? – изумленно спросил старшина, не понимая, что его буду бить.
Драться я не умел, но ногой доставал до головы. Вот так с размаху я врезал правой ногой по голове старшины.
Старшина среагировал, но его хромая нога делала его уязвимым. Еще пару ударов  ногой и руками и старшина был сломлен. Он тупо смотрел разбитым лицом в пустой холодильник, пытаясь найти вразумительный ответ на мною повторяющийся вопрос:
- где жратва, тварь? Где жратва, тварь? – повторял я свой вопрос и бил головой старшины о перегородку  пустого холодильника.
 Старшина по мере ударов пробуждал признаки сознания:
- дома, дома – стал отвечать он
- чтобы через час вся еда была здесь, понял? – приказал я строго
- хорошо, хорошо – быстро согласился старшина и, утершись рукавом, побежал из кухни
Вася стоял в жутком восторге от увиденного.
- ну, ты даешь! – восхищенно сказал он – теперь этот тип отвяжется от меня!
Радовался Вася не долго. На пороге появился старшина с пистолетом в руке:
- Бовыкин, сука, убью! – кричал в диком зверстве старшина и целился в меня из пистолета. Его окровавленное лицо заставляло меня верить в эту угрозу. Я оцепенел.  Если раньше при перестрелке с командиром части, на посту, у меня в руках был автомат против пистолета, то тут я был бессилен.
- стреляй – спокойно сказал я – выстрел услышат и тебе конец
Фраза, произнесенная тихо, с добрым, неагрессивным акцентом, способна сбить с толку любого агрессора. Пока старшина переваривал услышанное я сделал пару шагов навстречу.
- стой Бовыкин, убью.
- убьешь и сядешь – в том же духе сказал я и сделал еще пару шагов навстречу
Тут старшина с диким криком «убью!» выстрелил в воздух. Пуля срикошетила от потолка в неизвестном направлении. Не знаю, какой реакцией нужно обладать, чтобы в доли секунды вцепиться в руку старшине. Но я это сделал! Видимо помогла моя баскетбольная подготовка.
После непродолжительной борьбы и не без помощи повара пистолет оказался у меня в руках.
Два удара по голове и старшина в ужасе взмолился.
Мы с поваром вытолкали старшину на улицу, и я поставил его к стене столовой.
- молись – приказал я.
На крики и стрельбу стали сбегаться солдаты
- не убивайте! – просил старшина с явно подмоченной репутацией.
Сбежавшиеся солдаты, не понимая о сути происходящего, стали поддерживать старшину.
Но пистолет в моей руке обязательно должен выстрелить. И он выстрелил. Причем два раза. Оба мимо, но почти рядом с жертвой. Это были великолепное ощущение. Ощущение власти.
После выстрелов все затихло. Солдаты стояли, как вкопанные, а старшина опустился на колени. И тут появились офицеры. Офицерский дом находился прямо за частью, услыхав выстрелы, они бросили свои занятия, и кто в чем был, понеслись в часть.
Увиденная картина их сильно не удивила.
- Бовыкин отдай пистолет – приказал командир части
- да иди ты на х… - ответил я – эта тварь меня хотела застрелить
- Сережа убери пистолет – спокойно попросил командир моего подразделении – и давай расскажи что здесь произошло
- а ты не знаешь? Сам жрешь продукты с нашей кухни и не знаешь что у нас пустые холодильники?
 - сейчас проверим – сказал капитан, и все командиры пошли на кухню. От увиденного они остолбенели. Их встретили пустые холодильники и пустые полки. Только в ящике с хлебом были несколько буханок.
- и что такое товарищ старшина, где продукты?
- дома – ответил старшина
- сейчас же вернуть на кухню
- я проконтролирую – с угрозой сказал я
- да – зашумели солдаты – кормить стали хуже. Мы все знаем что старшина таскает домой еду. Заставляет ему помогать
- раньше приезжала полная машина продуктов, а сейчас только половина – вставил свое слово повар
- Точно! – поддержал я – он там их тоже недополучает. И ты жрешь нашу еду - обратился я к командиру части
- я верну, Бовыкин. Но сейчас давай так, мы забираем старшину, а ты верни пистолет своему командиру
- мы разберемся – ответил ему за меня мой командир подразделения
Старшину увели, а солдат попросили разойтись
Мы остались втроем: я, мой командир и повар.
- Что Сережа, снова стреляешь? – миролюбиво спросил командир
- ты что смеешься? Я стреляю? Да я еще только начал. Пусть только не принесут продукты.
- принесут, Сережа
- ты сам жрал все это время нашу еду?
- все кушали, Сережа. Это же жизнь. Тут каждый хочет себе урвать
- и что ты урвал себе?
- ну, по пол кило масла в месяц, круп там разных. Как когда
- и совесть позволяла?
- позволяла. Ведь это остатки на конец месяца
- что, остатки? А ну пошли
Мы зашли на кухню.
- показывай – попросил я повара
Тот рассказал и показал, как получаются остатки на конец месяца.
Мой командир смутился
- а ты помнишь – спросил я его – как нас кормили, когда я пришел в часть?
- да
- а сейчас как кормят? И это с учетом того что у нас свой повар из призыва! Это же издевательство. Картошка изредка и то пюре. Яиц ребята не видели уже давно. Салаги масла недоедают. Какая тут служба?
Капитан молчал.
- Все вернем,  Сережа. В разумных пределах. Ты тут оставайся на хозяйстве я пойду, соберу всех командиров.
- а пистолет? – спросил я
- пистолет нужно вернуть. Но если ты боишься без пистолета, то пойди, возьми автомат! А пистолет верни.  Дашь мне?
Я задумался. Капитан был мастер диалога. В принципе автомат был для меня надежнее.
- на, возьми.  – я протянул пистолет капитану - скажи, чтобы мне принесли мой автомат
- хорошо, Сережа.
Капитан ушел.
- посадят тебя Серега – констатировал повар
- после перестрелки с командиров не посадили а теперь посадят? Вряд ли
- избиение офицера, стрельба, угроза убийством?!
- ну и что? Я начинал? Ты же сам меня втянул в это.
Вася молчал.
Принесли мой автомат. Вася удивленно посмотрел. Я отстегнул магазин. Рожок был полон.
- не посадят! – твердо произнес я, показывая автомат Васе.
В его глазах читалось сомнение.
Через некоторое время на кухню стали сносить продукты питания от старшины.
Увидев меня с автоматом, старшина потерял дар речи
- давай, давай – сказал я ему – шагай тварь
Постепенно все снесли, что у него осталось.
Наличие продуктов на кухне развеселило повара. Теперь он снова становился тут хозяином.
- все снесли? – спросил я
- все - ответил мне командир части - посмотрите чего нет, мы, если что еще докупим
- нужно проверить – нерешительно сказал повар
- проверяйте! Мы в казарме. Доложите перед ужином.
Все разошлись. Мы остались с поваром наедине.
- жрать хочется – сказал я
- и мне – ответил повар и принес с кладовки шесть яиц, смалец, буханку хлеба.
Пока я жарил яйца и разрезал хлеб, он сварил чаю.
Плотно покушав, мы повеселели и отошли от пережитого. Инвентаризация показала, что до следующей поставки продуктов должно хватить.
- так нельзя Вася! – предупредительно сказал я – нужно чтобы чего-то не хватало. Проверять же никто не будет. Давай напиши, что там точно должно быть. И припиши еще: яйца, сахар, масло, гречку. Но так чтобы не было через чур.
Вася сделал все на списке.  Мы список обсудили, приписав пару десятков яиц, пару килограмм масла, картошки, гречки, риса.
И тут на кухню постучали. Такое было редкостью
- да? – спросил я
- это я – послышался голос командира части – можно зайти?
- можно – успокоил я
- ты автомат только убери Бовыкин – попросил командир сквозь закрытую дверь
- так он вообще в углу, командир
Командир открыл дверь и, убедившись, что я в хорошем расположении духа, а автомат действительно стоит в углу вошел и достал из пакета увесистый сверток. В нем оказалось около двух килограмм масла.
- извините ребята, старшина попутал.
У повара челюсть отвисла
- ну, вот с маслом разобрались, товарищ командир. Осталось еще вот это – я протянул список командиру
Он прочитал список и уверенно сказал:
- Все сделаем. Кто бы мог подумать, пригрел скотину. Нужно было его еще тогда уволить, когда он ваши хэбэшки продавал.
- что мне будет, товарищ капитан? – спросил я
- а что тебе может быть? Действовал по инструкции. Твое счастье, что его не застрелил.
- может в отпуск тогда?
- счас! Ты скажи спасибо, что отделался так! В отпуск ему – на ходу договаривал командир с иронией, удаляясь
Да ситуация была из ряда вон выходящая. Все командование было вовлечено в явную аферу с продуктами питания. Такое не сошло бы с рук всем. Поэтому моя стрельба даже не рассматривалась
На ужин нас даже не строили. После ужина я пошел на боевую позицию.
Прошло несколько дней. Наступил четверг. День, когда наша машина отправлялась в Мукачево на базу за продуктами для нас и для военторга.
Меня сняли с боевых дежурств. Я никогда не напрягался по этому поводу. Дать мне очередной наряд на кухню или на пост было много причин.
Но во время построения командир части вывел меня из строя и сказал:
- с сегодняшнего дня за продуктами питания будет ездить Бовыкин. Он может выбрать себе помощника, из тех солдат кто свободен. В этот раз кроме помощника с Бовыкиным поедет наш старшина. Он на месте ориентируется лучше и будет подсказывать, что где находится. Но Бовыкин старший и вы – обратился он к старшине – подчиняетесь ему.
Выполнять!
Мы погрузились в ЗИЛ и взяли курс на Мукачево.
Водитель, старшина и женщина-продавец из военторга сели в кабину. А я и мой помощник разместились на борту.  На базе военторга мы затарились быстро. А вот на получение продуктов питания для солдат возникали трудности. И лежали они в психологической площади.  Если бы не старшина я бы чувствовал себя уверенно.  А так мне получается нужно было и старшиной командовать и продукты получать. А это было нелегко.  В такой ситуации я был впервые.
Ведомости были у меня. Я представлял себе как примерно это должно быть. Все числилось или поштучно ли на вес. Но я робел. Если бы мне сказали в кого-нибудь выстрелить, я бы выстрелил. А тут такое дело.
И чем ближе мы подъезжали, тем трусливее мне становилось. Сомнения закрались в душу и терзали ее вопросом: «А что если я не справлюсь?»
- я справлюсь? – спросил я помощника из младшего призыва
- что тут справляться, Серега? Пришли, перевесили, посчитали, отнесли. Ты все считаешь, мы носим. Полчаса, максимум час, и мы в дороге.
Такой четкий ответ моего младшего товарища разбудил меня от сомнений.
«Действительно, что это я так робею?» - подумал я про себя и твердо решил вести себя жестко и даже грубо.
Мы приехали. Водитель выскочил из машины и не обращая внимания на нас быстро пошел вслед за старшиной. Женщина осталась в машине. Мы с помощником спрыгнули на землю и не торопясь вошли внутрь. Ступеньки спускались в подвальное помещение. Мы спустились вниз и оказались в продуктовом складе. Пахло картофелем.
Старшина уже что-то рассказывал работникам склада. А водитель намеревался уже вынести к машине мешок.
Я его остановил.
- что там?
- старшина приказал – почти грубо ответил мне водитель
Легкий удар в зубы и мешок оказался на полу.
- я тут главный, ты понял? – спокойно сказал я водителю – иди к машине и там сиди. А еще раз дернешься здесь, то по приезде в часть я тебя застрелю.
Водитель смирно покорился.
Я поднял мешок и пошел с ним к стойке, которая разделяла склад на две полвины. Одна, где мы находились, была маленькой. Она была как бы для получателей. Вторая была большая и частично закрыта огромными воротами. Можно было догадаться, что именно там и хранились продукты питания.
Я заглянул в мешок. Там был картофель. На вес килограмм пятнадцать. Я заглянул в ведомость, там значилась цифра – 120 килограмм
Картофель мы получали раз в месяц. И тот мешок, который я наблюдал, никак не дотягивал до нужного размера.
- что это? – спросил я работника склада
- это картофель – удивленно ответил он
- вот это картофель? – переспросил я, высыпая содержимое на пол склада. Высыпанный картофель был или гнилым или вялым.
- мои люди такое не едят.
- ты у меня гавно сейчас жрать будешь! – крикнул на меня лейтенант, вышедший из дверей на шум.
Мой напарник хрюкнул от такой наглости. Да вот теперь была та среда в которой я чувствовал себя в своей воде.
Я высказал лейтенанту несколько предложений, от которых он стал смирным-смирным
- кто это? – только и сумел спросить он у нашего старшины
- Бовыкин – разведя руки в стороны, ответил старшина.
Лейтенант стоял в недоумении, и я решил внести ясность
- я тут главный и прислан сюда получить товар согласно накладных. А ты кто такой?
Лейтенант явно не понимал
-кто это? – все переспрашивал он старшину
- он старший – спокойно отвечал старшина
- а вы кто?
- носильщик – ответил я за старшину.
Лейтенант видимо что-то сообразил
- я позову начальника склада
- позови, дорогой – крикнул я ему вдогонку.
Тем временем я проверил содержимое всех ящиков, которые были в пределах видимости. Солдаты, работающие на складе, не посмели меня остановить. В ящиках была гнилая картошка, запах которой меня встретил в самом начале.
Появился начальник склада в звании майора. Не обратив на меня никакого внимания, он подошел к старшине и обнялся с ним, как со старым другом.
- ну как дела, мой друг?
- хорошо – не скрывая радости, отвечал старшина
Эти братания мне говорили о многом.
- ну, все поздоровались? – сделал я попытку прервать бесполезный разговор
- смирно солдат! – Крикнул на меня майор – ты здесь не командуй!
- это ты здесь не командуй! – крикнул я на него даже громче, чем он. А голос у меня был на зависть.
У майора глаза вылезли из орбит!
- да я тебя на губе сгною! - начал он было свои угрозы
- ты ****ь кем тут себя возомнил? – кричал я на майора – крыса тыловая! Ты мне ***** сейчас дашь все по списку и еще доложишь все то, что эта тварь украла! Ты понял? А не то я тебя сгною вместе с ним!
Тут майор видимо понял, в чем дело.
- кто это? – задал тот же вопрос майор нашему старшине
- Бовыкин – так же разведя руки, ответил ему старшина
- я это уже знаю, кто та сука, что на меня кричит?
- я старший тут – спокойно сказал я – и прислан командованием, чтобы получить продукты питания для нашей части. А ваши работники подсовывают мне гнилье. Так как было при старшине - уже не будет. Сегодня этим занимаюсь я. И дальше буду заниматься только я. Так что ты майор если хочешь по-человечески, то давай делай все правильно.
- понял – сказал миролюбиво майор и пошел на склад. Как по мановению палочки начали появляться продукты питания из списка. Солдаты носили и тут же ставили на весы. Я внимательно изучал вес и записывал на отдельный листочек. Потом выявлял недовольство. Перевешивал и говорил что веса обманывают, и что я дома все перевешаю снова. После чего помощник относил все в машину.
Так мы получили все самое лучшее. После чего майор попросил меня расписать в ведомостях. Но я достал дополнительный список и сказал, что за это время они нам задолжали столько-то яиц, смальца, и масла. Майор спокойно прочитал текст и посмотрел на старшину.
Я поймал его взгляд и предупредительно сказал
- вы потом разберетесь сами, а сейчас, пожалуйста, дайте нам все по списку.
Майор немного подумал и сказал:
- в принципе тут не так уж и много. Выдайте все по этому списку – приказал он лейтенанту.
Итак, мы получили дополнительно два бачка смальца, пять лотков яиц, и десять килограмм масла.
После этого я подписал документы.
В части мне ждали все. И все были довольными полученным результатом. Старшину не уволили и в дальнейшем он вел себя смирно, не выказывая никакой агрессии, хоть и делал мелкие пакости.


Рецензии