Ребёнок. Послушание или инициатива?

     Установки, обозначенные числами 1 и 3, противоположны друг другу («я должен сам решать» и «я должен исполнять то, что велят старшие»). Первая подразумевает, что ответственность возлагается на ребёнка, и ребёнок сам должен проявлять инициативу, должен делать что-то исходя из своих убеждений. Третья — наоборот, подразумевает, что ребёнок должен полностью доверять взрослому, полностью подчиняться его высокому авторитету; в этом случае одобряемое поведение — это послушание, а неодобряемое поведение — это своеволие (т. е. проявление своих собственных желаний, решение чего-либо независимо от взрослых, или прямое противление взрослому).

     Если ребёнок поставлен в такие условия, что эти две противоположные установки постоянно чередуются, и одна сменяет другую, причём обе они подаются как нормальные, правильные и необходимые, — то это может привести к тому, что ребёнок будет дезориентирован.

     Что делать? Имею ли я право (мы сейчас говорим от лица ребёнка) проявить инициативу? Если да, то откуда взять критерии, что правильно, а что неправильно? Если я сам буду определять эти критерии по собственному желанию, то не похоже ли это на своеволие? Если же пытаться извлекать эти критерии из слов родителей, то отдельный вопрос — легко ли это сделать? Это уже зависит от поведения и от степени просвещённости самих родителей. Впрочем, можно предположить, что действительно просвещённые родители не попадут в эту ловушку — не будут попеременно то возлагать всю ответственность на ребёнка, то брать всю ответственность на себя. Поэтому сейчас мы говорим скорее о малопросвещённых родителях.

     В этой ситуации оказывается чрезвычайно важным вопрос: «Ради чего?» Конечно, этот вопрос можно формулировать по-разному. Например: «Что именно полезно?»; «Что хорошо?»; «Вот это действие — хорошо» или «Вот этот предмет — хорош». Важно в этом контексте говорить не только о действиях (давая им моральную оценку), но и о предметах. Если очень часто говорить о действиях («то-то делать — правильно, а то — неправильно и плохо»), то это может превратиться в морализаторство, и оно будет восприниматься ребёнком как что-то угнетающее. Из утверждения «такая-то вещь — хороша» на интуитивном уровне легко сделать вывод: «такое-то действие — хорошо». Из утверждения: «здоровье — это хорошо» легко вывести: «заботиться о своём здоровье — это правильное поведение». Притом, в этой формулировке («такая-то вещь — хороша») есть ещё одно преимущество: предмет находится вне нас, и мы можем воспринимать его и как нечто, что нас непосредственно касается, и как нечто, что нас вовсе не касается, то, что является для нас чем-то посторонним. А это будет способствовать естественному и спокойному формированию мировоззрения ребёнка — он не будет всё время думать, что он что-то «должен». Если родитель будет говорить о действиях («люди, которые делают так-то, поступают хорошо»), то это будет подталкивать ребёнка к мыслям о самом себе («я должен», «я несу ответственность»). Конечно, доля такого подхода должна быть. Но это не должно продолжаться с утра до ночи, постоянно.

     Какие можно привести примеры высказываний по типу № 2? Это можно формулировать по-разному, исходя из разных обстоятельств жизни. Например: «здоровье — это хорошо»; «быть здоровым — это хорошо»; «зубная паста — полезная вещь»; «когда на улице хорошая погода — это хорошо»; «какой хороший солнечный свет!»; «наш дом (т. е. квартира) — это именно наш дом, наш родной дом». Или иначе: «есть разные люди: дворники, водители трамвая, воспитатели в детском саду (и профессии родителей можно упомянуть). Это правильно, когда разные люди работают на разных профессиях». Последнее рассуждение имеет подтекст: «работать — это хорошо, и ты в будущем когда-то тоже будешь работать, тоже присоединишься к одной из профессий. К какой именно — пока неизвестно, но в будущем это решится». Всё это — ценности, причём ценности достаточно простые, чтобы быть понятными для ребёнка детсадовского возраста.

     Без вопроса № 2 будет непонятно: как сбалансировать ответственность старших и ответственность ребёнка? Что именно — на ответственности старших, и что — на ответственности ребёнка? Как не запутаться в этом?

     Вопрос «ради чего?» — это вопрос о ценностях. Ценности существуют вне нас. Мы сами должны служить ценностям. Эти ценности «уравновешивают» мир взрослых и мир детей, подводят взрослых и детей к общему знаменателю.

     Задуматься о ценностях не помешало бы и взрослым. Так, в федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ говорится (ст. 27, ч. 1): «Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья». Многие взрослые люди это игнорируют.

     Установка «Делай, что тебе велено» — неизбежна. Этого в человеческой жизни будет очень много. Обязательное посещение уроков в школе — это тоже в значительной степени «делай то, что тебе велено». Старшие люди естественно являются авторитетом для ребёнка. Сам вид старшего человека, нависающего над ребёнком, ребёнком, который в несколько раз младше его, — ведёт к такой мысли («он — авторитет, а я — нет, и я должен его слушаться»). То, что ребёнок (или подросток) внешне может проявлять неуважение к старшему человеку, протестовать против него, ни о чём ещё не говорит. Если этот старший человек — родитель, то он непременно будет казаться ребёнку «более важным» и «высшим».






-


Рецензии