Мастер

Ехали мы, ехали… обычный день. Обычная работа. Ничего такого не ожидалось. Простой профессиональный обход, профобход по нашему, на обслуживаемом объекте. Только остановились, командир вышел получить пропуск у сменного мастера на въезд на территорию, как что – то завизжало и … тишина.
Ясный, солнечный день. Морозно, градусов слегка за десять с ветерком. Объект находится, ... не суть важно, в общем  далеко до "дома", до тёплого гаража.
Услышав посторонний визг, водитель «на автопилоте» выключил зажигание. Наверное это одна из главных заповедей водителя – профессионала. Обесточить, оглядеться, подумать, на что похож этот звук и как серьёзно он опасен для автомобиля. Автомобиль не старый, но изрядно хоженый. Работа такая. Каждодневная, круглосуточная. По мелкому, да и по крупному ремонтировался не раз. Кто его знает, что с ним сегодня приключилось?
Видимо не найдя по приборной доске явных признаков близкой кончины агрегата, водитель пробует завести. Раз, другой. Ы-ы-ыи, крутит стартер. Мотор молчит и не хочет подхватить это крутящее усилие весёлым рёвом.
Хлопает водительская дверь, задирается в пронзительно – ясную синь неба капот. Выходим и мы.
Что обычно принято проверить в первую очередь? Блок предохранителей, проводки потрогать, не отвалился ли какой. Есть ли подача топлива. Похоже не открывается топливный клапан, значит что – то с электрикой. А она, эта электрика, такая хитрая штука, что если повезёт, найдёшь неисправность сразу. Если не увидел ничего подозрительного,... значит – не повезло.
Вот и у нас так получилось, кажется всё на месте, всё обычно – капризное проверено уже по два раза. Прошло десять минут. Двадцать. Тридцать, все усилия, как говорится, напрасны. Надо принимать решение. На морозе искать неисправность дальше, бессмысленно. Командир договаривается с «тягачём» на объекте. Высокопроходимый, дизельный, трёх мостовый Урал. Машина зверь, в хороших руках. Мы, вдвоём, из отделения спасателей, забираемся в высокую кабину. Тут – же, без предисловий:
- Не люблю я эти газовые зажигалки;- это водитель про наш «ГаЗон».
В последнее время весь ведомственный автотранспорт стараются перевести на газ. Я тоже не очень понимаю, двигатель задуман и сделан под бензин. Газовое оборудование это дополнение и не всем оно подходит.
-В городе понятно; рейсовые  автобусы, ГаЗели, даже ЗиЛы – подметалки на газе выглядят логично. А вот на серьёзном производстве, когда как у Высоцкого: «Туда пятьсот, сюда пятьсот», нужна и техника серьёзная. Я вот на дизелях уже лет двадцать отработал. Знаю всё от и до.
Это уже опять он, водитель тягача.
-Глянь на повороте, окно потеет; – понимаю, обращение уже ко мне.
Смотрю вдаль, моё место крайнее справа, выезд на трассу у нас с левым поворотом. Отвечаю:
-Справа чисто.
Где – то далеко, около километра от нас, виднеется тёмная точка.
Перед поворотом водитель сбросил педаль газа, глянул влево – вправо, опять добавил. «Мастер»; - подумал я, доверяй но проверяй. Ничего личного, как говорится, но одно дело ты, как пассажир, оцениваешь ситуацию, совсем другое дело, как она видится за рулём водителем. Его ответственность, его и решение, кто бы ни сидел рядом, а уж мы то и вовсе впервые видимся.

И вновь, как бы и не прерывался разговор:
-Сидит, вижу, роет снег на одном месте спецмашина. Пожарные.
Вокруг неё машет лопатой боец. Откапывает. Ну – ну, думаю, давай копай. Второй бежит ко мне: - Выручай;- говорит. Минут сорок уже копаем. Подхожу.
-Дай выеду; - а сам смотрю, отшлифовал он уже лунки под колёсами, зарылся.Водила, так его, через букву, да совсем другую.
-Зачем шлифуешь, почему на первой передаче?
-А как ещё? Снег же, рыхлый, сырой.
-Ты, говорю, парень, права получил, а машину не чувствуешь. У тебя же зверь в руках, а не машина. Дружить с ней надо или хотя бы понимать.
«Воткнул» третью, сцепление отпускаю, глохнет. Вот, говорю, это значит колёса «не висят», есть зацеп. Завожу. Тут же заднюю. Третью вперёд, чуть мягче сцепление отпускаю, враскачку туда – сюда. Покачал – вышла.
Ох и гонял потом этого водилу тот, с лопатой. Крепко орал, матом наверное, я то уже дальше поехал, не слышал. Глянул пару раз в зеркало, пока видно их было. А чё орать? Ну не учат их этому в школе, только светофоры и знаки знают. Им бы по степям нашим, да на Сару съездить...

Сара это посёлок. На горе. Что в одну сторону, подъём, что обратно, спуск. Смертоубийство какое – то. Нет, конечно дорожники и чистят, и посыпают вовремя. Но там как в трубе, сильнейшие ветра, а если со снегом, то и буря. Через пять минут твоего следа уже и не видать. А если гружёная фура? Её тащит и тащит, вес штука коварная. А если чуть дрогнул за рулём, в себе, внутри, дал слабину, то результат, как говорится  «на лице».
-А ещё в Башкирию гонял, лес возил; – не умолкает наш водитель;- там перед Кумертау длинный подъёмчик с резким поворотом. Сразу скорость не выбрал, юзанул или тормознул не вовремя и всё. Полдня, а то и день провозишься. Еду, раз, сидит «тягач» с прицепом. Длинномер. Дожди были, грязюка хорошая по бокам дороги. А он, чудак, внизу, перед подъёмом тормознул. Ну и стащило прицеп. Да хорошо так увяз, тоже шлифует, на месте стоит. А кто его подцепит, вытащит? Сами все с грузом, да у него вон какой «хвост». Так и обоим улететь недолго.
-Давай говорю, до верха большака свои мосты выведешь, тормознёшь, а там и я подмогну. Сопит; - Как её выведешь?
Молодой ещё. Минут десять подёргал, сдался, уступил.
-Эх;-говорю;- машина же у тебя новая, и межосевой блокиратор, и дифференциал. Лётать на такой надо.
-Нельзя на блокираторе ездить;-отвечает.
-А кто тебя ездить просит. Ты вылезь с ним из болота, раз уж попал. Отключи и катись дальше, наслаждайся. Техника – то какая, сказка!
Включил я всё что надо, взад – вперёд поюзал, дал гари и выскочил наверх. Два моста висят над дорогой, в поворот не попадаю. Длинная, чертяка. Я назад потихоньку. Три раза выскакивал, нет, не вписываюсь, весь подъём измахратили уже до нас, а чуть дальше газануть, перескочу асфальт и на ту сторону прицеп толкнёт, утянет. Тогда уж точно, только вертолётом доставать...
 
Вот и гараж. Лихо, не заметно домчались. Скорость ли такая, рассказы ли чудные? Зима все – таки, гололёд, а доехали быстро, я и не заметил как.
Наш – то водитель тоже молодец, не сдрейфил. Хоть и коротка буксировочная сцепка, не  тормознул  зря ни разу. Понесёт в сторону, не догонишь, как говорится.
А я сплоховал, постеснялся. Даже имени Мастера не спросил. Пока свою машину в гараж затолкали, то да сё, его уж и след простыл. Как говорится.


Рецензии
Чтобы оценить, Сергей,хорошо бы быть водителем...

Александр Скрыпник   04.01.2016 00:10     Заявить о нарушении
Увы, чувствую чего-то не хватает... Слов ли нужных, умения...
Спасибо за прочтение.

Сергей Лавров 2   12.01.2016 07:00   Заявить о нарушении