Дядя Аркадий

Я не помню его имени.

Честно говоря, назвал так, как назвал... "Дядя Аркадий"- что-то южное, одесское: солнце, пляж "Аркадия" - и море, много моря! В этом городе он никогда не жил и даже не был.

А родился он и проживал в городе Ставрополе, на Кавказе. В бывшем купеческом городке, каким и оставался после войны Ставрополь. Частью разрушенный, с малой промышленностью городом.

Но дядя Аркадий был связан с морем. Воевал в Севастополе морским десантником. Он жил по соседству. Тихий, скромный, с соседями молчаливо приветлив, но редко где его можно было встретить: рано утром на работу и вечером домой- вот все, что я о нем знал...

Встретиться помог случай. Дело житейское - надо было заколоть свинью и отец, зная его военное прошлое, пригласил дядю Аркадия это сделать.

Поросенка приобрели еще летом, в июле. У мужика явно без определенного рода занятий. Он очень суетился и постоянно подозрительно озирался, вращая головой, как будто куда-то торопился, то есть вел себя нервно и при сделке взял не дорого. Мачеха была довольна этой "операцией", как она выразилась.

Отец соорудил из старых досок что-то вроде загона с задней стороны строящегося дома, куда и поместил хрюшку. Она была тощая, невзрачная какая-то... Дело все в том, что время послевоенное было голодное, лихое, и каждый какую-то живность держал, несмотря на городские условия... Налоговые инспектора колесили по всем закоулкам, "вынюхивая", как выражались жители, кто "кого" приобрел... Поэтому прятали всё. Хрюшка полнела прямо на глазах, превращаясь в этакую "Хавронью Титовну", чем радовала Валентину Ивановну, мою мачеху.
"Вот к Новому году и созреет наша "красотка",- думала она.

Но все случилось совсем иначе.

Свинья еще в середине сентября стала проявлять беспокойство: постоянно визжала, грызла доски загона, нервничала.

"Явно хочет себя обнаружить...",- констатировала мачеха.

"Ведет себя недостойно...",-добавляла она.

А та однажды еще и укусила за руку Валентину Ивановну.

"Ой, отец, надо резать ее, рехнулась, по-моему, как бы не сдохла...".

Отцу не хотелось заниматься свиньей, так как его больше занимало другое: где бы опрокинуть стаканчик - к этому он давно пристрастился.

Но вот в октябре все и произошло.

Пришел дядя Аркадий, худощавый человек, среднего роста, широкоплечий, в движениях рационально нетороплив, но резок, что-то в нем было гибкое, рысье, и сразу без единого слова взял ситуацию под контроль.

Вывели свинью, к тому времени неплохо откормленную.

Дядя Аркадий ловко уложил ее на подготовленную подстилку из соломы, дав указания моему отцу, чтоб придерживал свинью за задние ноги, а соседу дяде Косте- за передние...

Сам же приготовил таз для сбора крови, успокоил лежавшую свинью и молниеносным движением руки нанес ей удар штык - кинжалом в самое сердце... Она дернулась, мой отец отскочил, выпустив ее ноги. Свинья после судорожных движений вытянулась и затихла.

Все было кончено.

Кровь, дымясь, паром в прохладном воздухе, пузырясь, выпускалась в таз. Мой батя блевал за сараем: он не переносил вида крови.
Но и это еще не всё.

Когда дядя Аркадий располосовал брюхо животному, там оказались какие-то бело-розовые комки... Мачеха ахнула и, закрыв рот ладонями, глухо запричитала. Дядя Костя как-то неприятно сморщился, жадно затягиваясь дымом от папироски, а дядя Аркадий вынул один комок и положил на алую от крови ладонь...

Это был поросеночек.

Всего их оказалось десять.

То, что она поросная, конечно, не знали. К этому способу увеличения веса животных прибегали во многих колхозах, так как кормов не хватало, а поставки по мясу - большие и их надо было как-то выполнять... Так что, видимо, тот лихой человек и "увел" такую свинью из колхозной свинофермы.

Я очнулся от чего-то неприятного пронзившего меня сверху донизу, и, плача, убежал. Такое со мной уже случалось, когда погибла при мне моя мама при бомбежке во время войны. Убегая, последнее, что я услышал, были слова мачехи:".. .сколько денег загубили...".
Когда я вернулся, опустошенный и голодный, в свой дальний угол, все сидели за столом в маленькой комнате "времянки", так назывались в тех местах домики, возведенные до постройки основного дома. В центре стола находилась сковородка с остатками жаренной свинины и еще бутылка самогона.

Сидя на полу, я тихо плакал.

Стоял гул голосов, так как все, не слушая друг друга, говорили одновременно, пахло спиртным и куревом.

Только дядя Аркадий сидел на низкой кровати безучастно и тихо, опустив голову.

"А мне снятся...затылки,- вдруг произнес он, подняв голову,- затылки немецких парней.. .от каски и до плеч".

Все как-то враз сникли.

".. .от каски и до плеч,- вновь повторил он,- а я по ним саперными лопатками.. .и сами знаете, что... У меня их было две. А в рукопашном бою - это самое верное.. .саперные лопатки..."- Дядя Аркадий говорил тихо и медленно, отчетливо выговаривая каждое слово.

Стала аж жутко.

Сидящие присмирели и молчали.

"Мы победили...,- продолжал он,- а как жить с этим ?- его стальной палец нацелился в область, где у него сердце.- Как?".

Затем он резко встал молча обвел всех взглядом, наполнил самогоном стакан, обжал его своей железной пятерней, обозначив татуировку - якорь- между большим и указательным пальцами, ловко и быстро вылил в рот содержимое и, не прощаясь, вышел. Мачеха на ходу сунула ему сверток, видно, с мясом. За работу. В дальнейшем я дядю Аркадия никогда не встречал.

Через пять лет я уехал в Одессу, где поступил в среднюю мореходку, и началась другая жизнь..

Позднее, будучи в Ставрополе я узнал, что дядя Аркадий, оказывается, после войны работал в мужской парикмахерской на окраине города...

"Подстригал и подбривал русским парням затылки, - как мне рассказывал, смеясь, товарищ детства.- А знаешь? Он ведь двенадцать раз сходился в рукопашную с фашистами в боях за Севастополь... Двенадцать раз... и - ни одной царапины. Каков а? А умер внезапно - инфаркт. В середине пятидесятых годов умер.. .Ему только сорок с небольшим стукнуло".

Но последнее время мне, много повидавшему в жизни, все чаще и чаще вспоминаются запавшие в душу его слова: ".. .а как жить с этим ?"- и его палец, словно стрелка компаса, нацелен в сердце...

Как жить с этим ?


Рецензии