Пяточкин. Зимовье людей. Рекомендация Ивы

Пяточкин. Зимовье людей  http://www.proza.ru/2015/02/27/2268


Как мы увидели, изображения героизма на войне наши конкурсанты всячески избегали. Возможно, это произошло из-за того, что те войны, в которых четко распределены роли, этот - герой, а этот – сволочь, уже прошли, и кровь впиталась в землю, и на ее месте уже растут виноградные лозы. Издалека, конечно,  виднее, но тогдашние герои не являются нашими современниками (=условие конкурса). А в современной войне, которую некоторые и войной-то стесняются назвать, еще все так неясно, многозначно и дипломатично. История свою печать еще не поставила, в граните не отлила. Наверное, это правильно. Чем больше и трагичней событие, тем дольше оно будет осмысляться. А если торопиться -  рискуем получить конъюнктурную скороспелку из парижской жизни, да простит меня Художник.
Однако как же без военной темы, если мы про героев? И вот Пяточкин представил нам рассказ в тему.

Героев в рассказе  вижу 5-6 чел. Ага, именно столько. Начинаю считать.

Первый – это Прохор. Герой одиночка, противостоящий, на минуточку, двум вражеским армиям. Да, двум… Если снаружи того бункера, где он окопался, идет война, то есть два участника. А Прохор, стало быть, один против всех.

Второй герой – это Николай. Боец одной из воюющих армий, защитник чего-то там (автор не назвал конкретно – чего именно, но защитник явно, его, Николая, слова : «Я за родину воевал»).  Николай – герой побежденный, стало быть, страдающий. Попал в плен, был вынужден выполнять приказы противника (Прохора, то есть).

Таким образом, в рассказе имеется противостояние героев, которые символизируют разные идеи. На войне ведь как? Одна сторона – агрессор, вторая, понятное дело, жертва. Один вторгся, второй обороняется.

Это, ткскзать, суть любой войны. Но смотрите, что делает Пяточкин.
Он убирает всю идеологию – совсем убирает, напрочь. Из текста совершенно непонятно, кто на кого напал, по какой причине и каковы обстоятельства сражения (кто побеждает, кто отступает). И выходит – абсолютнейший абсурд. Одни вооруженные люди что-то делают, стреляют и наверняка кого-то убивают (а как без убийств на войне?), другие стреляют и убивают в ответ, и мутный человек Прохор тоже кого-то убил до кучи.

В результате – читателю не нравится никто из героев. Читатель растерян – а с кем сливаться в эмпатии? Кто герой? Получается, что героя определяет некая надмирная (относительно текста) субстанция, которая бы поставила печать – у этого убивающего правда правдивей, поэтому герой - он. А у второго правда неправильная, поэтому он никакой не герой. То есть, для определения отношения к … (подставьте что в ум пришло) нам нужен указующий голос сверху, который все в нашем мироощущении расставит по местам и разложит по полкам. Интересная мысль, правда?
Ну, к этой мысли я еще вернусь, когда буду писать отзыв на рассказ. Сейчас только рекомендация.

Не забыли еще, что я обещала 5-6 героев?
Двух назвала – Прохора и Николая. А три или четыре (затрудняюсь подсчитать) – это безымянные герои. Имя которых неизвестно – в прямом смысле. Не назвал Пяточкин по именам погибших товарищей Николая, даже количество точное не указал. Погибли неизвестные герои за защиту чего-то там, наверняка важного. Сложили головы, принесли несчастия своим родным и близким, осиротили детей и престарелых родителей. Короче, были принесены в жертву победе (кого над кем?).
И сделал из них мутный человек Прохор не что-нибудь, а светильники. Символику улавливаете?

Из Пяточкина – «Вон, видишь, как светло у нас теперь? Стало быть, не напрасно твои товарищи сгинули, так ведь?»(с)

И из Горького – «Пускай ты умер! Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!» (с)

Горький, кстати, вошел в историю литературы как певец самозабвенного героизма (в молодости). Правда, потом ближе к концу, воспевал он и Беломорканал. Но мы же с вами уже выяснили, что вектор героизма зависит от голоса свыше, так что Горький тут абсолютно не при чем. Ровно как и Пяточкин, который всего лишь заменил горячую алую кровь на серый тягучий жир. Но каково время, таковы и источники света, не правда ли?

Это моя рекомендация, остальные впечатления изложу непосредственно в отзыве.




© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2015
Свидетельство о публикации №215022100270 


Рецензии