Грецкий орех

           Начальная школа, последняя четверть третьего класса, месяц апрель, пятница.
            Нам объявили, чтобы завтра принесли в школу саженцы любых деревьев.
             Мы каждую весну в школе занимались посадкой деревьев.

      Посаженная мной вишня в первом классе усохла, во втором классе сажали  в вырытой заранее канаве аллею, моя яблонька третья с восточной стороны принялась, как и многие другие саженцы моих одноклассников.

       В этом году собирались посадить деревья вдоль дороги.

      Вот тогда  я решил сходить за речку и выкопать в посадке саженец грецкого ореха, это деревце я приметил давно.

        Можно было посадить его и в своём дворе, но уже несколько лет в нашем огороде росло восемь орехов, пять из них росло поперёк на середине огорода в одну линию.

             Три было разбросано по огороду.

      За огородом вдоль загаты штук шесть и столько же вдоль арыка.

             И на улице в количестве четырёх штук.

           Все эти орехи посадили за несколько лет.

        Первые саженцы орехов появились с той стороны, когда  вдоль новой асфальтированной  дороги в два ряда с каждой стороны дороги высадили орех.

         Вскоре эти саженцы переместились по огородам хуторян, как ни старались охранять посадки, но наш народ в ночное время ходил и выкапывал саженцы.

          Ещё саженцы однолетки посадили вдоль горы, чередуя ряд белой акации, с рядом орехов.

      Вот в этой посадке и собирался я выкопать довольно большое деревце ореха.

        Иметь у себя дома ореховые деревья это давняя мечта.

          У деда возле летней кухни рос довольно большой орех, когда зимними вечерами приходили к нему в гости, то нас  угощали несколькими орехами.

              Какая это была вкуснотища, передать трудно.

       Поэтому и засадили где это возможно деревца орехов.

       Ближе к вечеру я взял лопату и отправился за речку, на другую сторону за саженцем.

       Через речку была сделана довольно прочная на тросах кладка, проще сказать мостик сантиметров восьмидесяти шириной.

       Это было сделано нашими хуторянами, работающими на буровой вышке, в паре километрах за трассой.

   Со временем часть досок оторвали, когда устраивали летом здесь купания, раскачивали и ныряли с неё в речку.

         У берегов уже отсутствовали доски, и только на середине имелось с десяток поперечных досок, метра три длиной.

        Переходить по такой кладке требовало сноровки.

       Рыбхозы тогда отсутствовали, и в речке было достаточно много воды.

      Перейти речку вброд  даже в рыбацких сапогах не представляло возможным.

    Я подошёл к этому месту, лопату перекинул через русло, и теперь мне предстояло перелезть на другую сторону.

       Опыт уже имелся, взялся руками за тросы, колени перекинул через тросы, стопы внутрь и пополз на четвереньках по тросам к сохранившимся доскам.

          Вода внизу стремительно неслась и если долго смотреть, то начинало заваливать на бок.

        На четвереньках  перелез по доскам и снова испытанным методом добрался до другого берега.

       Подобрал лопату и отправился в лесопосадку.

       По давно размытому извозу, которым пользовались жители  исчезнувшего хутора, выбрался на гору, отыскал ореховое деревце и приступил к обкапыванию.

        Деревцо подросло и сформировалось,  центральная ветвь уже переросла меня.

         Главное в этом деле сохранить как можно больше  уцелевших при этой выкопке корней.

       Пришлось изрядно попотеть и повозиться, перекидать немало земли, чтобы как можно глубже отрубить стержневой корень.

       Деревце выкопано, уже смеркалось, и надо было спешить домой.

       У кладки возникла проблема с деревцем, как без потери его переправить на другой берег.

        С лопатой проще, взялся за конец черенка и бросай, а вот с деревцем такой вариант  не пройдёт.

      Пришлось его передвигать впереди себя, даже не передвигать, а перекладывать.

         Чтобы об тросы не содрать молодую кору.

      Где я больше потел, там на горе, когда выкапывал или здесь, каждый раз напрягаясь приподымая деревце и следить чтобы оно не свалилось в воду.

     С большим трудом переправил деревце на свой берег, от напряжения слегка дрожали руки, но радость, что всё обошлось, переполняло меня.

            Ночь настигла меня в балке.

       Домой возвращался по темноте, в темноте прикопал деревце в огороде до завтрашнего утра.

        Похвастался потом отцу, что у меня будет самое классное деревце во всей школе.

       На что отец сказал:
                - По какой причине деревце не вырастет, не скажу, но это будет так. 

            - Как так не вырастит?   Размышлял я.

               Много чего я слышал о правильной посадке грецких орехов.

       От одних слышал, что дно ямы под орехи нужно выкладывать речным голышом.

          Другие советовали, положит кусок железа, третьи говорили, что пойдёт  и кусок шифера.

            А нужно всё это как я слышал, чтобы корни разрастались горизонтально.

           Тогда будет урожай плодов орехов, если центральный корень уйдёт в землю, то будет пустоцвет и никаких орехов не будет.

       С куском шифера и саженцем ореха отправился в школу. 

       На размеченных местах у дороги стали копать ямки для саженцев. 

        На дно ямки уложил кусок шифера, поставил свой саженец, присыпал землёй, затем влил ведро воды, и присыпал остатком земли, слегка утрамбовал ногой.

        Да моё деревце смотрелось  самым стройным и солидным среди всей этой принесённой и посаженной поросли.

     Вечером,  встречая корову из стада, я любовался своим деревцем.

       Меня распирало от удовольствия, моё самое лучшее.

 Утром в воскресенье отец по интересовался, где я посадил свой орех, он проходил мимо школы и нигде у дороги не увидел саженца ореха.

        Вечером проезжая на велосипеде встречать корову, не увидел своего деревца.

           На месте моего деревца была ямка, дерево явно высмыкнули приложив усилие.

        Возможно, у кого - то в огороде растёт мой грецкий орех и радует своими плодами хуторянина, умыкнувшего у школы саженец.

28 фев 2015г


Рецензии