Репортаж моей дочери

Подготовка к празднованию 70-летия Победы затронула население России,не только взрослых,но и школьников.Моя дочь провела репортаж,как говорится из первоисточника,о трудном военном детстве.О нем рассказала моя бабушка,а я хочу поделиться с Вами.
Много лет прошло со времен Великой Отечественной войны, но люди до сих пор с горечью вспоминают утраты, которые понесла наша Родина в это время. Каждый год 9 мая мы чествуем ветеранов и участников великих сражений. Уже не многие могут рассказать о тех временах. Мне посчастливилось, что моя старенькая прабабушка смогла мне об этом рассказать… Я попросила ее дать мне интервью, и она поведала о своем военном детстве.
  В начале Великой Отечественной войны, в создании мощного военного производства в тыловых районах страны, большое значение имела эвакуация промышленных предприятий из западных районов.
На территорию Башкирской АССР были эвакуированы крупные заводы. Значительная часть их разместилась в крупном промышленном центре республики — городе Уфе.  Всего в Уфу было эвакуировано 36 промышленных и транспортных предприятий.
Так, с 12 октября по 25 ноября 1941 года был эвакуирован завод №161 — единственный завод, обеспечивавший Военно-воздушные Силы и заводы Народного Комиссариата Авиационной Промышленности СССР пусковыми свечами. 
Днем рождения агрегатного завода считается 25 ноября 1941 года, когда на эвакуированном из Москвы предприятии была выпущена первая партия авиационных свечей — 10 тысяч штук. Названия у нового предприятия еще не было, только номер — 161. На заводе производились деревянные пропеллеры, системы зажигания и авиационные свечи. В Уфе под производственные помещения были отданы недостроенные гаражи, где разместили 300 единиц оборудования. Прибывшие из Москвы специалисты сумели всего за 40 дней запустить завод. За годы войны авиационными свечами уфимского производства были обеспечены в общей сложности 137 тысяч боевых самолетов.
Перебазирование эвакуированных предприятий вызывало большие трудности: не хватало жилья, мест для производства, электроэнергии, рабочей силы. Одновременно с оборудованием непрерывным потоком прибывали эшелоны рабочих и служащих с семьями. Уфа приняла и разместила более 106 тысяч эвакуированных. На каждого второго уфимца приходился один житель из прифронтовой полосы .  Для размещения предприятий в г. Уфе городские организации выделили 75 тыс.кв.м. производственных площадей. Прибывающие рабочие семьи размещались так же в уфимских семьях. Одной из таких  была семья моей прабабушки Игнатьевой (тогда еще Елизарьевой) Зои Степановны.
  Она была еще 11-летней девочкой… моей сверстницей, когда началась Великая Отечественная война. Во время эвакуации к ним распределили семью - женщину с тремя детьми и их бабушку. Хотя дом был не очень большой, но в тяжелые времена люди должны помогать друг другу, поэтому удалось разместить их. «В тесноте, да не в обиде» – как говорит русская пословица.
Во время войны не хватало рабочих рук, и в связи с большим наплывом эвакуированных граждан не хватало еды. Хлеб выдавался по карточкам. Когда моей прабабушке исполнилось 12 лет, она стала работать на фабрике им. 8 марта, где вместе со своими сверстницами шила игрушки для ребятишек.
Это были зайчики, сшитые из белой ткани и набитые опилками. За работу им выдавали хлебные карточки. Но хлебный пай был настолько мал, что его не хватало растущему организму.
Через два года старшая сестра моей прабабушки сказала, что на агрегатном заводе требуются сборщики. На тот момент ей исполнилось 14 лет, и она пошла работать сборщиком изоляторов. Её обучали три месяца, после чего она стала сборщиком. Вся продукция была направлена на изготовление деталей самолетов и работа была очень ответственной.
После войны, когда бабушке исполнилось 19 лет, она стала работать обмотчиком якорей для двигателей самолетов, а позднее и спутников.
С годами, получив огромный опыт работы, моя прабабушка стала работать мастером производственного обучения для подрастающего поколения. За добросовестный труд и участие в общественной жизни завода, в 1964 году прабабушка была награждена орденом  «Знак почета».
В 1967 году моя прабабушка избиралась депутатом Верховного совета Башкирской АССР, а в 1969 году была делегатом XV съезда профсоюзов СССР.
Вот, такая моя прабабушка! Она не воевала в годы Великой Отечественной войны, но ее вклад в Победу над фашистами ничуть не меньше, чем у остальных героев военного времени.
Я горжусь тем, что мои близкие люди помогали нашей стране в тяжелое время. Сложные военные годы в истории российского народа запомнятся навсегда, а рассказы о героическом прошлом будут передаваться из поколения в поколение.  Я постараюсь сохранить в памяти и рассказать об этом другим. Мужество и героизм российского народа можно усмотреть именно из тех военных лет.
Я поблагодарила свою прабабушку за рассказ о своем трудном военном детстве и теперь делюсь им с Вами.
  Наверное всем известно,как жили и работали люди в трудные военные годы,но этот репортаж очень захватил мою дочь и она теперь точно знает,какое страшное слово-ВОЙНА,и так же знает,какими усилиями и сплоченностью дается ПОБЕДА!!


Рецензии
Очень интересно, грустно. Только жалко, что мало...

Машенька Фролова   11.03.2015 17:05     Заявить о нарушении
Война-это боль всего человечества...А мало,потому что дочери всего 13 лет и это ее репортаж,опубликованный мною.

Екатерина Вячеславовна   11.03.2015 17:28   Заявить о нарушении
Я все понимаю, просто изложено хорошо...
Боль тоже нужно правильно преподнести, чтобы потомки могли выводы сделать...

Машенька Фролова   11.03.2015 17:46   Заявить о нарушении