Из настоящего в будущее поликлиник

Правительство Москвы. 2 марта 2015 года.               
На сегодняшний день накопилось множество вопросов к организации эффективной деятельности московских поликлиник.
Приглашаем Вас на новый проект Правительства Москвы, который посвящен улучшению работы городских поликлиник. В рамках проекта Вы сможете предложить идеи по повышению качества обслуживания, доступности врачей и комфорта учреждений. Предложения, которые будут поддержаны жителями, будут обязательно реализованы.
С уважением, команда краудсорсинг- проектов Правительства Москвы.

Улучшение медицинского обслуживания для пожилых людей.

Одним из показателей уровня жизни населения любой страны является продолжительность жизни .

В нашей стране  по данным министра труда и социального развития М. Топилина  на 2014 год ( Гайдаровский форум  в РАНХ и ГС) средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляет 70,5 года.

Для увеличения продолжительности жизни в нашей стране большую роль играет  взаимоотношения врача и пациента в поликлинике. Отметим, что поликлиника играет главную роль во всей системе диагностики, профилактики и лечения пациентов.  Сразу после операций больные попадают под наблюдение врачей из поликлиники на послеоперационное восстановление, они отвечают за диагностику и за ведение пациентов с хроническими заболеваниями и за многое другое.

Во многих западных  поликлиниках ( центрах здоровья,  кабинетах  врачей, клиниках и.т.д)  занимаются «заочным» ( организация оказания  медицинской помощи  с применением медицинской информационной системы в  медицинском учреждении)   ведением больных. При «заочном»  ведении  врачом пациентов, пациенты  намного реже посещают поликлинику, так как взаимоотношения между врачом и пациентом  осуществляются по телефону или по электронной почте.

В нашей стране в настоящее время для всех пациентов трудно внедрить заочное ведение больных в поликлиниках. Задача перевода внутри поликлиники документооборота на безбумажный вариант достаточно сложна и не может быть решена быстро, поэтому в переходный период ( который может быть достаточно длительный) требуется обеспечить, наряду с электронной обработкой данных, существование привычных бумажных документов.

На первом этапе в виде пилотного  проекта  в некоторых поликлиниках   реально ввести ведение больных с использованием информационных систем, не для всех больных,  а для пожилых людей, которым трудно или вообще невозможно передвигаться,   хронических больных, больных после операций, сердечников.  Для этого надо отойти от принципа поликлиник  территориально- участкового распределения  для этого вида больных.  Такая работа соответствует  приказу  Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2014 года № 930н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением специализированной информационной системы».

В последствие  информационная система  может стать составной частью единого информационного пространства медицинского учреждения.

В настоящее время важность информатизации в здравоохранении не вызывает сомнения.  Это позволяет повысить качество лечебно- диагностической помощи. Во главе информационной системы в поликлинике   должен быть  пациент. 

Сейчас городские поликлиники ( ГП) в Москве  укрупнены и включают  несколько  поликлинических филиалов и это позволяет более эффективно использовать информационные  системы. 

«Заочное» ведение больных предполагает, что у пациентов имеется телефон                ( городской или сотовый) или  электронная почта. В настоящее время связь между пациентом и поликлиникой существует, но она ограничена тем, что пациент звонит узнать как принимает тот или иной врач или вызвать врача на дом, а поликлиника сообщить, что прием врача отменяется, на которой у тебя талон.   

В каждой районной  поликлинике, входящей в ГП,  пациенты, которые попадают в  группу заочного обслуживания, ведутся  врачом   терапевтом.

Для заочного ведения больных необходима  электронная   медицинская карта         ( ЭМК). Если такая карта не разработана, то ее необходимо разработать.  Первоначальное  заполнение ЭМК для каждого больного, отнесенного к группе заочного обслуживания,  можно поручить студентам медицинских вузов. 

Для успешной работы рассматриваемой  информационной системы необходимо ,  чтобы врач, сестры, работающие с ним,  умели достаточно хорошо и в реальном времени пользоваться компьютером и  интернетом .  У врача должно быть автоматизированное рабочее место врача, оно должно обеспечивать информационную поддержку деятельности врача при принятии диагностических и технических ( лечебных, организационных и т.д)  врачебных решений и оформление медицинской документации.               

Такая информационная система позволит  сократить число посещений поликлиники людьми с хроническими  и другими тяжелыми  заболеваниями.

Больным,  отнесенным к  группе «заочного» обслуживания:

1. Не придется приходить  в регистратуру поликлиники, чтобы взять талон на прием к терапевту.

2. Не придется приходить  к участковому  терапевту только за тем, чтобы выписать направления на сдачу определенных анализов  или направления в диагностический кабинет.

Врач сам решит  и сообщит по телефону или по электронной почте больному,  что пора  сдать тот или иной анализ или посетить  диагностический кабинет. Больной  сразу может идти, т.к направления  в лабораторию  или в диагностический кабинет  поступят от лечащего врача. Если больной почувствовал плохо, то он может сам  позвонить терапевту, согласовать время и дату и прийти на прием. Талон будет ждать пациента в регистратуре, если это необходимо. Часть своего времени врач тратит на прием больных из группы «заочного» обслуживания.  

3.  Больному не придется приходить к врачу,  чтобы узнать результаты анализов и получить при необходимости направление к врачу узкой специализации, если это необходимо. 

На первом этапе все результаты из лабораторий и   диагностических кабинетов через регистратуру или   напрямую  попадают к врачу.

Врач проанализирует анализы из лаборатории или из диагностического кабинета, введет их в ЭМК  и  сообщит больному о том, что ему надо посетить врача узкой специализации, если это необходимо.  Больному это будет сообщено, дату и время можно согласовать с больным, так как  в компьютере у врача имеется расписание приема больных узким специалистом.Талон будет ждать пациента в регистратуре, если это необходимо.

4. Чтобы выписать бесплатное лекарство в аптеке поликлиники не придется посещать врача, а это брать талон и  стоять в очереди. Следует пациенту, который обслуживается «заочно»,  позвонить врачу и получить добро на лекарство.  Пациенту будет сообщено,  что он может прийти в аптеку поликлиники  и получить лекарство.  Необходимые документы, оформленные на имя пациента, будут находиться в аптеке.  Документы в аптеку  могут быть переданы  «вручную»  или переданы по электронной почте.

При посещении «заочного» больного врача  узкой специальности, врач может на своем компьютере открыть  медицинскую карту  больного  для назначения курса лечения.

Врач- терапевт  будет  следить за лечением и при необходимости вызывать его по телефону или через электронный адрес на прием или направлять в лабораторию для сдачи анализов.    Вся информация вводится в ЭМК каждого больного  и  контролируется  дальнейшее его   лечение.               

Такое взаимоотношение пациента и врача сократит  посещение  пожилым  пациентом  поликлиники и разгрузит  участковых  терапевтов от посещения  хронических  больных,людей которым трудно передвигаться. Врач для "заочных" больных должен стать практически семейным врачом, тем более, что  многие пожилые люди живут в одиночестве и для них очень важно это общение. 

По мнению шведского терапевта, который использует «заочное» ведение больных, «заочное»  ведение пациентов значительно ускоряет  и упрощает оказание медицинской помощи, упорядочивает ее, унифицирует действия медиков, оптимизирует их работу.

При таком обслуживании этой группы больных  во многих  случаях можно выявить ранние стадии рака и сердечно-сосудистую патологию, не допускать обострения болезни при хронических заболеваниях. Они постоянно находятся на контроле.

Для отладки  информационной системы в пилотном режиме  количество больных должно быть меньше, чем  на обычном участке поликлиники, так как  много времени будет уходить на администрирование, т.е  работа с документами, поступающими из лабораторий, диагностических кабинетов, от врачей узких специальностей и других документов. Часть работы по администрированию должны взять на себя сестры, работающие с врачом, по крайней мере ввод документов в ЭМК больного.

Для выездов на дом к пациентам можно использовать выделенных дежурных терапевтов, как это делается в московских поликлиниках № 4,64. Результаты посещения больных, включенных в заочное обслуживание, передаются лечащему врачу- терапевту.

Все нюансы при « заочном»   обслуживании  пациентов должны быть отработаны  при работе в  пилотном  проекте.   

Проблемы при внедрении информационной системы будут, но без решения этих проблем не улучшить медицинского обслуживания пациентов.               


Ответ  из Департамента здравоохранения города Москвы. От 4 июля 2015  года №55-30-12157/15               

Реорганизация медицинских организаций проводится в рамках Государственной программы города Москвы за 2012-2020 годы "Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение) " ( далее- Программа), утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14.05.2014 № 249-ПП.               

В соответствии с принятой Программой, составной частью которой является подпрограмма "Медико- санитарное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов", проводятся мероприятия, направленные на повышение доступности и качества медицинской помощи для лиц пожилого возраста и инвалидов.

Ваши предложения по улучшению медицинского обслуживания лиц пожилого возраста приняты к сведению и по  возможности будут учтены в дальнейшей работе.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в ряде амбулаторно- поликлинических учреждений города Москвы в пилотном режиме реализуется программа по повышению качества и эффективности работы поликлиник, которая включает разработку мероприятий по проведению предварительных консультаций пациента по телефону и введение института дежурных врачей.               

Кроме того, в соответствии с подпрограммой " Информатизация государственной системы здравоохранения города Москвы" Программы проводится постепенное внедрение электронной медицинской карты. К 2020 году планируется увеличить долю медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в которой внедрена электронная медицинская карта, до 90%, а долю пациентов, ведение которых осуществляется с использованием медицинской электронной карты увеличить    до 85%.

Благодарю Вас за активную гражданскую позицию. Начальник Управления.


Рецензии