Имир, Сурт и род Форньота. 6-ноя-2014

Предисловие
   Вот мой ответ "Книге Йотунов" Рейвена Кальдеры. Я не стала ограничиваться разбором его книги и решила сделать альтернативу, критикуешь — предлагай лучшее. Здесь вы не увидите описаний алтарей, подношений и НЛГ, так любимых Кальдерой. Моя работа - почти целиком пересказ разрозненных источников, для удобства сведенный воедино, откуда можно черпать вдохновение для всего вышеперечисленного. Будут, конечно, и домыслы, которые так и обозначены в тексте.
Я не разделяю кальдеровской классификации йотунов на десяток разновидностей, выделяя только три: инеистые, огненные и просто йотуны. Тем не менее, великаны идут не в порядке их стихии, а целыми семьями, либо связанные мифом. Общие черты великанов, их характер и способности в целом я не описываю, поскольку об огненных известно слишком мало, а у остальных всё это следует из их происхождения:

Брызги холодные
Эливагара
ётуном стали,
отсюда свой род
исполины ведут,
оттого мы жестоки
"Речи Вафтруднира, 31"

Имир (Аургельмир) (Ymir (Aurgelmir)), Трудгельмир (Thrudhrgelmir) и Бергельмир (Bergelmir)
   Начать свой, рассказ о великанах скандинавской мифологии, несомненно, нужно с Имира. Первое живое существо, прародитель турсов, основа почти всех частей мира, кроме Муспелльсхейма и Нифльхейма (и Хельхейма).
О нем известно из "Старшей Эдды" (песни "Прорицание вёльвы", "Речи Вафтруднира", "Речи Гримнира") а также из "Младшей Эдды". Соласно "Младшей Эдде", Имир родился тогда, когда Мировая Бездна заполнилась льдом и инеем настолько, что северная ее часть оказалась под тяжестью льда, в середине шли дожди, а южная часть была теплой и спокойной. Там, где иней и теплый воздух встретились, растаявшие капли стали Имиром. Такое происхождение прародителя великанов объясняет их особенно тесную связь с необузданными силами природы.
      Примерно в одно время с ним из таявших капель возникла и Аудумбла, которая питалась инеем, покрывавшим соленые камни, а молоко, текшее из ее вымени в виде четырех рек, питало Имира. Имир родил троих: мужчина и женщина выросли под левой рукой, и еще один сын был зачат ногами. От них пошли инеистые великаны. Из вылизанных же Аудумблой камней появился Бури, чьи внуки - Один, Вили и Ве - убили Имира.
      Небольшое отступление. Только авторское предположение, которое может быть ошибочным. Меня давно занимал вопрос: при такой подробности мифа о первых живых существах-прародителях нам неизвестно, откуда произошли ваны. Мы знаем прародителей асов и турсов, Имира и Бури. Но третье существо - корова Аудумбла, которая, вскормив одного (текли целые молочные реки) и породив другого (даже прорастив - в первый день в камне вырастают волосы), проявляет себя как источник плодородия. Не она ли прародитель ванов?
      Кровь Имира стала океаном, а плоть сушей. Поэтому кровь и плоть Имира - кеннинги моря и суши. По берегам моря были отведены земли великанам, отгороженые веками Имира от места обитания людей - Мидгарда. В самом центре был построен Асгард. Так Имир стал материалом для возникновения новых миров. В крови Имира утонули все великаны, кроме Бергельмира и его семьи. Бергельмир приходится внуком Имиру от одного из его сыновей — Трудгельмира, от него и возродилось племя великанов.

Великаны Муспелльсхейма, Сурт (Surtr)
   О происхождении огненных великанов известно, что они родом из Муспелльсхейма. Подробно нем рассказано в "Младшей Эдде". Муспелльсхейм - страна огня, в которую нет доступа тем, кто не ведет род оттуда. Эта страна была "всего раньше" и расположена в мифологической картине мира на юге. (Fyrst var tho sa heimr i sudhrhalfu, er Muspell heitir.)
Муспелльсхейм на заре времен является источником тепла и света для южной части бездны Гиннунгагап и жизни для ядовитого инея. К концу мира из Муспелльсхейма выйдут сыны Муспелля для сражения с богами, причем воинство приходит не просто с юга, а, согласно "Младшей Эдде", сверху из расколовшегося неба. Несмотря на то, что сыны Муспелля великаны, они стоят отдельным светлым войском.
      Больше всего из огненных великанов известен Сурт. Он упоминается в "Прорицании Вёльвы", в "Речах Вафтруднира", вероятно, в "Речах Многомудрого" (вариации строфы 24), в "Видении Гюльви", в "Списках имен" в числе великанов. Кроме того, в "Книге о занятии земли" говорится, что Торвальд Волчья Пасть посвятил Сурту хвалебную песню. Сурт стоит на страже на краю Муспелльсхейма. У него в руках огненный меч, сияющий ярче солнца, с помощью него он победит богов и сожжет погибающий мир. Пламя полыхает впереди и позади Сурта, когда тот скачет на равнину Вигрид, где ему предстоит в сражении убить Фрейра. В уппсальской "Эдде" говорится, что после гибели мира будет много чертогов, и наилучший из них - Гимле, в котором обитает Сурт. Т.е. он не только уничтожает старый мир, но и правит в возрожденном, снова подчеркивая особую роль огненных великанов в Рагнареке.
      Интересно, что в "Речах Многомудрого" в строфе 24 речь идет о петухе, который принес страданья "Сурту Синмары" или "Черной Синмаре", а в переводе С. Свириденко "Сурту и Синмаре". Далее повествуется, что Синмара хранит губительное оружие - меч Лэватайн, выкованный Лофтом (Лофт — одно из имен Локи). Остается на уровне предположения, что Синмара имеет какое-то отношение к Сурту и что его меч хранится у нее.
    
P.S. Еще один интересный момент. В "Прорицании Вёльвы" говорится:

47
Трепещет Иггдрасиль,
ясень высокий,
гудит древний ствол,
турс вырывается.
В ужасе все
на дорогах в Хель,
прежде чем Сурта
родич заглотит.

Skelfr Yggdrasils
askr standandi,
ymr it aldna tre,
en j;tunn losnar.
Hraedask allir
a helvegum
adr Surtar thann
sefi of gleypir.
(из примечаний: 47. Typc — великан, т. е. волк Фенрир.)
 В "Видении Гюльви" (51):
"А Фенрир Волк наступает с разверстою пастью: верхняя челюсть до неба, нижняя — до земли. Было бы место, он и шире бы разинул пасть. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей".
      Фенрир изрыгает огонь и, скорее всего, именно он именуется родичем Сурта. Природа его отца, Локи, является предметом споров, а о матери Ангрбоде известно только то, что она живет в Йотунхейме, в Железном Лесу, поэтому неясно, через кого Фенрир приходится родичем огненным великанам, в т.ч. Сурту. О Локи будет сказано отдельно.

Род Форньота (Fornjotr): Эгир (Хлер) (Aegir (Hler ), Логи (Logi ), Кари (Kari)
   Род этот примечателен тем, что ему принадлежат искусные в колдовстве великаны, каждый из которых способен повелевать одной природной силой, а всеми тремя владеют лишь самые могущественные из богов — Один и Ньёрд.
"Сага о Форньоте и его роде" служит основным источником сведений об этих великанах. Имя самого Форньота есть в "Младшей Эдде" в "Списке имен" в числе великанов, это имя означает "древний великан". Другое его имя – Мискорблинди (Miskorblindi) - встречается в "Песни о Хюмире", где Эгир зовется сыном Мискорблинди. Форньот правил Финнландом и Квенландом. У него было три сына: первый - Хлер (Эгир), хозяин моря, второй – Логи, повелитель огня, третий – Кари, хозяин ветров.
      Кари и его потомки: Торри (Thorri ), Нор (Norr), Гор (Gorr), Гои (Goi). В саге "О Форньоте и его роде" род Кари перечисляется дважды. В первом случае у Кари упоминается сын Йокуль (Jokull), во втором — Фрости (Frosti). Поскольку цепочка потомков Фрости и Йокуля одна и та же, нет сомнений, что Фрости - это Йокуль. Сыном Йокуля (Фрости) был Снэр (Snaer), а внуком — Торри. В первой части саги наряду с Торри есть также его сестры: Фённ (Fonn), Дрива (Drifa) и Мьёлль (Mjoll). Дети Торри: сыновья Нор и Гор и дочь Гои.
О Торри говорится, что он был конунгом, которому поклонялись, чтобы выпал снег, и можно было легко ездить на лыжах. Месяц в середине зимы назван его именем, а жертвоприношение в середине зимы — Торраблот. Не совсем понятно, совершалось ли жертвоприношение в честь Торри с просьбой о снеге (на это указывается в первой части саги) или им самим (во второй части). Следующий месяц назван в честь дочери Торри, Гои, поскольку в тот месяц она пропала, и, чтобы узнать ее местонахождение, было проведено жертвоприношение (или, по другой версии, отложен на месяц Торраблот), названное Гоиблот.
Нор и Гор стали разыскивать сестру, Нор на полуострове, Гор на островах. За время поисков Нор покорил земли, названные затем Норвегией, а Гор повстречал на острове Хлесей (Лесё) потомков Хлера (Эгира). Нор нашел Гои у Хрольва с Горы, на которой тот женился. Сам Нор женился на сестре Хрольва, завладев его землями. При встрече братья поделили земли: Нор остался править материковой частью Норвегии от Йотунхейма на севере до Альвхейма на юге, а Гор получил острова между берегом и своим левым бортом, если плыть с севера на юг, став морским конунгом.
      Логи. Средний сын Форньота известен не только из одной саги, но и из "Младшей Эдды" ("Видение Гюльви" , "Язык поэзии") и, возможно, о нем сказано в "Саге о Торстейне сыне Викинга".
В "Эдде" названы кеннинги ветра и огня: ветер зовется братом Эгира и огня, а огонь, соответственно, братом Эгира и ветра. Но наибольшее значение имеет миф о соперничестве Логи и Локи в Утгарде. Тор, Локи и Тьяльви пришли к Утгарда-Локи, и им предстояло участвовать в состязаниях, чтобы подтвердить свое право сидеть на пиру среди жителей Утгарда. Локи заявил, что умеет есть быстрее всех. Перед ним и Логи было поставлено корыто, полное мяса. Оба соперника встретились на середине корыта, но Локи только обглодал дочиста мясо с костей, а Логи съел мясо, кости и свою половину корыта. Победа досталась Логи.
"Сага о Торстейне сыне Викинга" рассказывает нам о конунге Логи, которого за высокий рост прозвали Халоги, взявшем в жены Глёд (Glod), дочь Грима. У них родились две дочери: Эйза (Eisa) и Эймира (Eimyrja). Eisa означает "светящиеся угли", а Eimyrja - "угли". Логи-Халоги и Логи брат Эгира не имеют точек соприкосновения, но и не противоречат друг другу. Возможно, это один и тот же Логи.
      Эгир (Хлер), его жена Ран (Ran) и дочери. Старший сын Форньота, колдун, повелевающий морями и живущий на острове Лесё, зовется также кровью Имира. Кроме саги "О Форньоте и его роде" упомянут в "Старшей Эдде" ("Песнь о Хюмире", "Перебранка Локи"), "Младшей Эдде" ("Язык поэзии", "Списки имён"). Эгир состоит в хороших отношениях с асами. Однажды в Асгарде был пир, на котором вместо факелов сияли зачарованные мечи. Там Эгир расспросил Браги о новостях среди богов и о поэзии, в форме вопросов Эгира и ответов Браги составлен "Язык поэзии". Затем Эгир пригласил к себе асов, а задире Тору дал задание добыть котел для варки пива. Во время пира Эгир берет пример с асов и озаряет свой чертог светящимся золотом. Там же происходят события "Перебранки Локи", приведшие к связыванию Локи. В этой же песне говорится, что Эгир носит имя Гюмир (Gymir), но нет ни одного намека на что-то общее с другим Гюмиром — мужем Аурбоды и отцом Герд, жены Фрейра.
Жена Эгира, Ран, обладает сетью, которой она ловит утонувших моряков. Дочери Эгира — девять сестёр: Небесный Блеск, Голубка, Кровавые Волосы, Прибой, Волна, Всплеск, Вал, Бурун, Рябь (Himinglaeva, Dufa, Blodughadda, Hefring, Udr, Hronn, Bylgja, Bara, Kolga). Иногда считают, что девять матерей Хеймдалля — дочери Эгира, но имена девяти матерей «героя из рода богов» в «Кратком прорицании вёльвы» не соответствуют именам дочерей Эгира.


Рецензии