фильм Натурщица

«Натурщица», фильм Татьяны Воронецкой.
Какой чудесный, дивный фильм!
Невероятный и неожиданный, в том смысле, что я даже не ожидала, что можно снять такой фильм!
И абсолютно российский.
Голливуду такие фильмы даже и не снятся! Этот их «Великий Гэтсби» просто детская считалочка, рядом с фильмом  Татьяны Воронецкой. Как могло так сложиться, что она сняла только один игровой фильм?
Да если бы фильм такого уровня сняли в Голливуде, его бы осыпали «Оскарами». И за режиссуру и за актерские работы.
Какая тонкая, и я бы сказала, незаметная, актерская работа Даниила Спиваковского!
   Незаметная в том смысле, что сделана без особой жестикуляции. Вот голливудские актеры, когда им удается хорошо сыграть, то это как-то сразу бросается в глаза. О! как сыграно! А здесь просто сидишь и наблюдаешь, не думая ни о чем, забыв об оценках. Мне кажется, это и есть показатель настоящего актерского мастерства, когда зритель забывает об актере и наблюдает за его персонажем.
  Но здесь, конечно, всё в руках режиссера.
«Натурщица» - это фильм, где актерам повезло с режиссером, а режиссеру – с актерами. То есть, режиссер очень удачно подобрала актерский ансамбль.
  Не знаю, каким видели барона его создатели – режиссер, актер, и другие актеры. Потому что другие актеры тоже ведь вносили свою лепту в создание этого образа, которого еще не было в нашем кинематографе. Надо будет, кстати, перечитать Нагибина. Вернее прочитать, потому что я его еще и не читала. Или читала, но не обратила внимание.
     Поняла, почему фильм показался неожиданным! Образ барона – это совершенно новый образ. То есть такого еще не было ни в одном фильме.
    Скучный, упертый. Какая-то психологическая амеба. Жалкий и опасный в своем примитивизме.
Обвиняющий любимую женщину в своих недостатках. Ведь это ему нет дела до других. Он считает, что имеет право на эгоизм, потому что всё делает правильно, так как надо, как положено. Он прав, значит, может настаивать на своем.
     Считает себя непогрешимым, потому что рожден в «высших слоях» общества и воспитан за большие деньги. Переживает, что полюбил женщину из «низших слоев» с прошлым. Но отказаться не может, потому что без неё жизнь станет совсем уж скучна и одномерна. Поэтому готов пойти на каторгу, опозорить себя и семью.
    Ничтожество, покрытое позолотой денег и фальшивой вежливости изысканных манер.
    Это такой образ эгоиста, замкнутого на себя, и поэтому остановившегося в своем развитии. Отсюда ассоциации сначала с неразумным ребенком, а потом, когда он берет в руки револьвер – с опасным психом. Которого даже невозможно осудить, потому что эгоизм, оказывается, это особый род невменяемости. Когда человек вроде бы здоров, но невменяем. 
   Татьяна Воронецкая, Даниил Спиваковский, с помощью других актеров создали абсолютно новый образ эгоиста. Это не Онегин и не Печорин, которые ни в ком не нуждались. Это новый тип «лишнего человека», причем, мне кажется, наиболее реальный. В том смысле, что Онегин и Печорин были всё-таки выдуманы. На самом деле их суть та же, что и у барона – эгоистичное ничтожество, но Пушкин и Лермонтов приукрасили своих героев, особенно Пушкин, потому что описывали людей своего круга, а Нагибин и Воронецкая более объективны в описании этого типа людей.
    Но какую всё-таки работу провели Воронецкая и Спиваковский, создавая этот образ!
   И никакого приза за такую роль? Неужели в том году нашелся актер, который сыграл что-нибудь лучше, чем Спиваковский? Это просто невозможно!
   А Виктория Толстоганова! В финальной сцене, когда она понимает, что он всё-таки выстрелит … если бы не видела своими глазами, ни за что бы не поверила, что можно так сыграть. Это лучшая сцена такого рода!
Лучшая!!!
    Даже лучше, чем сцена выстрела в «Адвокате дьявола».
    Хотя нет, одинаково хорошо. Но в «Адвокате дьявола»  весь фильм был снят ради этой сцены, это была кульминация фильма. А здесь она появляется как бы мимоходом. Немного разное качество. В «Адвокате дьявола» - это очень сильная сцена, она производит очень резкое и сильное впечатление. А здесь впечатление слабое, но длительное.
    В такой сцене обычно всегда переигрывают. Как это произошло в «Великом Гэтсби», где сцена самоубийства слишком театральна. Снято хорошо, но слишком эффектно, слишком по-голливудски. С расчетом на критиков, чтобы они сказали – о! как хорошо снято. В таких сценах, даже если фильм хороший, обычно сразу вспоминаешь, что ты всё-таки в кино, и сопереживание отключается. В таких сценах всегда есть налет театральности, излишней драматизации.
    А здесь смотришь, затаив дыхание.
    У меня нет слов, чтобы сказать, насколько хорошо это снято.
    И тоже никаких наград!
    За такую актерскую работу!!!
     Ёлки-палки!
Я надеюсь, этот фильм хотя бы входит в программу обязательного просмотра для студентов ВГИКа. Потому что это кладезь режиссерского и актерского мастерства.
    Оказывается Николай Фоменко хороший актер! Я его даже не сразу узнала.
     А как замечательно сыграл Даниил Стахов сцену в церкви! Как он сказал: «Это оптический обман» и посмотрел на барона … три дня думала, прежде чем подобрала подходящее сравнение … нет, не как на ребенка, а как на слюнявого дурачка в психдоме. 
    Конечно, большинство зрителей не будет заморачиваться расшифровкой этой фразы, но в подсознание этот удивленный и жалеющий взгляд всё-таки западает.
    И именно с этой фразы, мы начинаем понимать ничтожество барона, его примитивный эгоизм.
   Декадентская, исчезающая красота Даниила Стахова в этом фильме пришлась очень кстати. Самый красивый персонаж фильма оказался революционером с печальными глазами. Как будто он уже знает, что жить ему осталось только до 37-ого года. Или даже меньше. Какой верный выбор актера!
   История главной героини, натурщицы, сделана просто и сентиментально! Прогулки под Луной, посещение красавицы, живущей в хлеву и последующее решение «быть послушной» … какая пронзительная и абсолютно женская история. Не знаю, как она написана у Нагибина, надо почитать, но Татьяна Воронецкая и Виктория Толстоганова сделали её очень правдиво, ни на миллиметр не отступив от женской сущности. Это неизменная улыбка, дразнящее кокетство, это очаровывающая красота и безотказное подчинение, всё ради того, чтобы не оказаться в хлеву.
    Это закон жизни!
     Современные мужчины решили его изменить. Чтобы женщина сама себе на жизнь зарабатывала, но не забывала им улыбаться и украшать их жизнь.  Чтобы она от них не зависела, но подчинялась.
    Как человек, занимающееся астрологией, (страница Элины Красничъ), могу сказать, что в эпоху Рыб (последние 2150 лет) роль женщин начала потихоньку меняться, а роль мужчин – оставаться прежней. Точнее, они сами старались зафиксировать свое положение в иерархии цивилизации, после кардинальных перемен в эпоху Овна ( 3500- 500 лет да нашей эры), когда они заняли лидирующие позиции. Теперь настало время вновь поменяться местами. Это историческая закономерность – рано или поздно, но лидер обязательно устанет и уступит место тому, кто бежит вслед за ним.


Рецензии