Солнечный удар Никиты Михалкова

    Как всё-таки коварен успех…
    Неужели это тот самый Никита Михалков, который снял фильм «Раба любви»?
    Вот эту сцену, где она сидит в кафе и ждет его. И он приходит, извиняется за опоздание, и она начинает рассказывать ему, как замечательно они будут жить. А он знает, что жить ему осталось пять минут, за ним гонятся, ему надо уходить, но он боится потревожить её, а она чувствует, что что-то не так, надвигается что-то чёрное и страшное, и говорит-говорит, надеясь заговорить беду. Наконец он всё-таки встает, выходит и его расстреливают рядом с кафе, на её глазах. И её чашечка с кофе дрожит, стуча о блюдце …
    И этот человек, пусть и спустя годы, снял «Солнечный удар», который я не смогла досмотреть до конца, потому что уснула в одну из рекламных пауз.?
    Что с ним случилось? Куда исчез его талант? Какая ржа его разъела? Какая тля схрумкала? Или эта история о «золотом мальчике», который умер, потому что позолоту невозможно смыть?
    Лучи славы испепеляют также безжалостно, как и озлобление непризнанного гения?
     Или это закон, что в жизни может быть только одна вершина, поднявшись на которую, человек неизбежно должен спустится вниз?
     Возможно, неудача фильма связана с тем, что Никита Сергеевич выбрал произведение, которое ему нравится, потому что оно отражает его личное воспоминание об его солнечном ударе. Но он зачем-то решил его зашифровать под историю Первой мировой войны. И получилась мармелад с соленым огурцом.
      Мне нравится поэзия Бунина, особенно ранние стихи. Но его проза, мне неинтересна. Мне кажется, она может быть интересна только молодым людям, неопытным в вопросах секса. Это такая предтеча современных эротических романов. Разница только в том, что у Бунина не бывает хэппи-эндов, они все заканчиваются разлукой, предательством. Но она однослойна, в ней нет потаенных смыслов, философских вопросов. Перечитывать не хочется.
     Никита Сергеевич Михалков сам по себе – человек цельный и однозначный. Но если он возьмется за произведение, в котором есть глубина неоднозначности и многослойности, например, чеховское, то получится «Неоконченная пьеса для механического пианино». А если он возьмется за произведение такое же однозначное, как и он сам, то получается ужасная скука «Солнечного удара».
    Мораль – однозначный режиссер должен брать неоднозначный сценарий. А неоднозначный режиссер должен брать однослойный, однозначный сценарий, который он наполнит потаенными смыслами и получится интересный фильм. Только так может получиться резонансный фильм.


Рецензии