Род Тьяцци. Скади. 24-ноя-2014

Скади (Skadi) – богиня зимы и охоты, диса-лыжница. Ее имя означает «урон», «ущерб», «повреждение», «вред». Ее атрибуты — лук и лыжи, часто Скади изображается с волками, так как жиет в Трюмхейме, среди воя волков. Она упоминается в нескольких песнях «Старшей Эдды» («Речи Гримнира», «Поездка Скирнира», «Перебранка Локи», «Песнь о Хюндле»), в «Младшей Эдде» и в «Саге об Инглингах».

Скади — асинья, но по происхождению — инеистая великанша. Ее дедом был великан Эльвальди (Olvaldi), о котором Браги «мог бы поведать немало примечательного» и который славился своим богатством. После его смерти три брата — Тьяцци (Thjazi), Иди (Idi) и Ганг (Gangr) — делили наследство, набирая полные рты золота, поэтому в поэзии оно зовется «речью, либо словом, либо счетом тех великанов».

Отцом Скади был Тьяцци. Однажды Один, Хёнир и Локи не смогли зажарить быка, поскольку Тьяцци в обличьи орла не давал мясу изжариться. Тьяцци потребовал себе долю быка, а когда он принялся за еду, Локи ударил его палкой. Палка прилипла к орлу и рукам Локи, орел взлетел и не выпускал Локи, пока тот не согласился отдать великану богиню Идунн с ее яблоками. Локи дважды похитил богиню — один раз для великана, а второй раз от него по требованию асов. Локи принял обличье сокола, а Идунн превратил в орех и понес в когтях в Асгард. Тьяцци же, вернувшись с моря, погнался за ними в орлином облике. На подлете к Асгарду асы сложили костер и зажгли его, как только Локи перелетел через стену. Тьяцци опалил крылья, упал и был убит асами. Тор в «Песне о Харбарде» похваляется, что забросил глаза Тьяцци на небо и сделал звездами в память об этом, но в «Младшей Эдде» это делает Один в знак перемирия со Скади.

После этого Скади надела шлем и кольчугу, взяла оружие и пошла мстить за отца. Асы предложили ей выкуп — мужа. Она поставила невыполнимое, по ее мнению, условие мира: чтобы асы рассмешили ее. Это удалось сделать Локи — он привязал один конец веревки к своей мошонке, а другой к козлиной бороде, и оба кричали, перетягивая веревку. В конце концов Локи повалился Скади на колени, и она рассмеялась. Выбирать мужа предстояло, видя только ноги женихов. Она указала на ноги одного из асов и произнесла: «Вот, кого я выбираю; едва ли что некрасиво у Бальдра!» Но Скади ошиблась и выбрала ноги Ньёрда.

На пиру у Эгира Скади была вместе с мужем. Она вступила в перепалку с Локи, предрекая ему узы из кишок его сына. Тогда Локи открыл, что он был виновен в смерти Тьяцци, и Скади ответила, что отныне в ее доме ему будут готовить гибель (в оригинале «fra minum veum ok vongum skulu ;er ae kold ra; koma» - в святилищах и лугах окажут холодный прием). Присутствуя при связывании Локи, Скади вешает над его лицом ядовитую змею.

Отношения с Ньёрдом не сложились у богини: она хотела жить в доме отца, в Трюмхейме, а Ньёрд на побережье в Ноатуне. Проведя по девять дней в обоих владениях, Скади и Ньёрд расстались, и она вернулась в Трюмхейм. Скади приходится мачехой, согласно «Старшей Эдде» и «Саге об Инглингах», Фрейру и Фрейе, либо, по «Младшей Эдде», матерью им. Увидев, что Фрейр опечален из-за любви, Скади послала к нему слугу по имени Скирнир, и тот помог Фрейру жениться на Герд.

«Сага об Инглингах» рассказывает, что после расставания с Ньёрдом Скади вышла замуж за Одина и родила ему много сыновей. Одного из сыновей звали Сэминг, и к нему возводил свой род ярл Хакон Могучий, правивший Норвегией как вассал датского короля Харальда Синезубого.

На этом кончаются сведения из источников и начинаются мои размышления о Скади.

Асинья

А начать лучше не с нее самой, а с ее отца. Обычно великаны (строитель, Трюм, Хрунгнир) пытаются завладеть Фрейей, красивейшей из богинь. Но Тьяцци решил заполучить Идунн и ее яблоки, источник вечной молодости асов. Тьяцци богат и могущественен (ведь он оставляет без еды тройку асов во главе с самим Одином), ему не хватает только божественного долголетия. Его план не удался, и он погибает.

Скади берется за оружие и идет мстить в Асгард. Но ей предлагают в качестве выкупа мужа из асов — а значит и статус асиньи, а вместе с ним доступ к долголетию, т. е. то, чего не добился Тьяцци. (Отступление: впоследствии посланный Скади Скирнир предлагает другой великанше, Герд, «одиннадцать яблок» или «epli ellifu». Кеннинг яблок Идунн - «жизненное снадобье асов», «en eplin ellilyf ;sanna», что очень похоже на « epli ellifu». В примечаниях к «Поездке Скирнира» М.И. Стеблин-Каменский указывает, что в тексте может быть ошибка, и Скирнир обещает Герд яблоки жизни). Скади соглашается, но мужа ей приходится выбирать по ногам. Думая, что перед ней прекрасный Бальдр, она выбрала Ньёрда. Существует версия (у Паксон и не только), что ноги Ньёрда были просто самыми чистыми, поскольку он бог моря. Есть и другая версия, гласящая, что Скади хотела выйти за Бальдра как за бога, который возродится после Рагнарека. В таком случае ей должен был понравиться и Ньёрд, который вернется к ванам, когда миру настанет конец («Речи Вафтруднира»), но их брак распался.

Как узнать Бальдра? В «Младшей Эдде» Бальдр описывается красивым и настолько светлым, что от него исходит сияние, а самое белое на свете растение сравнивается с ресницами Бальдра. Похожее описание есть в «Песне о Риге» из «Старшей Эдды»: прародительница ярлов описана как женщина, чьи шея, грудь и брови ярче и белее снега. То есть такая внешность была признаком знатного происхождения и считалась красивой. Внешность Бальдра, сына Одина — квинтэссенция благородства, «ярловости». Муж, чья красота сама говорит о его знатности, был бы блестящей партией для женщины из богатого рода великанов. В белизне Бальдру не уступил Ньёрд, о котором «Младшая Эдда» говорит как о богатейшем из богов, но он заложник из рода ванов.

Такой брак Скади не устраивал, и она ушла от него к Одину, вероятно, потому что Бальдр был уже мертв. Кто-то усматривает в этом поздний миф, отражавший мизогинию средневекового общества и не дававший женщине обходиться без мужа. Трудно представить, как можно счесть мизогинией смену заложника на конунга, особенно зная, что Скади хотела выйти за сына того же конунга. Продолжая дело отца, Скади стала асиньей, а затем и мифической родоначальницей норвежских ярлов.

Мужское имя

Слово «skadi» мужского рода, более того, в «Саге о Вёльсунгах» с самого начала рассказывается о мужчине по имени Скади, чей раб Бреди охотился лучше, чем Сиги, сын Одина, но раб был убит завистливым Сиги, и Скади назвал большие сугробы «Бреди» в честь раба. Это может быть отголоском первоначально мужского пола богини охоты, либо ее мужское имя ввело в заблуждение того, кто записывал сагу в XIII веке. Но возможно, что это отдельный персонаж с совпавшими именем и связью с охотой и снегом.

В поведении богини Скади также сильно мужске начало. Впервые она приходит к асам вооруженной и в кольчуге. У Тьяцци были братья, которые могли бы взять месть на себя, но неизвестно, были ли они живы. Обстоятельства или желание самой Скади, но она идет мстить лично, как мужчина. То, как Локи смешит ее, устраивая символическую кастрацию с козой, играя в перетягивание каната собственной мошонкой, объясняются в книге «Our Troth» как жертвоприношение неумолимой богине зимы, а Susanne Kries усматривает в поведении Локи намек на неподобающее женщине поведение Скади. Если это и был намек, он не понят или не принят во внимание, так как пойдя на заключение мира, она самостоятельно выбирает мужа, хотя асы и внесли элемент жребия, скрыв лица и тела кандидатов, а потом, единственной из богинь, в открытую уходит от мужа в родной Трюмхейм и выходит за Одина.

Несмотря на преобладание мужских черт, Скади, несомненно, женщина в том, что касается основной функции женщины, не зависящей от нравов общества — функция матери. Скади честно выполняет роль матери Фрейра в «Поездке Скирнира», неважно, родной или приемной, и она рожает сыновей Одину. Она не меняет свой пол как Локи, на Перебранке ей не выдвигаются обвинения в мужеподобности наравне с женовидностью Локи и Одина. Отвергая свою гендерную роль, Скади остается во власти законов природы.

Богиня мщения

Скади проявляет себя как богиня-мстительница даже в большей мере, чем лыжница и богиня охоты. Будучи инеистой великаншей, она унаследовала их жестокость. После смерти Тьяцци у Скади на первый план выходит месть, во имя которой она едва не упускает шанс на бессмертие, которого желал ее отец: она надеется избежать мира, когда требует рассмешить ее («невыполнимое условие»). Получив выкуп, она должна была отказаться от мщения, но она лишь на время успокоилась: узнав зачинщика конфликта с Тьяцци, Скади вспоминает свой гнев, ее владения и святилища становятся запретными для Локи. Но еще до того, как Локи рассказал о своей роли в гибели Тьяцци, Скади пригрозила ему узами из кишок его сына по другим причинам: к этому времени Локи уже успел оскорбить ее мужа, пасынка и падчерицу и сознаться в убийстве Бальдра. Когда асы связывают Локи, Скади уже мало исполнения собственных угроз, и она добавляет яд змеи к страданиям Локи. Как богиня, имеющая наибольшее число причин для мести, Скади упоминается в кеннингах Локи вместе с Хеймдаллем, его противником в Рагнарек: «тот, кто препирался с Хеймдаллем и Скади».

Другие статьи о Скади:
1) http://morraine-z.livejournal.com/368486.html
2) Скади. Д. Паксон http://www.liveinternet.ru/community/3949836/post134848110
3) Из «Our Troth» http://asatru.diary.ru/p163197193.htm?oam
4) Г. Бедненко http://pryahi.indeep.ru/nordika/skadi.html


Рецензии