Утгарда-Локи 28-ноя-2014

Утгарда-Локи (Utgarda-Loki) – великан, конунг Утгарда. Единственный источник сведений о нем, содержащийся в «Младшей Эдде» («Видение Гюльви», 45-47), представляет собой цельный миф о путешествии Тора в Утгард.

Утгарда-Локи встречает Тора, идущего в Утгард, задолго до врат Утгарда. Для этого он с помощью магии «обманывает глаза» Тору и его спутникам и кажется им великаном Скрюмиром, столь огромным, что его рукавицу путники принимают за дом. Скрюмир напрашивается в попутчики к Тору и предлагает сложить всю еду вместе в его сумку, после чего стягивает ее путами из волшебного железа, которые невозможно развязать, оставив Тора и его товарищей без ужина. Ночью разгневанный Тор трижды пытается убить молотом Скрюмира, но каждый раз тот, укрытый чарами, незаметно подставляет скалу вместо своей головы. После, скала с тремя четырехугольными впадинами стоит возле чертога Утгарда-Локи. При расставании Скрюмир советует асам не заноситься перед жителями Утгарда, так как те не терпят насмешек, а сам уходит.

В Утгарде конунг сам насмехается над Тором, называя его коротышкой, и предлагает гостям состязания. Первым вызвался Локи, выбрав состязание в быстрой еде. Его победил Логи (огонь), который не только обглодал мясо на своей половине корыта, но и съел кости вместе с корытом. Вторым состязается Тьяльви против Хуги (мысль) в беге наперегонки, но и Тьяльви проигрывает в трех забегах.

Тору выпадает сразу три испытания. Первое испытание Тор называет сам: умение пить. Ему подают длинный штрафной рог. С трех глотков Тору, под насмешки Утгарда-Локи, удается лишь немного отпить из рога, который на самом деле соединен с морем. Утгарда-Локи, видя неудачу аса, предлагает ему «забаву для молодых парнишек» — поднять с земли большую серую кошку. Не зная, что под личиной зверя скрывается Мировой Змей, Тор поднимает кошку за середину брюха, но та выгибается в дугу и под конец отрывает от земли одну лапу. Подтруниваемый конунгом, Тор приходит в ярость и вызывает желающих биться с ним. Утгарда-Локи зовет старуху Элли (старость), которая его воспитала, на поединок, и Тор в борьбе с ней падает на одно колено.

Несмотря на полное поражение гостей, Утгарда-Локи отводит им места для ночлега, а на утро устраивает им щедрое угощение, после которого сам провожает их за ворота. Во время разговора за пределами Утгарда, конунг рассказывает правду о Скрюмире и утгардских соперниках: всё было обманом зрения. Он говорит, что поражен силой Тора, ведь тот заметно осушил океан, едва не оторвал полностью Мирового Змея со дна и долго сопротивлялся самой старости. Утгарда-Локи предупреждает Тора, что ни за что больше не пустит того в свои владения и будет всеми силами оборонять Утгард, после чего исчезает из виду вместе со своим городом.

Утгардский Локи и его мороки
Утгарда-Локи — мастер создавать иллюзии. Уверенный в своих силах, он постоянно насмехается над Тором, злейшим врагом великанов. Обман не раскрывается даже когда он под видом кошки подсовывает Йормунганда Тору, хотя среди гостей есть Лофт, отец Змея. При всех своих магических способностях, Утгарда-Локи, как он признается Тору, совершает ошибку: мог погибнуть от первого удара молота, но все равно допустил богов в Утгард, а если бы он не успел сделать старость противницей разгневанного аса, события могли развиться как на свадьбе Трюма.

Как защитник своих владений, Утгарда-Локи перехватывает врага и пускает в ход свою магию еще на подходе к городу. Асы оказываются неспособными распознать морок и развязать котомку, и конунг позволяет войти путникам в Утгард, но не дает Тору увидеть свое превосходство над великанами, одновременно оценивая его силу. Не теряя самообладания при виде мощи громовержца, Утгарда-Локи каждый раз находит надменный ответ ему. После этого он оказывает гостям прием по достоинству (или просто не желая сильнее злить Рыжебородого) и принимает решение впредь не подпускать Тора к Утгарду.

Отдельно следует подчеркнуть, что в этом мифе иллюзии, созданные Утгарда-Локи, не только скрывают от гостей их истинных соперников, но и предстают как персонификации явлений — огня, мысли, старости. Здесь тесно переплетены магия, обман и суть мифа вообще, его трактовка как отражения явлений, стоящих за ним. Получается миф о том, как некоторые явления стали мифическими существами посредством магии.

P.S. В «Эдде» океан, выпитый Тором, связывается с отливом, но бог грома, пьющий из рога море, больше напоминает водяной смерч.
P.P.S. В «Деяниях Данов», во второй части восьмой книги есть персонаж Utgarthilocus, переведенный на английский язык как Utgarda-Loki, но его описание совпадает с описанием связанного Локи: он сидит в пещере, закованный в цепи, его призывают, чтобы он послал ветер.


Рецензии