Почему асы первые неоязычники или Как Локи Бальдра

— Бальдра оплакивал?

— Нет.

— Хведрунга ответ!

Меня всегда интересовал вопрос: Почему асы решили оградить Бальдра ото всех напастей, а потом не нашли ничего лучше, чем швырять в него оружие? У них дурацкий юмор? Они дикари? Или... Но для начала приведу два похожих между собой отрывка.

Первый взят из «Саги о Гаутреке».

«Конунг Викар отплыл из Агдира на север в Хёрдаланд, и у него было большое войско. Он надолго встал на якорь у одного острова, поскольку дул сильный встречный ветер. Бросили гадательные дощечки о попутном ветре, и выпало так, что Один желает получить из войска человека по жребию, чтобы повесить. Тогда кинули меж людьми жребий, и выпала эта доля конунгу Викару. От такого все приумолкли, и было решено следующим днём, что советники соберутся по этому трудному вопросу».

[Старкад был взят наставником по имени Грани Конский Волос (Одином) на тинг асов, где Один и Тор соперничают, присуждая Старкаду удачи и неудачи в жизни. После тинга происходит следующее]:

«Тогда сказал Грани Конский Волос Старкаду: «Хорошо бы теперь отплатить мне, воспитанник, за ту помощь, что я даровал тебе».

«Хорошо», — ответил Старкад.

Грани Конский Волос сказал: «Тогда отправь ко мне нынче конунга Викара, я же дам совет, как этого достичь».

Старкад согласился на это. Грани Конский Волос дал ему в руки копьё и сказал, что оно будет казаться стеблем тростника. Тем временем вернулись они с моря к войску, и было тогда начало дня.

Наутро вслед за тем явились советники конунга на намеченное совещание. Установилось меж ними согласие, что должны они совершить нечто, напоминающее жертвоприношение, и рассказал Старкад свой план. Стояла неподалёку от них сосна, и высокая колода подле неё. Одна тонкая сосновая тонкая ветвь была опущена, а её веточки-отростки тянулись вверх. Слуги в это время готовили еду людям, и был зарезан и выпотрошен телёнок. Старкад велел взять его кишки. Затем поднялся Старкад на колоду, согнул книзу ту тонкую ветвь и привязал к ней телячьи кишки.

Тогда обратился Старкад к конунгу: «Вот тут готова виселица, конунг, и выглядит она не слишком грозной. Теперь иди сюда, и я надену петлю тебе на шею».

Конунг сказал: «Как кажется, это устройство мне не опасно, так что надеюсь, что оно мне не повредит. Но если это не так, пусть судьба решит, чему свершиться».

Он поднялся на колоду. Старкад надел ему на шею петлю, и сошёл с бревна.

Затем Старкад уколол конунга стеблем и сказал: «Теперь я отдаю тебя Одину».

Старкад освободил сосновую ветвь. Камышовый стебель стал копьём и пронзил конунга насквозь. Колода упала у него из под ног, а телячьи кишки в петле сделались крепкими, ветвь же поднялась и подняла конунга вместе с порослью веточек, и там он и умер. С тех пор это место зовётся Викарсхольм».

Второй - «Смерть Бальдра Доброго» из «Младшей Эдды».

«Начинается сказ с того, что Бальдру Доброму стали сниться дурные сны, предвещавшие опасность для его жизни. И когда он рассказал те сны асам, они держали все вместе совет, и было решено оградить Бальдра от всяких опасностей. И Фригг взяла клятву с огня и воды, железа и разных металлов, камней, земли, деревьев, болезней, зверей, птиц, яда и змей, что они не тронут Бальдра. А когда она это сделала и другим поведала, стали Бальдр и асы забавляться тем, что Бальдр становился на поле тинга, а другие должны были кто пускать в него стрелы, кто рубить его мечом, а кто бросать в него каменьями. Но что бы они ни делали, все было Бальдру нипочем, и все почитали это за великую удачу.

Как увидел то Локи, сын Лаувейи, пришлось ему не по нраву, что ничего не вредит Бальдру. Он пошел к Фригг, в Фенсалир, приняв образ женщины. А Фригг и спрашивает, ведомо ли той женщине, что делают асы на поле тинга. Та отвечает, что все, мол, стреляют в Бальдра, но это не причиняет ему вреда. Тогда промолвила Фригг: «Ни железо, ни дерево не сделают зла Бальдру. Я взяла с них в том клятву». Тут женщина спрашивает: «Все ли вещи дали клятву не трогать Бальдра?» Фригг отвечает: «Растет к западу от Вальгаллы один побег, что зовется омелою. Он показался мне слишком молод, чтобы брать с него клятву». Женщина тут же ушла.

Локи вырвал с корнем тот побег омелы и пошел на поле тинга. Хёд стоял в стороне от мужей, обступивших Бальдра, ибо он был слеп. Тогда Локи заговорил с ним: «Отчего не метнешь ты чем-нибудь в Бальдра?» Тот отвечает: «Оттого, что я не вижу, где стоит Бальдр, да и нет у меня оружия». Тогда сказал Локи: «Все ж поступи по примеру других и уважь Бальдра, как и все остальные. Я укажу тебе, где он стоит; метни в него этот прут». Хёд взял побег омелы и метнул в Бальдра, как указывал ему Локи. Пронзил тот прут Бальдра, и упал он мертвым на землю. И так свершилось величайшее несчастье для богов и людей».

Сходств очень много, видны аналогии Викар-Бальдр и Старкад-Локи: Викару смерть предначертана жребием, Бальдру предсказана снами; советники Викара откладывают решение на день, Фригг после совета асов берет клятву не вредить Бальдру со всех вещей в мире; советники решают устроить символическую жертву Викару, а асы кидают оружие в неуязвимого Бальдра; Старкад беседует с Одином об убийстве Викара и получает копье, кажущееся камышом, а Локи в беседе с Фригг узнает об омеле и находит ее, в результате Викар и Бальдр погибают; в саге Старкад — внук йотуна с таким же именем, Локи тоже йотун.

Мое мнение: будучи объясненным через схожий эпизод «Саги о Гаутреке», а не через пояснения Снорри Стурлусона, миф о Бальдре обретает смысл.

Бальдр сочетает в себе все качества высшего сословия: он светел обликом, как мифические прародители ярлов, сладкоречив, его все прославляют, в его жилище нет места пороку. Но в мифах Бальдр бездействует, являясь только воплощением благородства, его огромная ценность для асов и целого мира достигается одним его существованием. Единственная его роль — пассивная роль жертвы убийства, бессмысленной забавы асов и зависти Локи. Или роль ритуальной жертвы, поскольку его жизнь уже сама по себе великая ценность.

Бальдр узнает, что скоро свершится его судьба, и он будет принесен в жертву. Асы не хотят его терять, и берут клятву со всех вещей на свете, что те не повредят ему. После этого, пытаясь обмануть судьбу, асы устраивают символическое жертвоприношение, кидая в Бальдра уже обезвреженное оружие. Т.е. уже в Эдде происходит первая попытка заменить реальную жертву символической. Локи, видя эту халтуру, решает всё сделать по старому обычаю и в самом деле принести в жертву Бальдра. Асы снова пытаются обмануть судьбу, и всё на свете оплакивает Бальдра, чтобы вызволить из Хель, но Локи и тут препятствует замыслу богов. Ведь Бальдр погибает для того, чтобы вернуться в новый мир.

Так асы стали первыми неоязычниками, а Локи встал на стражу древних традиций.


Рецензии