Хёнир, Лодур, Вили и Ве, Сыны Бора 3-дек-2014
Меньше всего мы знаем про Лодура. Его имя встречается всего один раз в «Прорицании Вёльвы»: он один из троих асов, создавших людей, его дар — тепло и румянец (или красивый облик). В «Перечне Халейгов» Один назван «другом Лодура».
Про Хёнира известно гораздо больше. «Старшая Эдда» содержит два упоминания: В «Прорицании Вёльвы» он дал людям дух, а в «Речах Регина» он путешествует с Одином и Локи, когда последний убивает Отра, брата Регина и Фафнира. В «Младшей Эдде» в «Языке Поэзии» он был на пиру у асов вместе с Ньёрдом и дважды упомянут в компании Одина и Локи: когда происходит конфликт с Тьяцци, а также при убийстве Локи Отра. Там же находятся кеннинги Хёнира: «попутчик Одина», «проворный ас», «длинная нога» и «блистающий конунг» (или «глиняный, мокрый конунг»), В «Саге об Инглингах» Хёнир — заложник ванов, отданный асами в обмен на Ньёрда, он описывается как красивый и высокий, но на тинге ванов все решения возлагал на других, если рядом не было мудреца Мимира.
Немногим меньше, чем про Хёнира, сведений о Вили и Ве. В «Саге об Инглингах» они правят в отсутствие Одина и женятся на его супруге Фригг. В «Старшей Эдде» в «Перебранке Локи» Лофт обвиняет Фригг в связях с Вили и Ве. В «Прорицании Вёльвы» при творении Мидгарда упомянуты «сыны Бора». В «Младшей Эдде» в «Видении Гюльви» сынами Бора названы Вили и Ве, причем они не только творят Мидгард, но и людей.
Основываясь на «Видении Гюльви», Хёнира и Лодура стали отождествлять с Вили и Ве. Но стоит заметить, что единственная их точка соприкосновения — две эддические версии творения людей. При этом везде, даже в «Младшей Эдде», Вили и Ве упомянуты совершенно отдельно от Хёнира (и Лодура в «Старшей Эдде»). Миф о создании людей в «Младшей Эдде» - часть сплошного повествования о творении мира, где творцы всегда одни и те же: кто убивает Имира, тот и творит небо и землю и людей, а уже затем идет обустройство мира. В «Старшей Эдде» миф не цельный: сначала сыны Бора создают Мидгард, затем в сотворенном мире устанавливается ход светил, но тут творение прерывается: асы живут беспечной жизнью, куют золото и создают орудия, пока их покой не нарушается тремя девами из Йотунхейма. Тогда боги создают карликов и только потом Один, Хёнир и Лодур обнаруживают деревья, которым предстоит стать первыми людьми. Непрерывность и стройность мифа «Младшей Эдды» против стихийности «Старшей» может свидетельствовать об авторском отпечатке на мифе, и Снорри Стурлусон, будучи христианином, решил, что трое творцов мира непременно будут и творцами людей, как Троица в христианском мифе. Кроме сведения двух версий мифов воедино, нигде нет других указаний на то, что Хёнир и Лодур — сыны Бора.
Отождествление Лодура и Локи имеет одно основание: дважды упоминаются вместе Один, Хёнир и Локи, а о Лодуре известна всего одна строка из эддической песни, и он тоже в компании Одина и Хёнира. Если это так, то в тождественности Хёнира и Лодура и Вили и Ве можно усомниться, прочитав «Перебранку Локи». Это единственная песня «Старшей Эдды», где прямо названы Вили и Ве. Локи обличает многих богинь, признаваясь в любовных связях с ними. Он говорит в первом лице про жену Тюра: "Ты, Тюр, молчи!/От меня родила/жена твоя сына". Со Скади и Сив Локи тоже говорит про себя самого, хотя и называет себя в третьем лице, но обе фразы окрашены личным отношением: в ответ на угрозы Скади он говорит: "Ласковей ты/призывала когда-то/Локи на ложе"; а к Сив: "но знаю, с одним —/и мне ли не знать! —/изменила ты мужу, —/то был злобный Локи".
А с Фригг Лофт поступает иначе: "хоть муж тебе Видрир,/ ты Вили и Ве/ обнимала обоих". Нет ни ехидности, как в перепалке со Скади, ни похвальбы, как с Сив, ни собственно имени Локи, он никак здесь не связывает себя с сынами Бора. Остаются два варианта: или Лодур Бору не сын, или Локи — не Лодур.
Может ли Хёнир быть Хеймдаллем? Ближайшим к имени «H;nir» является слово «h;na», т. е. «курица». Перед Рагнареком поют петухи: Фьялар над пастбищами великанов, Гуллинкамби над асами и черно-красный петух в Хель, а Хеймдалль вслед за ними трубит в свой рог Гьяллархорн. Т.е. Хеймдалль связан с петухами общей функцией, а Хёнир именем. Кроме того, есть несколько сходств в других именах: «Гуллинкамби» (Gullinkambi) переводится как «золотой гребешок», самого Хеймдалля зовут Златозубым (Gullintanni), а его коня Золотая Челка (Gulltoppr). Люди в «Прорицании Вёльвы» названы детьми Хеймдалля, но он под именем Риг стал родоначальником трех социальных слоев — рабов, бондов и ярлов — от уже существовавших людей. При всем этом в «Младшей Эдде» и в «Саге об Инглингах» Хёнир отдан ванам в заложники, могли ли асы отдать Хеймдалля, стража Бивреста и вестника Рагнарека? К тому же, в «Языке Поэзии» Хёнир и Хеймдалль оба перечислены среди асов на пиру в Асгарде — если Хёнир вернулся от ванов с головой Мимира, то он не стал при этом Хеймдаллем. Хотя в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон уже создавал путаницу среди богов — между сыновьями Локи и сыном Ринд — вступающую в противоречие со «Старшей Эддой».
Для окончательных выводов сведений всё же не хватает, особенно о Лодуре, но у меня возникли сомнение в том, что Вили и Ве — это Хёнир и Лодур.
Свидетельство о публикации №215030201430