Мальчишки взрослеют, но остаются собой

 «Спокойствие,
 терпение,
 самообладание»
 (Л.Филатов)               

Поговорим о вещах необязательных и потому приятных. Поговорим просто так. Поговорим о свойствах человеческой природы. Нет большего наслаждения, ведь мы, как будто прислушиваемся к собственной сущности. А о себе  рассуждать мы готовы до бесконечности, особенно, если есть слушатели… или читатели.
Позволю себе утверждать, что человеку желательно быть добрым и не менее важно – сильным. Причём не по-отдельности, а именно в сочетании. Это, как говорят математики, необходимо и достаточно, чтобы носить гордое имя – Человек. Я хочу подчеркнуть, что именно эта сумма является основой для жизни, но которой строится мироздание.
        Вот случай: Около входа в магазин лежит резиновый коврик, наступая на который, каждый проходящий понемногу его сдвигает. Вижу, в очередной раз открывается дверь, выходит мужчина и… поправляет коврик. Может быть он – сотрудник магазина? Нет. Человек в руках держит сумки, подвинув коврик на место, быстрым шагом уходит. Заметили ли это прохожие – не знаю. Думается, поступок молодого человека произвёл впечатление на двоих: меня и коврик. Очень я ценю в людях «мимоходные» добрые дела, незначительные для них, но важные для жизни в обществе, типа: придержать за собой дверь, пропустить вперёд другого, сочувствующий взгляд, улыбку. Я догнала его и спросила: «Почему?». Он удивился и ответил: «А как же? Люблю порядок». Я: «А сумки?». Он: «Простите, я после работы тороплюсь с продуктами домой».
        Я извинилась и представилась. Он: «Юрий Горячев. Я – не нормальный. Иногда даже сам себя поругиваю, но измениться не получается. Потому что иначе, я не буду в ладу с собой». Вот послушайте. И он рассказал случай, из которого я сделала два вывода. Первый – «понимаю», второй о норме, что является ею для среднестатистического жителя. Юрию к 7 утра на легковой машине нужно было отвезти товар в киоск. Мороз достигал 30 градусов и «жигулёнок» не сразу завёлся. Лобовое стекло замёрзло и не позволяло видеть. По заснеженной дороге путь предстоял нелёгкий и неблизкий. Чтобы успеть вовремя, он поехал с открытым боковым окном, через него глядя на дорогу… Но это ещё не всё. Сильно замёрзнув на ледяном ветру, он не дождался киоскера, который решил, что в такой холод не пойдёт на работу. Кто нормальный, каждый решит для себя сам.
Подарком родителей сыну стали ответственность и аккуратность. Вот таких двух «сопровождающих» дали в дорогу по жизни отец (военнослужащий) и мать (медсестра). «У него не порядок, а супер порядок, - рассказывает жена. Её зовут красивым русским именем Ольга. - Его мама такая же. У Юры всегда машина вымыта, всё разложено, всё записано». Как-то при приёме на новую работу будущий начальник выслушал чёткое изложение Юриной программы и говорит: «Вы – аккуратный, что ли?». Хочется добавить, что любой работодатель мог бы положиться на Горячева больше, чем на самого себя.
Появившись на свет под знаком «Весов» 9 октября 1955 года, Юра благодарен родителям и судьбе за уравновешенный характер. Он никогда не подает духом, может начать с «нуля». «Главное – это равновесие». В юности люди редко задумываются о само характеристике. Молодости свойственны всплески радости и горести. Лишь с годами мы начинаем стремиться к равновесию. Чтобы добиться душевного покоя, меняем жизнь по мере сил и возможностей. Для достижения этой цели выбираем средства. Работу.
        - Я работаю, чтобы жить, а не наоборот, чтобы обеспечить благополучие семьи, построить дом, помогать друзьям. Понимаешь, без цели я, да и всякий – не человек. Если на работе лишают цели, мы рискуем превратиться в «зомби», умереть морально.
        У Юрия так: цель, поиск путей к ней, после достижения – новой цели и пути. На разных этапах жизни они были разные: выжить, выучить, воспитать ребят, иметь поменьше проблем, обеспечить спокойную старость, быть здоровым, видеть детей и жену счастливыми. Его постоянный девиз и образ жизни: думать о себе с целью пригодиться другим; лучше отдать, чем просить; хоть чем-нибудь да помочь! Жизнь научила быть терпеливее в своих стремлениях, внимательнее к людям.
       Но не додала требовательности к другим. После Юриного рассказа о стиле прежней работы, это стало очевидно. Он много, долго, честно и слишком бескорыстно трудился. Хорошо, что сейчас нашёл в себе силы уйти… деликатно, как того не заслуживало начальство. «Наглости не хватает, но я её не хочу. Лучше буду жить скромно». Он с собой живёт в согласии. Не самодур, умеет слушать и слышать (!) людей, считает полезным любое мнение. Он – «Весы», может колебаться и рад, что «понимает, что не всё понимает», мгновенно измениться не способен, но после размышлений – вполне. Бывает, некоторая инертность мешает быстро принять решение и совершить поступок, надо подумать, взвесить. Юрий говорит, что иногда недоволен собой, когда теряет терпение. Но как! У сына сломался велосипед. Починил. На следующий день – снова сломался, дольше чинил – справился. Скоро Даня опять просит отремонтировать – сделал. Но, когда к вечеру «велик» снова лежал сломанный, - выбросил на помойку. Не ругался, не кричал, просто выбросил.
         Велосипед… Сын… Детство… Юра Горячев и в 50 лет не утратил  способность удивляться и по-детски воспринимать мир. Вот он, почти трёхлетний мальчонка, летом в деревне у бабушки потерялся в малиннике. Ягодку за ягодкой, ходит и в ротик складывает, оторваться не может. Взрослые хватились: нет Юрика. Кричат, зовут, ищут. А он заблудился в «деревьях» из стеблей. С тех пор дома его прозвали «Малинчик»
        Четырёхлетнему Юре купили гармошку. Он быстро научился на ней играть. Старший брат занимался музыкой по классу аккордеона. Пригласили учителя и к Малинчику. Посмотрев и послушав, тот удивился: «Чему его учить?» Сейчас самоучкой Юрий владеет многими музыкальными инструментами, лишь бы были: пианино, гитарой, аккордеоном… В юности он был знаком с Александром Градским. Участвовал в школьном ансамбле, в составе которого, четырнадцатилетним, выступал в Москве.
        В 1962 году отец был переведён на службу в НИИ, семья получила квартиру, и Юра Горячев стал учиться в школе. После окончания поступил в Геологоразведочный институт, но на 5-ом курсе понял, что «это не то» и оставил учёбу здесь. Но продолжил её у жизни. Работа в «Стеклотаре» дала свободу. Потом многие годы он трудился в торговле, занимал значительные должности, но разочаровался в цели: «Это-деньги, торговля-не моё».
        Как говорят «лёгкая рука», «лёгкий человек» плюс ещё у Горячева-лёгкость в работе, какой бы она ни была. Юрий проходя от калитки к даче, «незаметно» уберёт, подметёт, выдернет, поправит, подставит, сорвёт, поднимет, пошутит… Ему не обязательны помощники. Как-то он сам спилил сухое огромное дерево на участке, выкорчевал пень. Во-первых, для того, чтобы не мешало, во-вторых, доказал себе, что сможет. Многочисленные друзья семьи в один голос отмечают это его «удивительное» свойство, а ещё гармоничность во всём и верность!
Без сомнений и оговорок отдых – это смена деятельности. «В тишине я не могу не думать, звуки помогают отвлечься», поэтому Юрий музицирует, если требуется отдых голове. Для тела отдых – баня, которую сам построил. «А после работы я делаю уроки, - (?), - по географии, по истории, по арифметике. Мои уроки – моих детей. Знаете, они сами не всегда справляются».
        Детей у Ольги с Юрой четверо: мальчик и ещё мальчик, девочка и ещё девочка. Первый, Миша, Юре не родной, но очень значительный. Он уже имеет свою семью и очень (!) уважает маминого мужа, называет отцом. История их взаимоотношений была не простая и долгая, в которой победил Юрин характер: ответственность и самоотверженность.
        Когда Юрию Горячеву было 35 лет, родилась Маша. Рождение первой дочери стало вторым после женитьбы моментом счастья. «Я очень хотел девочку, и когда она родилась, чувствовал себя самым счастливым во Вселенной! Потом такими же благословенными стали дни рождения Данилы и Даши. К появлению на свет Дани, казалось, отец отнёсся менее эмоционально, более делово, но оказалось…поседела борода. Юра был страшно рад! Дашино же рождение стало подарком небес, как чудо! Эти четыре мгновения зимы, возвышенного состояния, составляют основу семейного счастья ОЛЬГЮРЫ. А в общем виде (как говорят математики), счастье, по мнению Юры, – это отсутствие несчастья.   
       Друг познаётся в беде. Человек проверяется в радости. Кто умеет искренне разделить чужой успех? Настоящие товарищи. У этой семьи они есть и остаются, независимо от обстоятельств, верны всегда. Пусть у этого милого многочисленного семейства всё будет хорошо, они заслуживают счастья!
       Миша (27 лет): «Я никогда не видел отца с газетой на диване и перед телевизором. Знаю, что пока мужчина - в доме, не страшны трудности. Наш отец ни за что не боится браться. Всё хорошо делает»
       Маша (15 лет): «Взрослой девушке нужен особенный отец Он у меня такой и есть. С раннего детства я помню его заботу, внимание. Он у нас, как мама, а мама – как папа. Они очень хорошие. И у них есть замечательные друзья. Здорово!»
       Даня (13 лет): «Папа – хороший, умный, добрый, трудолюбивый».
       Даша (8 лет): «Папочка – добрый, умный, красивый, ласковый, смелый».
      - Если бы ни чем не были ограничены возможности,- призадумался Юра,- я бы сделал весь мир справедливым, здоровым, счастливым, - тут в его глазах засветилось озорство, - и купил бы хорошую спортивную машину. «ПОРШЕ» красную. Посадил бы Даньку рядом… И мы бы: вжик-вжик!... Чтобы почувствовать, что это за «зверь»!
      Мужики остаются мальчишками. Юрку ничего не страшит, радует семья. Он чувствует себя нужным, этим счастлив и горд. Ему нравится носить звучное имя Юрий Сергеевич Горячев. Он сильный и добрый.

               


Рецензии