Воспоминания об Афганской войне

Мы с Леной 19 февраля  поехали в клуб в Вешняках, чтобы участвовать в вечере,  посвященном Дню Защитника Отечества и Масленице. Нас отвез туда наш друг Леонид Форсандер на своей машине, которую он называет «шведским танком».  Дорога оказалась удивительно свободной, поэтому за час мы добрались до места. Заехали погулять с собакой Леонида. Собака очень хорошая, добрая, умная. Зовут Рыжик. Настоящая собака туриста. Мы обошли весь квартал. Иногда Леонид давал мне поводок, Рыжик тянул меня на коляске. Пес понимал, что я на инвалидной коляске и тянул потихоньку, (мне так показалось). Леонид показал мне окрестности родного дома. Потом мы снова забрались в машину и поехали к клубу.
    Мы в этом клубе третий раз и нас впервые  встретил  директор Александр Яковлевич Миндель. Он повез меня по пандусу и сказал хорошую фразу: «Пандус начал ржаветь, надо тебе почаще приходить». Мне показалось, в клубе много народа, как никогда. Нас радушно встретили, напоили чаем. Затем мы слушали лекцию про афганскую войну. Леонид сам участвовал в ней в качестве механика-водителя  БМП. Поэтому все, что он рассказывал, было очень интересно, такое ощущение, что мы побывали там сами. Он рассказал немного из истории Афганистана, Апрельской революции, о климате страны, о ее жителях, о начале боевых действий. Мне больше понравился не анализ политической обстановки, а ощущение рассказчика, как его глаза увидели эту войну. Мне показалось, он рассказывал, как дорога сама жизнь. Поведал о своих друзьях однополчанах, о своем командире – Бате. Рассказ сопровождался слайдами. Половина их скачаны из интернета, половина – его фотографии. Ребята внимательно слушали. Я понимал, им это сложно. Даже мне было тяжело. Рассказ продолжался полтора часа. Мне интересен быт солдат. У нас в интернате лучше, но у них – интересней. Я понял, что афганская война – это какая-то бессмысленная болячка.
    Мне запомнилось, как в их отряд прибыла комиссия из Москвы во главе
с генералом. Взвод ночью устроил «показательный бой». Открыл стрельбу из всех орудий. Небо расцветилось огнями, как днем. Душманы открыли ответный огонь. Так продолжалось всю ночь. Утром генерала нашли на заднем дворе, спрятавшимся за пулеметом. С ним был его помощник. Они не сделали ни одного выстрела. Генерал улетел в Москву и больше комиссии не приезжали. Во время рассказа Леонид показывал нам фотографии.  Я вспоминал фильм «9 рота» про афганскую войну.  Еще меня потряс рассказ, как во время боевых действий нары не могли вместить всех солдат. Их уложили вплотную друг к другу, как селедки в бочке. Ночью никто не смог заснуть. Один перевернется на другой бок и все просыпаются.   Задача Леонида как водителя БМП заключалась в прикрытии разных операций. У него был друг Жора Алибаев из Казахстана. Однажды они дежурили вместе: Жора наверху, а Леонид внизу, у реки. Жору вызвали прикрывать командира отряда. Операция прошла благополучно. Но после нее командир захотел поесть яблок в ближайшем фруктовом саду. По дороге в сад БМП подорвался на мине и Жора погиб. Вот такая грустная история. После этого Леонид показал нам на слайде заметку из Книги Памяти, где рассказывалось о гибели Жоры.  Но там все было совсем по-другому: «Погиб героически в ходе боевой операции». Павших солдат мы помянули минутой молчания.
    Потом началось семейное застолье. Мы все дружно отмечали Масленицу. Ирина Валерьевна  и еще две женщины нарядились в русские наряды, головы украсили кокошниками. Леонилу Форсандеру подарили как участнику афганской войны футболку с фотографиями, календарь. Календарь передали мне как участнику похода на Селигер. На столе было много вкусностей, и традиционное блюдо – блины. Младшие школьники съели все за пять минут и пошли на кухню помогать мыть посуду. Обстановка была спокойная, семейная. Мы с Александром Яковлевичем Минделем поговорили по поводу будущих поездок в Здехово, на Селигер, о других совместных планах. Потом мы оделись и поехали обратно к себе в интернат. По дороге мы еще расспросили Леонида об афганской войне. Его душу эта война не смогла покорежить, он остался добрым и светлым человеком. Хотя у него семьи нет, но дети, с которыми он занимается и ходит в походы, это как бы его семья.
     Когда мы приехали в интернат, было уже 21. 30. Леонид захотел зайти посмотреть мою комнату. Я тоже этого хотел. Мы познакомили его с моим соседом Сашей и  приятелем  Димой Скороходовым.
    Поездка мне очень понравилась, она была очень полезная. Я много узнал, чего вообще никогда не знал. Если честно, я давно хотел послушать правду про афганскую войну, потому что у нас эту войну пытаются замалчивать.
   Я благодарен клубу, особенно  Леониду Форсандеру за заботу и помощь, за душевное тепло и подарки.
     Надеюсь, что в будущем мы будем общаться.
 


Рецензии