О георгиевском кавалере Тарасе Гришине

Из историй про мою бабушку Анастасию Дмитриевну Власенкову(Гришину) - 1.

      Мой прапрадед Тарас Гришин (приблизительно, 1815 года рождения.) отслужил двадцать пять лет царской службы и пришёл домой полным Георгиевским кавалером, то есть с четырьмя Георгиевскими крестами*, что равняется нынче – герою России, и другими боевыми наградами в 1860-61 году. Боевой и послужной путь его точно неизвестен за давностью лет.

      Служить он пошёл за старшего брата, который был уже женат и имел маленького ребёнка. Когда пришёл посыльный из управы и сказал, что ему нужно быть через два дня на сборном пункте, молодая жена брата заголосила, что мужа забирают на царскую службу, которая длилась двадцать пять лет. Срок немалый. Вся семья горевала по этому поводу.
 
      И тогда  мой прапрадед Тарас, двадцати лет отроду, который был на то время холостой, подошёл к отцу с матерью и сказал, что он готов идти и служить за брата. Слёз в семье не уменьшилось – теперь другой сын уйдёт на долгие годы из дома. И какой будет его служба, про то один Бог ведал.  В то время из каждой семьи в солдаты брали по одному сыну на службу в царскую армию.

       На тот момент у него даже невесты не было. Он был очень скромным парнем. Роста был - высокого, в плечах - широк, волосом – светло-русый и голубоглазый. (И куда только девушки смотрели?). Может быть, Тарасу и нравилась какая-то девушка, но обычаи тогда были строгие. Парень был красавец и трудолюбивый, послушный родительской воле, но в нужный момент находчивый, решительный и смелый. В то время только родители, да ещё с позволения помещика, могли решать судьбу парня или девушки в вопросах свадьбы.

       Отслужив царскую службу, пришёл домой Тарас в форме казака при всех регалиях и наградах того времени - четыре георгиевских креста, а это было уже где-то 1876 год. Как герою, ему сразу земельный надел дали и лесную делянку, чтобы мог брёвна заготовить и хату поставить. Не очень-то Тарас хвастался своими наградами и подвигами. Если смолоду он был скромным парнем, то после службы пришёл человеком повидавшим жизнь. Родители едва дождались сына Тараса, героя царской армии и тотчас стали искать ему невесту красивую да работную, и чтобы семья была добропорядочная. Вот и приглядели они соседскую девчонку ему в жёны, нравом тихую, но в работе проворную и умную Полюшку-Пелагею. Так Тарас женился на 16-тилетней Полюшке(приблизительно, 1860 года рождения).

       Как рассказывала моей бабушке Насте её бабушка Поля, или Пелагея, она уже - мне:
       - Пришёл твой дед с родителями, да со сватами свататься ко мне в штанах с красными лампасами, в хуражке(фуражке) с какардою(кокардою), грудь-то вся в крестах, а чуб-то у него был пышный, усы закрученные, и сам лихой такой. Мне аж страшно стало, что убежала из хаты, чтобы где-нибудь спрятаться. Я не хотела идти за него замуж. Вот я и спряталась в старой хате за печкою. Больно старый был дед твой, тятьке моему погодок  почти. А мне-то, девке, всего шестнадцать годов только минуло. Я ещё и гулять-то не гуляла, всё по дому мамке помогала. Но матушка с батюшкой согласие на свадьбу дали. Семья твоего деда хорошая была, да и сам он мужик был добрый и работящий. Меня не обижали там.

        Вспоминала моя прапрабабушка очень часто о своей жизни:
- И барин наш тоже не был против. Без его разрешения не женились. Поплакала я, да и пошла замуж, а куда было деваться? Другие сёстры подрастали. Муж меня шибко не обижал, только, когда выпьет сильно, да и родители его меня поджалевали(жалели), если он огорчит меня чем-либо. Дед твой, бывало, больше покричит, да кулаком стукнет по столу, это чтоб другие мужики слышали, что он  хозяин в доме и его слово - закон. А руку на и не поднимал, как другие мужики на своих жён. Детей тоже не обижал, но наказывал, ежели озорничали.

        О муже своём она горевала, что мало пожил:
- Жалко, пожил мой хозяин мало. Хорошим был человеком, заботливым сыном, мужем, отцом и тружеником. В сорок лет вдОвой осталась. Стала помогать людям за кусок хлеба, да за копеечку. Многое переняла от своей бабки, да свекровья кое-чему научила по хозяйству и другим мудростям жизни. В нашем роду были знахари. Только всё равно трудновато приходилось. Да и мои родные меня не бросали, тоже помогали, чем могли. Деток Бог дал восьмерых, да двоих забрал во младенчестве. Остальные шестеро все выросли.

        Одним из них был Дмитрий, отец моей бабушки Насти, который был хорошим человеком. Работал мастеровым на цементном заводе Мальцова. Вместе с женой воспитали вместе с женой шестерых детей. Одной из них была моя бабушка Настя. Деда Тараса Настя не видела, хотя она родилась в 1898 году, а до неё был ещё брат. Тяжёлые годы царской службы не прошли даром. Тарас не увидел всех своих внуков...

        Много чему научилась Настя у своей бабушки Поли: вязанию, как прясть вОлну(кудель - шерсть) и сучить нить, как нитки свивать вместе на самопрялке и веретене, ткать холсты и постилки(дорожки) на ткацком домашнем стане. А ещё учила её, какой травкой что лечить, да молитвам разным и как косточки править, ежели кто сломает руку или ногу. Научилась внучка от бабушки и зубы заговаривать, ежели заболели. Только потом они после заговоров потихоньку без боли и раскрошатся.
       

  А мой прапрадед был казак.

Я казачкой себя не считала.
Да и как бы себя вдруг считать?
Мама мало о прадеде знала,
А вот мне всё хотелось узнать.

И просила в ночи я бабулю
Рассказать о былой старине,
Как мой дед уберёгся от пули,
Как жила она там, в старине?

Мой прапрадед служака бывалый -
Четверть века царю отслужил:
Крест Георгия* – это немало.
Он четыре креста заслужил!

Звать Тарас, по фамилии - Гришин,
И со службы пришёл с сединой.
В жёны девку взял ту, что всех тише,
Чтобы в хате всегда был покой.

Да и сам был жених преотличный:
При фуражке с кокардой, усы,
Что закручены кверху. Типичный
Был казак, как тогда на Руси.

Не ошибся прапрадед в супруге.
Лучше Поли ему не сыскать
Среди девок  в ближайшей округе,
Как жена и для деточек - мать!


* - Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля.


Рецензии
Лариса, какая же молодец, что не только храните память, но и рассказываете о своих предках.
И стихи очень и очень хорошие!
Но всё же какая молодая была Полюшка... Попыталась себя поставить на её место.

Марина Белухина   09.07.2022 21:45     Заявить о нарушении
Марина, благодарю, что поделилась своим впечатлением от прочитанного! Воспитание в те годы было суровым и потому дети слушались родителей. Но представить себя на их месте, очень сложно. Правда моя бабушка и дедушка поженились по любви. (Загляните сюда:http://proza.ru/2019/10/13/74). Она много хорошего и мудрого взяла от своей бабушки Поли(Пелагеи). Мне очень дороги мои воспоминания о бабушке Насте. Может быть, когда-то мои внуки оценят эти воспоминания, а сейчас пока что внуку 26, а внучке 14 лет. И у них свои интересы.
Может, с годами в далёком будущем что-нибудь поймут...
С уважением,

Лариса Потапова   13.07.2022 15:48   Заявить о нарушении
Марина, извините, что не ответила сразу же на Вашу рецензию. Благодарю Вас от всей души, что Вы нашли время прочитать мой рассказ о моём прапрадеде. Приятно было читать Ваш отзыв. И вообще мне самой приятно, что сохранились некоторые воспоминания из общения с бабушкой. Насколько были хорошо воспитаны дети и молодые люди того времени. Знаете поговорку: "Хоть за курицу, да на свою улицу". Вот она мудрость наших предков. А сейчас что творится с нашими русскими мамами и их детьми, уехавшими за границу? В Германии (это достоверный факт) детей в детском садике спрашивают, кем они хотят быть в половом смысле. Знакомят со средствами для взрослой жизни. Игрушек нет, кормят один раз кашей, а остальную еду должны принести родители. В одной группе находятся дети от 2-х лет и до 7-ми. Отдельной спальной комнаты нет. Кто где ткнулся и заснул, так и лежать будет, а остальные вокруг него прыгать и играть... А постоянные доносы соседей в социальные службы?.. Знакомые собираются уезжать во Францию. Там условия для жизни лучше.
С уважением,

Лариса Потапова   04.08.2022 22:14   Заявить о нарушении
Ответила ещё раз потому что "выскочила" рецензия, как не отвеченная.

Лариса Потапова   04.08.2022 22:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.