Я там был

Я там был!
Огромная благодарность моей любимой жене за идею, поддержку перед и во время марша, а также помощь в подготовке данной статьи.
Сегодня 01.03.15г. Принял участие в шествие памяти Бориса Немцова.
Изначально было решение пойти на марш Весна, и я был бы там, если бы не ужасное происшествие.
Немного о том, что сподвигло меня пойти на марш Весна.
Мне надоело, что меня дурят и называют различные цифры участников демонстраций. Мало того, мне хотелось понять, где, кому платят за участие в демонстрации. Я захотел посмотреть изнутри на состав участников и их количество.
Об убийстве Немцова я узнал около часа ночи. В ту ночь мне в голову пришли стихи «Решай сам»

Что-то хочется сделать,
Изменить мир к лучшему,
Во что-то надо верить,
Не быть ко всему равнодушному.

На последствия все плюнуть
И сказать, всем стучась в двери,
А не то можно так сгинуть,
Вы зачем же так, звери?

Почему убивать – круто?
Почему воровать – не совестно?
Почему помогать – глупо?
Почему говорить – боязно?

Вот пойду и скажу, что думаю,
Подниму высоко голову,
И гримасу скорчу угрюмою.
Я скажу и пойду в сторону.

И, опубликовав это на своей страничке, я включил новости…
Шок, огромное количество мыслей в голове, неразбериха…
Начинаю искать на сайтах больше информации, нахожу на украинском сайте публикацию в 23 43 об убийстве и чуть не подпрыгиваю – вот они… заготовка репортажа (как потом показала камера наружки – стреляли в 23 35 …). Однако спохватываюсь и вспоминаю, что в Киеве на час раньше («спасибо» Дмитрию Анатольевичу – раньше были в одном часовом поясе), т.е. публикация по Москве была в 0 43 – больше часа спустя.
Где-то с час успокаивал свои мысли. Пришел к выводу, что убийство Немцова куда больше выгодно оппозиции, даже не так – РАДИКАЛЬНОЙ оппозиции. Время, место, личность куда удобнее для показухи, чем для изменения политической обстановки. А уж точно не успокоения народа, к которому должны стремиться официальные власти.
Мало того – Немцов в качестве оппозиции удобнее для власти, чем тот же Навальный.

1. Немцов продумывал свои слова, а тем более действия. Пример из последнего интервью: «Когда начинают тебя обзывать «пятой колонной», предателем, все это держать в себе, конечно, довольно трудно, но, тем не менее, надо терпеть.»
2. Немцов умел руководить своими соратниками. В интернете можете сами найти истории его подчиненных, как он помогал им в сложных ситуациях, вспомнить хоть отношение к Хакамаде, когда она не в настроении пришла на работу.
3. Немцова уважали противники за логичность и последовательность. Когда Немцов заявил, что патриот не отправит своих детей постоянно жить за границу, Путин перевез семью в РФ.  Отдам должное и Владимиру Владимировичу – умеет признавать свои ошибки.
4. Немцов всегда находился в правовом поле. Вспомните историю с разоблачением Лужкова – он подал в суд за клевету, однако каждый пункт обвинений смог доказать. Было похожее письмо и про Путина. Однако если Лужкова он обвинял в коррупции, то текст про ВВП был политическим – критиковал за поддержку олигархов и уже ставшей «баяном» «нефтяной игле».
5. Немцов всегда имел свое мнение, не жил под диктовку, умел признавать свои ошибки. Да он встречался и с Путиным и с Тимошенко и с Порошенко и с представительством США, однако не принимал их точку зрения, а под выслушав их точку зрения, формировал свою.
6. Немцов не был оторванным от народа и чувствовал народ. Пример В последнем интервью его спросили, почему выбрана для марша такое позитивное настроение, оптимистические лозунги. Он ответил «Теперь по поводу тональности. Я не социальный психолог, но мне люди говорили, что народ с огромной неохотой идет на поминки». Пришлось пойти.

Это мое мнение о Немцове. Это к тому, почему пошел. Да потому что импонирует мне Немцов. Вижу в нем себя – такой же эмоциональный правдоруб.
Теперь сам репортаж с места событий.
14 45 приехали на станцию метро Китай Город. Выход к набережной настолько заполонен людьми, что не желая толкаться отправились на выход к памятнику героям Плевны. От туда щелкнул назад.
 
В ту сторону прорваться вообще не реально.
Поднимаемся наверх через относительно свободный выход. Уже внизу начинаю из толпы выделять людей, идущих на марш. Особые приметы – сосредоточенные лица, четное количество цветов, разговоры полушепотом. Наверху, посторонние уходят в сторону политехнического музея и «большого дома». Потенциальные участники идут вниз. Около памятника героям Плевны какие-то люди с Российскими и Украинскими флагами дают интервью. Побыстрее проходим вниз, к памятнику Кириллу и Мефодию.
 
15 00. По мере приближения к площади скорость движение снижается, и у самого памятника превращается в пингвиний шаг. На Китай - Городском проезде стоят автобусы с полицией. Машина для разгона демонстраций, закамуфлированная под пожарную. 15 автобусов (Урал и ПАЗ), человек на 20, и 2 на 50 (гармошки). С другой стороны стоят микроавтобусы и фургоны, предположительно СМИ.
 
В оцеплении вдоль проезда стоят «воробышки». Вы видели их в метро. Бушлат втрое увеличивает их фигуру. Мальчишкам по 18 лет. Даже с газона сгоняют народ не активно, делают замечание, как будто сами виноваты.
 
Надо хоть на площадь спуститься. Гусиным шагом проходим к лестнице и спускаемся.
Мы оба не любим скопления народа. Находим свободное место перевести духи понять, что происходит и что делать дальше. Место казалось около милицейского оцепления. Мимо проходят двое кинологов с промокшими собаками. В дождь и среди такого количества народа уловить запахи они уже не смогут.
Тут в оцеплении люди с внешним видом… как бы поточнее это описать – вид такой, что основная их работа – бумаги в отделении оформлять. Ну чтобы понятнее было  среди десятка стоявших рядом полицейских – две девушки. Визуально оружия не видно, даже дубинок. Попросил сфотографировать – не разрешили. Хотя, кто не спрашивал – фотографировали.
 
Далеко впереди различаем рамки металлоискателей. До них метров 30. Народу много. Не буду описывать лозунги – считаю марш в память о человеке, не площадка для политических выступлений. На представленных фотографиях вообще нет лозунгов. Хитрость политических деятелей я понял чуть позже.
Рядом люди в белых безрукавках с надписью «наблюдатель».
Связь работает ужасно. Очевидно базовые станции перегружены и не справляются. Если что – не дозвонишься. Чтобы не потеряться постоянно держу жену за руку.
 
15 30 Становиться понятно, что меньше толпа не станет. Надо идти. Все тот же гусиный шаг.
 
 Пройдя метров 10 обращаем внимание на то, что толпа двигается какими-то импульсами. Прошли – встали. Посмотрев вперед – поняли до рамок цепь полицейских, которые держат перед рамками «буферную зону» и впускают туда партиями. Умно – в случае давки, паники есть резервный путь отхода. Есть возможность вывести провокаторов или нарушителей.
 
Селфи для домашнего архива.
Над нами летает вертолет, ведется съемка. За рамками вроде бы скорость уже выше. Гусиный шаг уже надоел.
Проходим первый кордон и видим второй. Первый кордон закрывается прямо за нами и сзади есть место – передохнем. Одновременно обращаю внимание на грамотность полиции. Кордон живой. Когда полицейские стоят плечом к плечу, мимо не пройдешь. По команде, они поворачиваются на 90 градусов и становятся парами спинами друг к другу – между ними можно пройти. Молодцы!
Под столами у рамок наблюдаю пластиковые бутылки, фляжку, флакон с лекарствами. Хорошо, что термос с чаем забыл – отобрали бы. Передо мной парень из рюкзака достает… гантели!!! «Не думал, что пойду, не готовился». Отправили к «белому микроавтобусу». Сдавать гантели. Метрах в 2х другая ситуация – «вы пили? Простите, но нельзя». В итоге оба человека не приняли участие в шествии.
Мы прошли через рамки. Спускаемся к набережной. Обычным шагом, довольно свободно прошли около 20 метров и опять переходим на гусиный шаг. Слева люди с монархическими флагами. Стоят молча. Метров через 20 понимаю, что проблема в движении справа. При моем опыте движения по пробкам, выход находиться быстро – перестраиваемся влево и быстро обходим группу людей, явно сдерживающих движение.

Заглянув на группу спереди сразу понимаю – двигаясь существенно медленнее основного потока они убивают сразу 2х зайцев – во-первых перед ними пространство, которое позволяет их фотографировать и во вторых толпа, наскакивающая на них сзади, визуально присоединяется к ним, что создает иллюзию, что эта организованная группа больше, чем на самом деле.

Группа несла украинские флаги и лозунги «свободу надежде» Это адвокат  Надежды Савченко. Немцов, в последнем интервью, говорил про эту колонну на марше Весна. Вокруг него, в основном молодежь. Пока тихо, только вертолет летает над нами. Постоянно зависает в трех точках – начало маршрута (Старая площадь), выход на Москворецкую набережную, и над Москворецким мостом, прямо над гостиницей Балчуг.
 
15 57 Мы вышли на набережную.
 
Конца колонны не видно. Начало увидели где-то в районе гибели Бориса Ефимовича – флаги и народ на мосту уже были. При увеличении этой фотографии народ заметен по всей длине моста, однако плотность на таком расстоянии определить сложно, а флаги были только в районе места гибели.
 
Вдруг начались крики «свободу Надежде Савченко, свободу полит заключенным». С одной стороны я понимаю, что им пришлось не идти на согласованный марш Весна, где все это было запланировано, однако тут марш памяти и крики, политические выгоды… Стало неприятно.

Двигаемся дальше, стараясь оторваться от людей, выкрикивающими лозунги. Это не сложно – я уже писал, что они специально двигаются медленнее.
Движение уже не гусиным шагом, однако внимание необходимо держать – народ идет плотно, того и гляди наступишь кому-нибудь на ноги (простите все, кому я наступил, прощаю всех, кто наступил мне).
Чуть впереди различаю две группы – анархисты с черными флагами и Яблоко с белыми. Принимаю решение пройти между ними. Обращаю внимание, что анархисты ревностно  относятся к обороне своих рядов – идут четким строем, чуть кто хочет пройти между – просят выйти. Вокруг ходят минимум 2 человека, следящих за строем. Как только мы равняемся с первыми рядами ведущий, двигающийся перед строем и командующий, когда остановиться и когда на сколько шагов продвинуться, дает команду на речевки « Колчак придет, порядок наведет». С моей точки зрения – театр абсурда. Анархисты должны быть приверженцами саморегуляции – тут налицо управление, и лозунг  - призывают руководителя. Самому старшему из этой группы максимум 30, младшему – на вскидку 15. Никакого оружия, плакаты на трубках из тонкого мягкого пластика, но все равно становиться неуютно.
Яблочники ведут себя тихо. Принимаю решение придвинуться к их колонне. Тут все тихо, разговоры полушепотом. Тут марш памяти. Люди в возрасте, молодежь есть, однако ее не много и, в основном, это семьи, причем шагают рядом 3 поколения. И у анархистов и у Яблочников скорость так же ниже скорости колонны, так что скоро обгоняем их. Марина дергает меня за рукав «Андрей, смотри как Явлинский постарел».
Постарел, он ведь на коне был одновременно с Немцовым, вроде бы даже дружили, да и время тоже берет свое.
Явлинский идет с народом, охраны никакой не видно, рядом с ним его коллеги, подумать про которых, что они охрана – глупость. Вот так же с народом шли премьер Франции, в день памяти жертв в Шарли.
Вы можете представить себе, чтобы Путин или Медведев так прошли?
 
Флаги закончились, пройдя чуть вперед, понимаю что скорость снизилась и теперь нет возможности кого-либо обойти. Довольно резво, через народ, проталкиваются два крепких парня. Сначала внимания на них не обращаю, однако сзади раздаются крики «Россия без Путина», это для них команда и они подхватывают и скандируют. Я обернулся назад, поймал людей, выкрикивающих лозунг. Смешно, но все – спортивные, высокие молодые люди (они и в толпе выделялись, если бы я стоял, а они пошли мимо – я бы их все - равно выделил – так они не похожи на всех, кто шел рядом со мной). На лацканах у них белые значки. Через пять минут я их уже не увидел. Куда делись – не понятно. Покричали и ушли.
 
Опять перешли на гусиный шаг. Мост стал четко различим, видно, что начало колонны уже перешло через мост и скрылось за зданиями.
16 40 дошли до поворота на мост. Сзади троица студентов обсуждают «это самая большая гражданская панихида». Да уж, когда что-то подобное было после смерти Высоцкого, мне было 2 года, сравнить не могу. Они же сравнивают марш с прощанием со Сталиным. Ну, да по размерам они правы, однако то был культ личности, а это поклонение человеку, отставившему свою точку зрения.
 
Еще раз обращаю внимание на разнородность марша. За все время организованных групп видел 5 (самодержцы, украинцы, анархисты, яблочники и непонятная группа, внезапно испарившаяся на подступе к мосту). Каждая из групп от 20 до 50 человек. Впереди были еще флаги Парнас, Партии прогресса, неизвестные мне флаги оранжевого цвета, красные флаги, но их мы не догнали.
Погода хоть и не холодная, однако моросит дождь. Ветра в толпе не чувствуется, однако Маринка замерзла, обнимаю и прижимаю к себе. Встали совсем, поэтому никому не мешаем. Минут пять движения нет. Помимо вертолета замечаем минимум три беспилотника, пролетающих над рекой.
 
Возраст, разговоры людей не позволяют объединить их в какие-либо группы, за исключением вышеописанных. Все терпеливо ждут начала движения.
Пошли почему-то сразу и нормальным шагом. Да, все так же плотно, но не толкаясь. Женщине в возрасте стало плохо. Ее под руку ведет женщина средних лет. «Господа пропустите бабушку» включаюсь я в процесс эвакуации. Справа вижу разрыв, где дежурят полицейские. Направляю их туда и вижу, как привлеченные моей просьбой люди расступаются перед этой парой. Между колонной и стройкой есть крытый проход, куда не пускают демонстрантов – еще раз спасибо грамотным организаторам, со стороны властей – проходы для экстренной эвакуации предусмотрены.
Довольно быстро (16 52) доходим до начала моста. К месту гибели решили не подходить – не протолкнуться. Заготовленную свечку можно и потом поставить, и не важно где.
 
За мостом опять машины полиции (тут КамАЗы) и машина для разгона. Зачем-то стоит «Тигр».
 
На мосту держимся середины: справа место гибели, туда несут цветы, крестятся, смотрят, слева фотографы и любопытные смотрят на хвост колонны. Довольно быстро доходим до конца моста (зашли 16 54, пересекли в 17 06). За 10 минут 150 метров – это самый быстрый участок шествия. На стойке моста есть наблюдательная площадка. Свободно, попросил Марину постоять одну и пробился к парапету. 3 быстрых фотографии – явно видно конец колонны.
 
На этих фотографиях видно, что полиция не только прикрывает подходы с суши, но и ведет контроль за водной средой.
Находиться в толпе уже надоело, поэтому с моста спускаемся к гостинице Редиссон и идем вне основного потока. Тем не менее народу много. Официально ул. Балчуг и Пятницкая не перекрыты, однако движения автомобилей по ним почти нет. Все кафе, попадающиеся на пути заняты. Очередь начинается на улице. Руки уже дрожат, сделать фотографию четкой не получается.
Перед входом в метро опять толпа. Принимаем решение идти до Павелецкой. На Новокузнецкой народу еще меньше, чем на Пятницкой, однако однонаправленность явная. Обогнавший нас трамвай был битком, на остановке в него смогла сесть только одна девушка из группы человек в 15.
 
В электричке зашли в интернет. Первая цифра участников, которую нашли – 7000 просто рассмешила. Чуть позже увидели 16 – мало. Пролистали он-лайн репортаж на снобе – куча людей, которых мы видели рядом с нами, мы в кадр не попали – или не показались авторам нефотогеничными.
Пока добрались до дома, появилас цифра организаторов 51 000 человек. По «белому подсчету» Тут я вспомнил про людей в белых накидках «наблюдатели» рядом с турникетами.

Приехав домой сделал свой расчет.
На 10 фотографиях выбрал квадраты 2*2 м. Посчитал людей в квадратах.
Получилось от 7 до 11 человек. Мат ожидание 8.
Площадь, которую занимал марш посчитал из того, что видел.
Когда вышел на набережную видел начало колонны на месте гибели Немцова, хвост терялся у метро Китай-город. Расстояние  по дороге 1800 м. Ширина колонны различна, однако в большинстве дороги это 6 полос (газоны, тратуары не в счет – там стояли, при этом там было много прессы). Стандартная ширина полосы 3 м.
Итого площадь колонны – 1800*3*6=32400 м2.
32400*8/4= 64800 человек.
К сожалению тут возможна публикация только одной фотографии.
Если кто-то заинтересуется - пришлю 11Мб текста с фото.


Рецензии