Собачья логика

               

               (рассказ пожилого человека)         

      - Хоть меня убейте, но я не верю людям от науки, кои утверждают, что у уживотных
   начисто отсутствует разум и все аспекты поведения "братьев наших меньших"
   объясняются исключительно животным инстинктом. Я с этим утверждением не
   согласен. Думаю это не совсем так, а может даже И совсем не так.

       Не буду говорить за другую живность, но вот собаки- существа удивительно
   сообразительные и умные. Я старый собачник, я всю жизнь держал собак и
   мне не раз приходилось наблюдать поступки моих подопечных, которые иначе, как признаком
   ума не назовёшь. Не спорю, не у всех особей (порода тут ни при чём) встречаются такие   
   способности. Это редкость, но тем не менее...

        Вот, скажем,  философы  утверждают, что человек отличается от животного, если до предела     упростить, всего-то- многоступенчатым поведением! И при
   водят классический
   пример: если оленю надо на другой берег реки, то он бросается в воду и плывёт, а вот
   человек подойдёт к берегу, попробует пальчиком воду и... идёт в противоположном
   направлении- в лес, вырубает в лесу дерево, делает лодку и только потом, не замочив
   щиблет, переправиться на другой берег! Конечно, животное просчитать столько ходов
   наперёд не способно, (да у него и топора- то нет рубить деревья), однако примеров
   удивительной сообразительности в живой природе
   много: ворона, бросающая орехи под колёса машин; орёл, бросающий кость на камни;
   обезьяна, палочкой достающая термитов- всё это примеры двухступенчатого поведения,
   оно приобретено случайным опытом и об уме не говорит -так утверждает наука. А больше двух
   ступеней ни-ни.   Не положено!

       Я скажу за своих собак. У меня всегда была пара, поскольку являюсь частным домовла-
   дельцем. Одна в комнатах - "для души", другая во дворе -для охраны. Последним настоящим
   охранником была у меня кавказская овчарка, но несколько лет тому назад она покинула
 сей бренный мир ,прослужив мне более 14 лет!! Под конец жизни она напрочь лишилась зрения и слуха, нам всем было больно смотреть на её мучения и, всё  же, она умерла естественной
   смертью и была "похоронена" в ближайшем лесу чуть  ли ни с человеческими почестями.
      Вопреки поверью " кавказец" мой был не такой уж злой собакой (по крайней мере за
   всю свою жизнь никого не укусила), но вид у неё, что и говорить, был устрашающим!
   Может поэтому меня ни разу не обворовывали, хотя в девяностые годы многих моих соседей
   эта участь не миновала. 
      Поскольку она плохо слушалась, плохо выполняла  команды, а во время еды трогать
   её даже мне, хозяину, было не безопасно - я всю жизнь завидовал знакомым
   у которых были немецкие овчарки. Вот это собаки!  "Немцы" считаются самыми умными:
   Команды- беспрекословно, еду -только из рук хозяина и т. д. И вот после "ухода"
   "кавказца" я решил осуществить свою давнюю мечту. Но, увы! Две попытки завести
   собаку этой породы закончились для меня неудачей. В первый раз щенок (купленный,
   кстати, за сто долларов), не смотря на прививки, испустил дух в два месяца от чумки;
   во второй раз меня просто "слёзно попросили" принять в подарок уже шестимесячного
   щенка. (Дело в том, что хозяин этого щенка , мой знакомый, потерял работу, долго
   не мог устроиться и с трудом кормил семью.) Шестимесячный щенок требовал еды не
   менее взрослого человека и не ел что- попало. Мы с ним спокойно пережили второй
   опасный период- в восемь месяцев- и я, как говорится, души в нём не чаял. Собака
   росла умной, ласковой, послушной. Охотно сама залезала в машину и любила кататься,
   высунув морду в окно, и рычала, когда со мной здоровались за руку незнакомые ей люди.
   (Кстати: "кавказца" нельзя было затащить в машину ни за какие коврижки.)

      И вот где-то уже на десятом месяце я поехал по грибы и взял с собой своего "немца".
   Несколько часов она бродила со мной по лесу.
      Радости её и шалостям не было предела. Она даже стала подражать мне: если валялся
   вырванный из земли гриб - брала его в зубы и бросала в корзину. В лесу она была
   первый раз в жизни.
      По возвращении собака что- то загрустила, к вечеру слегла, а к вечеру следующего
   дня - издохла. Я терялся в догадках, грешил даже на соседей, но потом знающие люди
   однозначно сделали вывод: укус клеща. Не стоило брать её в лес.

      После этого  два-три года  двор у меня был "пуст". Я не решался заводить большую
   собаку и моей комнатной, любимице всей семьи, американской таксе по кличке "Нора"
   приходилось исполнять две должности по совместительству! Однако "Нора" тоже
   жила в семье уже много лет и в последнее время я стал замечать у неё признаки
   старости (хотя она их тщательно скрывала). Исчезла былая активность, порой
   вовсе не реагировала на дверной звонок, незнакомые голоса и шорохи, а может
   даже она их уже и не слышала. Естественно встал вопрос о  о приобретении щенка,
   хотя избавиться от старой собаки ни у кого в семье даже мысли не возникало.
   Наоборот- старушка была окружена двойной заботой и лаской, как и положено
   уважаемому престарелому члену семьи в порядочном  доме.

      Тут помог случай.

      У соседа была собака терьер, сука. Маленькая, шустрая, ласковая с теми, кого
   знала и бесстрашная с чужими. Незнакомец не мог зайти во двор даже с палкой-
   непременно укусит. Зимой её держали в доме, летом - во дворе, но в любое время, когда было нужно, отпускали на улицу. Она гуляла без всякого надзора, делала
свои дела и возвращалась. Ошейника она не знала. Единственное время, когда её запирали наглухо это в период течки. В эти дни прогулки для неё были строго регламентированы и хотя и не на поводке, но под строгим присмотром кого-нибудь из домашних. Район изобиловал бродячими псами самых разных мастей и размеров, их, как магнитом тянуло к воротам соседа и надо было держать ухо востро.

    Но случилась беда!

    Как-то в отсутствие хозяйки хозяин "заговорился" с друзьями и ... не углядел!

  В результате с первого разу терьерша понесла  и вскоре разродилась тремя
  удивительными щенками неизвестной породы.

    Как раз в это время в моей семье был созван  род вече, потому, как к тако-
   му  событию как приобретение щенка  все относились  серьёзно, то есть               
   все понимали ответственность за тех, кого приручали. Кроме того мы уже
   знали, что сосед  собирается избавиться от потомства своей терьерши самым
   бесцеремонным образом. Решили взять одного щенка у соседа и, честно говоря,
   не только из гуманных, но отчасти и из меркантильных соображений. Победила,
   как всегда, женская логика: жена предположила, что, поскольку собака
   беспородная - не нужно тратиться на дорогие уколы и прививки, так как щенок
   непременно унаследует выносливость бродячего дворняги-отца и ум породистой
   мамаши. Тем более, что мы с женой к этому времени уже вышли на пенсию и
   остались одни в доме. Дети заимели свои углы и разъехались, забрав, естественно,               
   вещи и предметы, представлявшие ценность для любителей лёгкой наживы, а
   размер наших пенсий не вызывал зависти у господ воров. Нам теперь, по сути,
   не нужен свирепый охранник, а нужен "живой звонок" (как практиковали многие
   наши соседи), который бы предупреждал о приходе "чужого" и всё.

      Так в доме появилось крохотное, забавное  существо. К нему как-то сразу
   приклеилась кличка "Муму"

      Кличка эта появилась по трём причинам: Во- первых неподалёку от меня жил
   заядлый собачник, с которым мы часто общались, и который всех без исключения
   собак на свете называл Муму! И когда он заходил ко мне   первым его вопросом,
   ещё до приветствия, всегда  был  "Ну как там твоё Муму?" Если же ему первой
   на глаза попадалась собачонка- то он непременно обращался к ней "Ну как ты,
   Муму?" С первых дней собака стала его понимать и отвечала вилянием хвоста
   в том смысле, что "живу хорошо".
      Во-вторых,  мы спасли животное от, возможно, точно такой же участи, как и
   Герасим в начале известного рассказа, только чуть раньше, когда оно ещё не
   попало в прибрежную тину. Ну а в третьих щенок мордой и ушами был, как две
   капли воды, похож на тургеневского Муму, а потому, как сами видите, назвать
   его другим именем было бы даже неприлично.
      Муму поселили на кухне вместе с Норой. На дворе стояли  холода, а до весны
   было ещё далеко. Муму на лету схватывала уроки старой собаки, и мы убедились,
   что не ошиблись. Единственное неудобства  от подросшего щенка было его
   неуёмное желание грызть что ни поподя, ( но к этому мы были готовы) и нена-
   сытный аппетит, что в общем-то было естественно. Вообще что касалось  еды
   здесь не действовали никакие запреты- всё что оставалось без присмотра тут же
   становилось её добычей, как бы высоко ни находилось и чем бы ни было прикрыто.
      Еду им мы ставили обычно одновременно, но в разных углах и разную.
   "Старушка" ела только жидкую, пищу без костей и очень медленно, а то даже
   за два подхода, но в перерывах от миски не отходила. Муму же съедала свою
   порцию за считаные минуты, давясь глотала даже кости и после подступала к
   Норе, норовя украсть ещё хоть крошку. Старая никогда не кусала малую, но
   грозным рыком предупреждала об опасности. Муму понимала кто в доме хозяин,
   ине наглела.  Она ложилась в своём углу и молча наблюдала за старшей,
   облизываясь. Иногда правда, Нора делала снисхождение на ребячий возраст
   Муму и не доев отходила от миски: это означало "можно" и тогда в благодар-
   ность   Муму вылизывала миску до блеска.

       Вскоре потеплело, собака подросла, мы были ею довольны. Она усвоила
   уроки старшей: лаяла на шорохи за стенами дома и никогда не ошибалась
   в вопросах "свой-чужой" Однако вдруг с ней начали происходить странные
   вещи. Она стала слишком часто лаять на двери и окна. причём иногда на
   внутренние двери  дома за которыми в принципе не могло ничего такого происхо-
   дить. А то могла залаять и вовсе на голую стену. Мы недоумевали  в чём
   причина, а когда присмотрелись и раскусили её поведение -поразились её
   сообразительности и хитрости. 
      Оказывается, когда мы ставили еду обоим собакам, Муму бегом съедала
   свою порцию, бежала к двери и начинала неистово лаять. Причём объект
   выбирала как можно дальше от кухни. Нора ,хотя ничего подозрительного
   не слышала, бросала еду и присоединялась к малой, видимо уже не полагаясь
   на свой ослабевший слух, а есть хлеб даром, как всякой воспитанной собаке
   ей было стыдно. И вот как только Нора присоединялась- Муму исчезала!
   Пока прибегали люди успокаивали "старушку" и препровождали на место,
   в кухне миска Норы уже  блестела, а Муму лежала в своём углу,
   даже не облизываясь, положив голову на лапы и делая вид, что знать ничего
   не знает и никого поблизости не видела.

      Вот тебе и инстинкт, а вы говорите...

      После этого я перевёл  её во двор во вновь отстроенную будку и
    жила она без цепи и без вольера, совершенно свободно гуляя по двору.
   И хоть двор был большой с садом ей было этого мало. Она рвалась на улицу.
   (Что поделаешь тут наверное гены!) Однако улицу мы ей ограничивали
   поэтому она и тут придумала выход. Всякий раз уходя со двора я оглядывался
   и если Муму бежала следом приказывал остаться. Она слушалась. она была
   очень послушной собакой. Она предпочитала обмануть: С некоторых пор я
   заметил, что Муму перестала рваться за мной на улицу. Я по -прежнему
   оглядывался у калитки, но она не бежала следом, а когда выходил  и
   запирал калитку на засов, собака тоже оказывалась на улице!

      Опять загадка!

      Но всё было просто.  Жена как-то видела в окно, как я выходил со
   двора и ситуация прояснилась. Во дворе Муму пристраивалась у меня за
   спиной и шла след в след возле самых пяток, глядя на мои... уши!       
   Когда я поворачивал голову, она танцевала вокруг меня так, что бы я
   даже боковым зрением засечь её не мог! Я мог крутиться вправо влево,
   мог сделать два оборота на месте--это дело не меняло--она всегда
   находилась из-зади, так, что бы видеть два моих уха!

      И таких заморочек у неё была уйма. Муму была неистощима на выдумки.
      Но однажды она нас вообще озадачила. Как-то мы были в гостях у дочки
   в центре города на седьмом этаже и заночевали там вместе со своими собаками.
   (Внуки не  отпустили). Такое было не впервой и собак этажи не пугали.
   Но в этот раз произошло нечто из рук вон! В пять утра Муму буквально
   "взбесилась". Она разъярённая бегала по дому, кидалась на окна и двери
   со страшным лаем и брызгала пеной. Всё население квартиры было поднято на
   ноги и даже взрослые не на шутку испугались. Проверили все закоулки,
   ничего такого не обнаружили. Попытались успокоить буяна, но она сама
   так же внезапно успокоилась и легла на, отведённое ей, место.

      Легли спать без каких бы то ни было, версий.

      Рано утром уезжали домой. Недалеко от машины работал метлой дворник,
   житель этого же подъезда, которого я знал. Я подошёл поздороваться
   и рассказал о случившемся ночью. Он пожал плечами: "Около пяти часов
   здесь были "стрелки". Их машина несколько раз объехала вокруг дома.
   Правда, "бродяги" в момент попрятались, и им пришлось уехать ни с чем.
   Может твоя учуяла?.." Я спросил, в какое время они приезжали.  "Без
   десяти пять"-отвечал дворник. Это было точное время, когда "взбесилась"
   Муму, а "стрелки" это люди, которые занимаются отловом бродячих
   животных! И знаете, что самое странное: был отопительный сезон и окна
   в квартире были задраены!  Каким чутьём смогла Муму на седьмом
   этаже уловить потенциальную собачью смерть--хоть убей не могу
   постигнуть... А вы говорите...               


               


Рецензии