Конёк-Горбунок. Сказка? Быль?

      Петра Павловича Ершова зачастую называют автором одной книги. Действительно, написанная в девятнадцатилетнем возрасте небывальщина «Конек-Горбунок»*, принесшая всероссийскую известность молодому сибиряку и ставшая подлинно народной, является наиболее колоритным доказательством дарования поэта.
 
      Как считают некоторые библиографы, свыше ста восьмидесяти лет читатели всего мира на множестве языков с удовольствием знакомятся с одним из самых живописных произведений русской классической литературы, начинающимся с распевных, по-сказочному звучащих строчек.

                За горами, за лесами,
                За широкими морями,
                Против неба – на земле,
                Жил старик в одном селе.
                У старинушки три сына.
                Старший умный был детина.
                Средний сын и так и сяк,
                Младший вовсе был дурак.

      Отрывок из «Конька-горбунка» появился в 1834 году в журнале «Библиотека для чтения»». В том же году сказка вышла отдельным изданием, но с поправками по требованию цензуры.  А.С.Пушкин с похвалой отозвался о «Коньке-горбунке».  В то же время В.Г.Белинский в своей рецензии написал, что сказка «не имеет никакого художественного достоинства». (Википедия)
      В 1843 году после выхода 3-го издания «Конёк-горбунок» был полностью запрещён цензурой и 13 лет не переиздавался; по свидетельству Анненкова, к середине 1850-х годов сказка была забыта. В 1856 и 1861 годах Ершов подготовил новые издания сказки, восстановив цензурные купюры и существенно переработав текст. К концу XIX века «Конёк-горбунок» уже стал классикой детского чтения, постоянно переиздавался и иллюстрировался. (Википедия)
      Превращению сочинения в сказку во многом способствовали яркие, лубочные иллюстрации талантливых художников, дававших полную волю фантазии.**

      Советская цензура также имела претензии к этому произведению. В 1922 году «Конёк-Горбунок» признан «недопустимым к выпуску» из-за этой сцены:
                За царём стрельцов отряд.
                Вот он въехал в конный ряд.
                На колени все тут пали
                И «ура» царю кричали.

      В 1934 году в разгар коллективизации цензоры усмотрели в книжке «историю одной замечательной карьеры сына деревенского кулака».
      Уже в постсоветской России в 2007 году татарские активисты потребовали проверить книгу на экстремизм из-за высказываний царя, в которых слово «татарин» употребляется как ругательное.
                В силу коего указа
                Скрыл от нашего ты глаза
                Наше царское добро —
                Жароптицево перо?
                Что я — царь али боярин?
                Отвечай сейчас, татарин!
      Однако экспертиза не потребовалась, поскольку сказка, по заявлению Минюста, — это классика.


      В чём суть произведения, приписываемого девятнадцатилетнему Петру Ершову?

      На фоне антуража из сказочных златогривых коней, волшебного Конька-Горбунка, феерических жар-птиц, чуда-юда рыбы-кита и прочих дивных персонажей представлен далеко не сказочный срез бытия общества первой половины восемнадцатого века. А, в общем, картина жизни, скажем прямо, невеселая.
 
      Одинокий старинушка с младшим сыном, полным дураком от рождения, два старших сына, лентяя и труса, не сумевшие даже укараулить белую кобылицу, вытаптывающую их пшеничное поле. А когда Иванушка-дурачок объездил кобылицу и получил от неё за это двух коней златогривых и Конька-Горбунка впридачу, братья тут же украли коней из стойла и погнали их в город на продажу, чтобы потом и попить, и погулять.
      Но на расторопном Коньке-Горбунке догнал Иван вороватых родственничков, которые тут же пообещали на радость дураку после продажи златогривых «красну шапку с позвонком, да сапожки с каблучком». Но и этого им жалко. Увидев в ночи огонёк, братья посылают к нему Ивана, в надежде, что его прикончат приставшие там на ночлег разбойники. Иван находит перо жар-птицы, но возвратившись, врёт братцам, будто бы нашёл в том месте только пень горелый, который так и не смог раздуть.

      Наутро приезжают братья в город, становятся со своими конями в конный ряд. После разрешения глашатая лавки открываются и нечистые на руку торговцы «денежки считают, да надсмотрщикам мигают», надо полагать за обещанную мзду.

      Тем временем про златогривых коней донесли царю и тот купил их, отвесив братьям десять шапок серебра. Да не захотели дивные кони идти в царские конюшни без Ивана, пришлось его принудительно забрать конюхом к царю.
      Довольные же выручкой старшие братья бросили дурака, зашили в «опояски» вырученные за ивановых коней деньги, хорошо выпили и, как ни в чём не бывало, отправились домой. «Дома дружно поделились, оба враз они женились, стали жить да поживать да Ивана поминать».
 
      А Иван недурно пристроился при царской конюшне, сладко ел, вволю спал. Да только не полюбился он царскому спальнику, бывшему конюшему начальнику. Затаился он в конюшне, да и выкрал у Ивана перо волшебное жар-птицы. С тех пор жизнь дурака превратилась в тяжкие испытания.
      По навету стукача-спальника царь-сатрап заставил Ивана поймать Жар-птицу, пригрозив, в случае чего, посадить его на кол. Хорошо, что в этом деле Ивану помог верный горбунок. Не успел Иванушка привезти царю Жар-птицу, как тот, с подачи подлого спальника, отправил дурака за Царь-девицей, в случае неудачи опять же пообещав посадить на кол. И снова спас Ивана преданный горбунок.

      Но украденная молодая царевна от старого царя отвернулась, и предложила ему невыполнимое желание – достать её перстень со дна моря-океана. И снова под угрозами пришлось Ивану со своим коньком отправляться на океан, да ещё по воле капризной Царь-девицы проведать на небе её мать Месяц и брата Солнце.

      Подъезжают они к морю-окияну, а там поперёк чудо-юдо рыба-кит лежит, в великих муках. «Все бока его изрыты, частоколы в рёбра вбиты, на хвосте сыр-бор шумит, на спине село стоит; мужички на губе пашут, между глаз мальчишки пляшут, а в дубраве, меж усов, ищут девушки грибов».
      Переехали Иван с горбунком море-океан по киту и очутился на небе, у Месяца и Солнца в гостях. Иванушку милостиво отпустили с неба с благословением царевне, тонко намекнув, что скоро грусть её решится «и не старый с бородой, а красавец молодой» поведёт её под венец. Попутно Месяц Месяцович (мать царевны!) дал совет, как избавить от мучений рыбу-кита.

      Иванушка на обратном пути приказал христианам убираться вмиг с китовой спины, а киту предложил выпустить на волю тридцать кораблей, проглоченных им среди морей. Обрадовавшись, освобождённый кит повелел морской челяди отыскать для Ивана перстень красной Царь-девицы в глубинах моря-океана.
 
      Но коварная девица снова отказалась выйти «за дурного, за седого, за беззубого такого» старика царя, предложив ему омолодиться, искупавшись в трёх котлах: вначале с кипящим молоком, потом в воде варёной и, напоследок, в воде студёной.

      Царь на такое предложение не сказал ни слова, только крякнул, и решил испытать эту процедуру на дурачке Иване. Иван, конечно, сообразил, что шпарят только поросят, да индюшек, да цыплят и наотрез отказался. Тут царь затряс бородою и пригрозил Ивану, если тот не исполнит повеленья, разорвать его по кусочкам.

      Поплёлся Ваня на сеновал жаловаться своему любимому коньку. Конёк пообещал Ивану хвостом махнуть, мордой в те котлы макнуть, на Ивана дважды прыснуть и «громким присвистом присвистнуть», после чего купание в кипятке не причинит Ванюше никакого вреда.
      На следующий день так они и сделали. После тройного ныряния в котлы Иван стал таким пригожим, «что не в сказке сказать, ни пером не написать!»

      Поверив в чудо, «царь велел себя раздеть, два раза перекрестился, бух в котёл – и там сварился».

      Тут же бесцеремонная Царь-девица встаёт, «знак к молчанью подаёт», ничуть не волнуясь, вещает прислужникам, что «царь велел нам долго жить» и провозглашает себя царицей и супругой Ивана, «если люба я вам».
      Все радостно кричат: «Люба, люба!» и признают царём Ивана. Затем ведут пару цареубийц в церковь Божию и обводят вокруг аналою по обряду венчания.

      Радость всенародная. Палят пушки с крепости, трубят трубы кованы. Открывают подвалы с фряжским вином «и, напившися, народ, что есть мочушки дерёт: «Здравствуй царь наш со царицей! С распрекрасной Царь-девицей!». И пошёл тут пир горой.

      Всё это совершается так стремительно, что даже старика-царя, сдаётся, так и оставили вариться в кипящем над костром молоке…  Как-то не по-людски всё это!  Горе-то какое, а они пляшут…

      «Сердцу любо!» - восклицает в завершение сочинитель повествования и участник бесовской попойки.



      Обычно в детских сказках добро побеждает зло. Здесь же зло наказывается злом.
      В ершовской сказке фактически нет ни одного положительного персонажа.
      Убогий старик-отец, с дурнем младшим и ленивыми, вороватыми и жестокими старшими сыновьями, бесцельно топчущая посевы кобылица, мутант конёк-горбунок ростом в три вершка с  верблюжьими горбами и ослиными ушами.
      На городской ярмарке жуликоватые торгаши дурят народ, по-свойски подмигивая надсмотрщикам-мздоимцам.
      Во дворце мутит воду царский спальник – завистник, доносчик и клеветник.
      Царь-сатрап, замучивший Ванюшу-конюха нереальными заданиями под угрозой лютой смерти на колу.
      Жестокое обращение с животными – хищнический отлов редких жар-птиц на потеху царя; изуверское строительство села на спине чуда-юда с забивкой частоколов в рёбра несчастного животного, вспашка мужиками губы  живого рыбы-кита.
      Да и сам кит-живоглот тоже хорош – проглотил тридцать кораблей вместе «с парусами и гребцами» и держит их в животе десять лет.

      Далее действия героев сказки стремительно приобретают явно криминальный уклон.
      Садистка и самозванка Царь-девица решает избавиться от старого царя. И тут, казалось бы, единственный положительный персонаж, Конёк-Горбунок, переходит в стан заговорщиков и подключается к казни царя. Волшебным образом, попрыскав на Ивана, он не только спасает его от верной гибели, но и превращает в писаного красавца. А вот зверской расправе над царём горбунок явно потворствует и доверчивый самодержец в жутких муках погибает в кипящем молоке. "Замочив" правителя в буквальном смысле слова, криминальная троица заговорщиков, Царь-девица – Иван – Горбунок, совершает преступный переворот и захватывает власть.
      На трон восходит младший сын сельского старика - Иван, который, как было сказано в самом начале сказки, "вовсе был дурак".
      Очень не детская концовка сказочки... Напоминает многие недавние и современные, далеко не сказочные,  кровавые перевороты и жестокие революции.


*   *   *

      По Тюменской области прокатился большой юбилейный ершовский бум.   

      Нашлись люди, которые проявили предприимчивость, и из беспросветно мрачной сказки пытаются смастерить весёлое детское шоу мирового уровня. Они усиленно проталкивают театральный фестиваль одной сказки, выставки декоративно-прикладного творчества и коллекций книг о Коньке-Горбунке, туристические маршруты по мотивам «Конька-Горбунка», памятное гашение почтовых карточек с портретом П.П.Ершова. То-есть делают большие деньги на имени старого сказочника.

      Примечательно, что в эту аферу вовлечены Департамент культуры Тюменской области, Министерство культуры Российской Федерации, Союз театральных деятелей России, театральные коллективы страны, администрация городов Тюменской области.

      Более того, оказывается в Сан-Франциско США существует Музей русской культуры, от имени которого по ершовским местам тюменского края совершили вояж праправнучка, прапраправнучка и прапрапраправнук Ершова в год его двухсотлетнего юбилея.
 
      Понимают ли эти люди трагический, не детского ума смысл стародавней сказки, скрывающийся в калейдоскопе ярких развесёлых иллюстраций?
 
      Такая ли сказка нужна детям? И без того экраны телевизоров и компьютерные игры переполнены жестокостью.


*   *   *

       «И пригрозил Иванушку-дурачка на кол посадить» - воспитателя детского сада уволили за рассказ «о пытках» в сказке для малышей.

       Эта история - неприятная со всех сторон и вызвавшая, как принято говорить, большой общественный резонанс – произошла в 2019 году в Таганроге. Там по решению суда уволили воспитательницу детского сада № 43 - за "психическое насилие над детьми". Формулировка жёсткая, и теперь педагога с многолетним стажем работы в системе дошкольного образования Аллу Е. вряд ли возьмут в какое-то другое учреждение.
       Педагог во время занятия декламировала своим воспитанникам "Конька-Горбунка". И кто-то из ребятишек заинтересовался фразой "посадить на кол". На что получил вот такой ответ (запротоколировано в решении суда): "Человека посадили на кол - это наказание, которое означает, что кол проходил через его тело до самой головы, а потом человек умирал".
       А позже, как следует из материалов разбирательства, придя домой из садика, кто-то из детей поведал о средневековой казни родителям. В психологическом заключении указывается, что ребёнок стал нервным, у него начали проявляться резкие перепады настроения, сопровождавшиеся истериками, страх смерти, тревожность. В общем, в детсад он идти отказался.
       Вскоре возмущённые родители потребовали наказать воспитательницу за "психическое насилие". Они пожаловались руководству образовательного учреждения, и женщину вскоре уволили. Она с этим не согласилась, обжаловала решение в суде, доказывая, что никакого злого умысла напугать детвору у неё не имелось (сам факт разъяснений по сказке Алла Е. не отрицала), она только хотела донести до воспитанников суть выражения.
       Если вдруг кто-то позабыл, то в стихотворной сказке Петра Ершова упоминания об угрозе царя (без исполнения самого действия) посадить "на кол" Иванушку-дурачка звучит трижды.

       Вот, скажем, первый отрывок:

       "... Если ты недели в три
       Не достанешь мне Жар-птицу
       В нашу царскую светлицу,
       То, клянуся бородой!
       Где-нибудь, хоть под водой,
       Посажу тебя я на кол.
       Вон, холоп!"

       И вообще, по словам потерпевшей воспитательницы, "Конька-Горбунка" изучали в рамках утверждённой учебной программы, а долг преподавателя - ответить на вопросы учеников. Тем не менее, сначала суд первой инстанции признал отлучение её от работы законным, затем, после обжалования, это же подтвердила и апелляция.

       "На самом деле здесь я вижу две большие ошибки, - прокомментировала ситуацию детский психолог Татьяна Л. - Во-первых, самой системы дошкольного образования, что появилось такое произведение, как "Конёк-Горбунок", в учебной программе для маленьких детей. По моему мнению, в этой сказке слишком много непонятных вещей, которые пока недоступны нормальному восприятию дошкольников. Поэтому их нужно объяснять".***

       Такая вот сказка-быль. Если помните, там еще и царь сварился в кипятке...


*   *   *

       К 205-летию Петра Ершова исследователи подготовили весомое доказательство того, что знаменитую сказку написал Пушкин.
       Автора «Конька-Горбунка» Петра Ершова сравнивали с французским поэтом Артюром Рембо. Два редкостных случая ранней гениальности и столь же ранней исчерпанности поэтического таланта.
       Засветившись на литературном небосклоне 18-летним юношей, написав сказку «Конёк-Горбунок», Ершов до конца жизни не написал ничего, что хоть как-то приблизилось к знаменитому «Коньку».
       Вопрос, был ли Ершов автором «Конька», рано или поздно должен был возникнуть. И он возник.
       Исследователь Владимир Казаровецкий написал книгу «Александр Пушкин. Конёк-Горбунок». На её обложке красным крестом перечёркнуто имя Петра Ершова.
       Обзор материалов этой книги и мнения литературоведов представлены на страницах популярной газеты.****



       Александр Соханский,
           2 марта 2015 года.


П Р И М Е Ч А Н И Я

       * Пётр Ершов. Конёк-Горбунок. РИО «Самовар», Москва, 2007.
       ** Рисунки в заглавии статьи художников Льва Исааковича Мильчина и Александра Алира
       *** Интернет-информация
       **** По материалам газеты «Комсомольская правда», от 11-18 марта 2020, 11-т
 

      

 
 


Рецензии
прикольный вывод )) не знаю никого из живущих на Русской Земле, кому не ведом "Конек-Горбунок"... полагаю даже такое, что треть из них знает сказку наизусть (или почти) и читает "конька" по памяти своим детям-внукам... думаю, что и Сами Вы не есть исключение из той трети... не пойму вот только, к чему эта провокация

Совсем Седой   04.10.2017 17:34     Заявить о нарушении
То, что Вы обзываете провокацией, есть беспристрастный последовательный анализ сюжета. Попробуйте прочесть текст без красочных фантазийных рисунков великих художников и Вы придёте к такому же выводу. Ведь по существу содержание стихов - это срез жизни общества XVIII века, замаскированный сказочными персонажами до невозможности. А убийство царя в кипятке на современном языке - это изуверский террористический акт с целью захвата власти неадекватным дебилом (вспомним у Ершова: младший вовсе был дурак).

Вот в таком духе, в таком разрезе, господин Совсем Седой!

Александр Соханский   04.10.2017 21:37   Заявить о нарушении
а не нужно быть такими царями, чтобы в кипятке не сварили, господин Александр Сохновский...
настаиваю - "Конек-Горбунок" П.П.Ершова есть выдающееся произведение русской классики и критиковать его может только человек, который ненавидит всё русское, включая русскую словесность

Совсем Седой   04.10.2017 22:57   Заявить о нарушении
Совсем Седой!
А какими по Вашему нужно быть царями, чтобы их не варили в кипятке, не взрывали бомбами на набережной Екатерининского канала и не расстреливали в ипатьевском подвале?
И вообще Вы хитро перевели обсуждение в колею плохих царей, хотя речь в моём ответе на Вашу рецензию идёт о сюжете самого произведения П.П.Ершова.
К тому же я даже не затрагивал "русскую словесность" произведения. Это особая тема. И непонятно, на каком основании Вы мне "шьёте" ненависть "ко всему русскому"!

Так рецензии не делаются, гражданин Совсем Седой!

Александр Соханский   05.10.2017 00:03   Заявить о нарушении
я думаю, гражданин Соханский, критические анализы тпк не проводятся (если не в пьяном бреду, конечно)... десятки поколений выросли с "Репкой", "Курочкой Рябой", "Аленьким Цветочком", "Коньком-Горбунком" и пр., но ни у кого не возникло таких ассоциаций... а убийцами и маньяками становятся по иным причинам, нежели чтение детских книжек... и уж, естественно не Ершов привел Россию к народовольческому и "красному" террору... скорее всего ни Ульяновы, ни Желябов, ни Перовская не читали "горбунка" вовсе...
тему царизма романовской эпохи развивать бы не хотелось, но то, что эта эпоха была самой тяжкой в истории русского народа, сомнений не вызывает... отсюда и выводы...
Ваша русофобия, возможно, весьма латентна... но доказывать либо опровергать это намерения не испытываю... не скрою, заинтересован был прочесть многое из того, что здесь размещено, но теперь интерес пропал... думаю, насовсем...
желаю всего доброго

Совсем Седой   05.10.2017 17:52   Заявить о нарушении
Проща-а-а-а-йте на веки, товарищ Совсем Седой! Не помина-а-а-а-йте лихом...

Александр Соханский   05.10.2017 18:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.