Он оказался умнее

Я решил прогуляться. Так и началось всё. Такие прогулки совершает каждый человек, но каждый по-своему. Обычно начало такой прогулки вспоминают словами "было весело, беззаботно" и ещё "было море по колено, мы всё могли" - в общем, радостное время) У меня как-то по-другому. Я ковылял с удивлёнными глазами. Я даже не осознавал, что я иду КУДА-ТО. И даже сам процесс хождения я понял не сразу. Мне просто было удивительно всё, что происходило вокруг. Но ещё больше удивляло другое - удивляло.. ну.. не сами предметы, которые меня окружали, яркие дни и образы, не то необычайное нелогичное своей красотой, в чем я жил, удивляло то, что это никого другого не удивляло. Они привыкли и жили себе. Сейчас я понимаю, что это не от черствости, а от нехватки времени и преобладания целей. А тогда мне казалось, что это же так очевидно - ну посмотри, задумайся - даже не надо думать, просто остановись и присмотрись - ну.. ну неужели ты не удивился? И этот вопрос я задавал себе каждое мгновение своей прогулки.

Какое-то время я не замечал, что я есть. Что есть такой я, который для других - это уже совсем не "я", а совсем наоборот, - кто-то другой. Потом я стал шагать быстрее, увереннее. Всё вокруг происходящее начало складываться в какие-то картины. Дома. Дома стояли ровно и логично. Я даже начал понимать, как их строили. Так я начал шагать и задумываться. Шагал я методично и быстро, но не спеша. На какое-то время люди выпали из моего внимания и я сосредоточился на структуре улиц, потом деревьев. Заглянул в одно окно и увидел первого человека. Это была она. Я покраснел и отвернулся, остановился, решительно посмотрел в окно снова. Её уже не было. Тут я начал замечать окружающих - смотрел на них с новым притоком удивления и улыбкой. Вдруг я четко почувствовал, что я существую, и что для них я - такой же человек, какие они люди для меня. Я осмотрел себя, насколько мог, с ног до головы, и мне почему-то стало неловко. Мне показалось, что как-то не так на мне сидят вещи, потом вроде бы цвета не столь ярки и всё это как-то мне не идёт. Дальше я шёл неловко улыбаясь и постоянно передёргивая свою одёжу, подправляя прическу и оглядываясь. Мне захотелось домой, но вдруг я вспомнил, что дома-то у меня и нет. От этого стало сначала как-то грустно, а потом взъелась злость. Я решительно посмотрел в глаза прохожим, они отринулись от меня. Тогда я со злости начал шагать уверенными шагами и увидел на горизонте дом. Я понял, что иду в него и зашагал.

Сколько я шёл - не знаю, но только когда я подошёл к своей цели, то вдруг понял, что дом пуст, и хотя там много всего есть, ничего этого мне не надо. Я повернулся лицом к людям и начал наблюдать. Так получилось, что одной старушке не хватило денег на буханку хлеба, и я вдруг сам почувствовал, как мне неловко в её теле. Это странно, я просто хотел избавиться от этого стыда и аккуратно доплатил за неё. Она отблагодарила меня со слезами, и так тепло стало, я тоже начал плакать. Потом я увидел, как упал пьянчуга. Я подобрал его и помог дойти до дома. Ему было неловко и, думаю, он больше не напьётся. Так я стал замечать, что людям бывает плохо. Мне и самому становилось несколько раз плохо. И эти люди помогали мне. Мне было больно с болеющими, и я смеялся от души с радующимися. Как-то незаметно настал вечер и я понял, что опять удивляюсь. Но уже какими-то другими глазами. Я уже знал, что люди мучаются от этой беготни, и не успевают видеть, как они друг в друге нуждаются. Тогда я стал подсаживаться к ним и заговаривать. Я не думал, что это так тяжело. Оказывается, не так уж легко говорить с человеком, когда ты от него ничего не ожидаешь взамен. Но постепенно я научился.

Наступила ночь. Я где-то переночевал, не помню где. Поутру люди опять суетились, бежали куда-то. Мне стало грустно, но вместе с тем, как-то спокойно. Я стал читать. Авторы спорили со мной, я с ними - но мы подружились. Так прошло несколько дней. Прочитанное помогало мне в общении с другими. Так я гулял по городу, и забрёл в парк. Там на дальней скамейке сидел немолодой мужчина с высоким лбом, бородкой и проницательным взором. На переносице у него были диковинные очки. Я таких раньше не видел. Я было махнул ему рукой и хотел подойти поговорить с ним и вдруг отчетливо понял, что он не сводит с меня глаз. Это меня немного смутило. Я так много наблюдал за людьми, но ещё никто так тщательно не изучал меня. Сначала мне этот взгляд показался строгим и пронизывающим. Мне стало неловко, и я ушёл. Побродив, я вернулся. Мы снова обменялись взглядами, я подошёл чуть ближе, но не решился и сел на какую-то скамью. Я изредка кидал взгляд на этого человека и видел, что он всё так же меня изучает. Несколько раз я возвращался в парк и подсаживался всё ближе. С каждым разом этот острый и пронзительный взгляд обретал для меня какую-то другую интонацию. Я понимал, что что-то другое за ним кроется. Он становился всё грустнее и добрее.

Один раз меня вдруг осенило - так смотрит умный человек, понявший жизнь. Вот, что меня испугало. Вот, что я принял за пронзительность - ум,.. ум, который на порядок выше моего собственного. Это редкое явление испугало меня почему-то. Один раз я решился-было заговорить, вошёл в парк, приблизился к скамейке, но мужчина смотрел почему-то не на меня, а куда-то в небо. Я присел неподалёку, немного подумал и опять ушёл. В следующий раз всё повторилось, только рядом с этим мужчиной сидел уже кто-то другой, с усиками и необычной прической. Они беседовали о чем-то. Этот второй посмотрел на меня с любопытством, потом быстро отвернул голову - будто невзначай прошёлся по мне взглядом, но я почувствовал, что это было неспроста. От стеснения я уселся прямо на бортик фонтана, даже намок немного. Посидел недоллго, потом решил уйти. Только вот уходя, я услышал такие слова "Ничего, придёт время, Антон Павлович... должно прийти время"


Рецензии