Распрямись ты рожь высокая

                Детская память, какое блаженство, когда в твоей               
                памяти, как в доброй книге всё разложено по
                полочкам и ты иногда можешь там поковыряться и
                найти для себя главу, которая всколыхнёт в тебе
                всё твоё существо, все мелочи всплывают, как
                мякина на воде.


   Сегодня мне почему-то захотелось прочесть главу, которая была написана дав-
ным-давно. Написана о красивейших местах на земле, которых нет больше нигде,
как только в местах, где нежится седой Урал с его живописными местами, с его чистыми реками в которых рыбы видимо-невидимо, с его хвойными лесами, где кто
только не нашёл себе пристанище и зверь, и птица, а рядом со всем этим богат-
ством его величество человек. Всё живёт и здравствует, радуется жизни, размножается, всё, как определил наш создатель, наш творец. Все друг-друга любят, радуются встречи, печалятся по поводу утраты.
   Наша семья или род от земли, т.е. крестьяне и религия наша от дедов христианская. Когда-то деды наши были язычниками, но время всё перетёрло и мы
христиане.
   В местах, о которых пойдёт речь, строго придерживались установкам, неизвестно кем утверждённых, деревни были как бы поделены вот в каком плане.
Скажем несколько деревень ближайших праздновали одни религиозные праздники,
а другие деревни этой местности праздновали совершенно иные.
   Стало быть в этот праздник приезжают к тебе родственники, а в следующий ты
едешь в гости, т.к. этот праздник празднуется в другой деревне.
   Праздники праздновали с размахом, но чисто по деревенски готовились
довольно основательно. Гости все были желанными, это близкие родственники,
а уж как встречались....
   Столы накрывались изысканно и у каждой хозяйки на свой лад.
               
                Глава - 2

   Сегодня я хочу рассказать о престольном празднике, который праздновали
в деревне Меринята. В этой деревне жила моя любимая тётушка Улита Филиповна,
папина сестра. У моего деда Филипа Ивановича было четверо родных детей и
с двумя детьми он взял мою бабушку Марию Осиповну. Улита была старшей дочкой.
Ростиком она была не высокая, хорошо сложена, лицом красивенькая, но вот кожа лица была попорчена оспой. Несмотря на это она всёравно была хороша собой.
Особенно её красило то, что она была аккуратистка, хозяйка и весёлая нравом.
   И надо же было случится встрече этой двадцатилетней девушке с ярким и
далеко не молодым цыганом. Вот каким образом он затесался в наши края, сказать не могу, но он был настолько красив, что просто трудно описать его
наружность. Выше среднего роста, худощав, волосы из кольца в кольцо и чёрные,
как крыло ворона, глаза цыганские, вечно улыбающиеся. Да в противовес всему
он был вдов, имел двоих детей, сына и дочку. К тому же глухонемой. Несмотря ни на что он пытался говорить какие-то слова.
   И что вы думаете, моя красавица тётушка влюбилась и вышла замуж убёгом.
Так вот она и поселилась жить в деревню Меринята к своему ненаглядному цыгану
с двумя детками.
   Мужа её звали Петром. Мне он запомнился больше работящим. Хозяйкой в доме
была моя тётушка Улита и он очень был этим доволен. По хозяйству он управлялся мастерски и знал чем заняться. Одного взгляда моей тётушки было
достаточно, чтоб дядя Петя её понял и принял к исполнению.
   Иванов день, престольный праздник у Меринят. Папа с мамой с вечера собираются в гости к празднику, а дед так тот накануне ускакал к своей любимой доченьке. Праздник богатый, так-как конец лета, первый свежий хлеб,
овощи, ягоды и должно всё будет на столе.
   Я, как ребёнок, всё это предвкушала и радовалась, как могла, встрече с моей
любимой тётушкой и её детками, моими сестрёнками. Братишка был один, звали его Ульян - старший сын тёти Улиты и дяди Пети.
   Ульян был красивейший парень. Очень был похож на отца , да к тому  же
гармонист, плясун. Второй мой родственник, зовут Иван. Сестрёнки все старше меня Анна, Мария, Екатерина а позже уже появилась Александра. Но в описываемый период её ещё не было.
   Я в семье росла одна. У моих родителей дети не жили почему-то, умирали.
До меня похоронили двух девочек и двух мальчиков. Для меня общение, да ещё с родными, доставляло столько радости и удовольствия, что выразить на бумаге невозможно. Скорее всего это формировалось с молоком матери. В семье постоянно велись разговоры о родственниках и встрече радовались от души.
   И так, наступил день, телега около дома. В телегу положили сена, овса для лошади, на сено постелили дерюшку, под сено, в один уголок, какие то гостинцы. Усадили меня как королеву и двинулись в путь.
   Выехали  с таким расчетом, чтоб к обеду угодить. Так было принято, что родственники собирались в основном к обеду. Для того, чтоб попасть в деревню,
нужно подняться по крутой-крутой горе. Гора очень затяжная и пролегала лесом.
   Время летнее, поездка довольно приятная да и погода стояла отменная.
Преодолевая последний бастион и насладившись запахом хвои, грибов и ещё
непонятно чего, мы выскочили прямо к деревне, здесь уже другие запахи, запах
пирогов, жареного, пареного и чем только не пахнет эта богом данная деревня.
   Домов в деревне было немного, скорее около 12-15. Около дома нас встретил
дядя Петя. Улыбка на всё лицо, и только кричит:-"НАЙ-НАЙ", и размахивает руками, что мол проходите, ждём. Чёрные кудрявые волосы его и бороду, вроде
только, что уложенные стилистом, раздувало порывами ветра.
   Ноги мои затекли, я кое-как расковылялась и тут-же попала в объятия моих
дорогих родственников. В доме у тётушки улиты было всегда очень чисто и убрано со вкусом, какие-то висюльки из соломы, диковинные птицы, раскрашены всеми цветами радуги. На полу половики вытканные своими руками. Всё это создавало необычную атмосферу праздника.
   Мы оказались первыми гостями. С дороги сразу дали всем попить, маме с папой по кружке бражки, а мне кваску. Тётя Улита спросила меня, хочу ли я есть или буду ждать общего застолья, но я любила общие застолья и согласилась подождать.
   На столе уже стояли холодные блюда такие, как мясо кусками, капуста солёная с прошлого засола, нарезанная с вилка, видимо только что принесли из
погреба, где круглогодично лёд.
   Моя дорогая тётушка только успевала давать поручения то одному, то другому
а вот Ульян сидел на завалинке с дружками и что-то бурно обсуждал.
   Через какое-то время прибыл дядя Панкрат, это брат папы и тёти Улиты. Он
почему-то всегда по гостям ходил один. Стали подтягиваться и другие гости, но я их как-то не запомнила.
   Застолье было полное, только я одна из маленьких сидела за столом, да и то скоро выскочила. Стол был прекрасен, мясо кусками, студень, капуста солёная пластами, огурцы и такие и такие, грибы разные. Горячее подносили по мере освобождения места на столе.
   Вот на середину стола поставили большую сковороду, только что из печи, с запечёнными карасями со сметаной. Тётушка сказала, что это мол сынок сегодня наловил наловил рыбку-то. И как же не сказать о рыбном пироге, который занимал так-же "красное" место на столе. Так принято на Урале, что рыбный пирог - это всем пирогам пирог.
   Обычно мой папа брал нож, который подносила тётя Улита, и срезал корку пирога, оставляя небольшие борта, чтоб не вывалилась рыба. Корочку резал на кусочки и раскладывал по столу. Рыбка в пироге была целая, её резали на кусочки. Так каждый мог взять то, что хочет. Вот были ли вилки, не помню.
   За столом сидели очень долго, разговаривали, пили бражку, пиво, водочку,
если такая была. А если уж была, то просто по маленькой рюмочке. Да и рюмка-то в каждом доме была одна, если ещё была.
   Когда гости уже хорошо поели, хозяйка начинала выказывать своё мастерство.
На стол ложились всякие кисели, каши, запеканки. И чего только там не было,
девчонки успевали только поворачиваться.
   А дядя Петя был на подхвате. И как только он понимал по губам тётю, мне не понять. Она свою привычку, разговаривать внятно и рисовать руками, сохранила до смерти.
   Застолье считалось законченным после подачи на стол лёгких блюд. Теперь начиналось веселье. Праздник без веселья это не праздник. Ульян тут как-тут с гармошкой. На смену ему мой папа. Пошла плясать деревня, песни пели всевозможные, плясали.
   Помаленьку все стали искать место где бы приложить голову. Большая часть гостей ушла в клеть. Там были места, кругом лежанки, всё было предусмотрено.
   Девочки помогали убирать со стола, сбегали на ключик, вымыли посуду, навели порядок, и вроде бы закончено с гостями, но нет, вдруг на пороге появляется мужчина. Высокий, хорошо одетый. По-моему даже красивый. Гости уже угомонились, стол чист. С праздником, Улита Филипповна, с гостями. Тётушку мою как подменили. Она зацвела алым цветом, заметалась ещё больше. Петрович,
ты почему опоздал-то, ну давай проходи, гостем будешь.
   Городской нашей красавицы - Аннушки дома не было, где-то гуляла. Дядя Петя
уже не раз высказывал опасение за нё. НАЙ-НАЙ, ПО-МАЙ, это так он возмущался, что мол все чем-то заняты, а она где-то гуляет. Видимо его сердце чувствовало, что за девочкой нужен пригляд. Папа спросил тётю, на что он возмущается, да ругается, что Анка с парнями крутится. А что её привязать что-ли? Папа сказал, да она у вас девка хоть куда. Смотри, чтоб в подоле не принесла... Что будет, то будет, своя голова на плечах.
   Тётушка была взглядов свободных, она никогда не строжилась с девочками.
Быстренько, как это она умела, без умолку всех развлекая. А всех то было - мама, папа и я дремала на западенке.
   Тётя Улита притащила на край стола рыбный пирог, ещё какой-то записи и пригласила Николая Петровича к столу. Налили ему рюмочку, предложила пива,
бражки.
   Папа с мамой ушли отдыхать на сеновал и мне сказали, побегаешь и прилезешь к нам.
   Я лежу на западенке, сплю - не сплю. На меня ноль внимания. Слышу, тётушка моя подошла к гостю и поцеловала его в губы и тут-же отскочила. В избу вошёл
дядя Петя. Тётя Улита отправила его куда-то, он безропотно пошёл.
   Беседа с Петровиче продолжалась довольно долго. Пришёл дядя Петя, тётя отправила его отдыхать. Прискакал Ванька с шумом позвал меня на улицу играть
в догонялки. Я эту игру не люблю, с детства была грузна и страдала одышкой.
Мне было стыдно, поэтому я больше смотрела чем принимала участие в игре.
   Девочки где-то отдыхали со своими сверстниками. Вдруг из дома спускается по лестнице Николай Петрович и направляется по дороге к Боярам. Это деревня с таким именем.
   Ну, вроде и ладно, но не тут-то было, минут через семь, десять, с крыльца выходит тётя Улита с узелком и направляется огородами по тропиночке. Открывает заворы и выходит к ржаному полю. Почему оно не было сжато, вопрос?
   Меня как кто-то ужалил. Думаю, побегу я за ней и вместе погуляем. Уже было направилась, но что-то меня остановило и я решила, что я её буду встречать, буду ждать. Я тихонечко, как только можно, забралась по лестнице на сеновал, даже не скрипнув лестницей и не потревожив сон моих родителей, села удобненько и с сеновала провожала глазами мою тётушку.
   Она скорой походкой, ходила она очень просто, разок оглянувшись, спряталась во ржи. Я её больше не видела, а видела только, как волнуется рожь. Думаю себе,зачем это она пошла в рожь-то? А вдруг её кто обидит?
   Сама не отвожу взгляда от волнующейся ржи. Смотрю, всё стихло и рожь стала
волноваться с противоположной стороны и показалась голова мужчины. В нём я узнала только что ушедшего гостя - Николая Петровича.
   Ничего не поняла, зачем это моя тётя отправилась на встречу с чужим дядей.
Мне показалось, что они упали в рожь. Думаю, ну ладно, если это Николай Петрович, а если это кто другой, вдруг это разбойник, какими нас всегда пугали.
   Сижу, не знаю, что делать. Залезла тихо, разбудила маму и сказала ей всё,
что видела. Мама с папой переглянулись и запели- "Располным, полна моя коробушка, есть в ней ситец и парча." Для меня это ответом не было и я доставала их опять. Да успокойся ты, корова наверно забрела в рожь ту, а одной-то страшно, вот кто-то ей помогает беглянку домой пригнать.
   Может с Ульяном она. Видишь, она взяла с собой кусочек хлеба, чтоб приманить её и привести домой.
   Я успокоилась и отправилась на полянку, где во всю шла пляска молодёжи.
Там Ульяна действительно не было. Плясали очень задорно, очень уж красиво плясала моя сестра Анечка. Танцевала как-то фасонно. С ней всё время танцевал
высокий, красивый парень в военный форме. Это было что-то...
   Мария с Катериной тут-же ошивались и приплясывали. Мы с Ванькой занимались своими делами. Вдруг Ванька побежал, сказав, пойду загоню скотину. Когда он вернулся, я спросила, дома ли тётя Улита? А где ей быть-то, дома, ну думаю - пронесло...



            03.03.1915г.


Рецензии