Москва, как много в этом звуке

МОСКВА, КАК МНОГО В ЭТОМ ЗВУКЕ!
(Из книги «О людях и для людей»)

Метро – это всегда чудо!Недаром иностранцы,раскрыв рот,смотрят на витражи станции «Новослободская»,на росписи станции «Белорусская»,на скульптурные группы   «Площади Революции». В полном восхищении они любуются лёгкостью станции «Маяковская»,мощной и стройной фигурой скульптуры молодого Максима Горького на теперешней станции «Тверская»,совсем недавно носившей имя этого великого пролетарского писателя.
Они спешат сфотографировать здесь всё увиденное,запечатлеть на видео красоту подземных дворцов,не могут оторвать взгляда от всех других станций нашей столицы,столь непохожих друг на друга и столь прекрасных каждая по-своему.В том, числе и от внутреннего убранства станций, построенных в наши дни.Нет нигде в мире столь прекрасных подземных дворцов,как в Москве.Вот где действительно  поистине андерграунд – настоящее подземное царство,подземное искусство. Искусство,созданное народом и для народа!
Мчит нас подземный поезд,обдувает лицо прохлада ветра.И как когда-то в далёком детстве, я вновь испытываю ощущение нескончаемого чуда,заключённое в одно  волшебном слове – «Москва»,это и есть столица нашей прекрасной Родины!Однако,  что-то неуловимо горькое сегодня внутри меня портит этот праздник души,чем-то тревожит и огорчает вот эта поездка? Увы,всё та же Москва,да не та!И прежде всего,иными мне кажутся сами москвичи:нет почему-то праздника сегодня в их лицах!Какой-то у всех тусклый и опустошённый взгляд,поражает потрёпанность  внешнего вида,серость в одежде.Не слышно нигде беззаботность смеха или шуток молодых людей,не слышен рокот разговоров,да и в руках у москвичей сегодня не толстые журналы – «Новый мир»,«Современник»,«Звезда»,«Юность»,«Ровесник», «Смена»,а дешёвые бульварные книжонки с ярко раскрашенными мягкими обложками.
А у иных в руках даже не яркое это лёгкое чтиво,а бутылка или банка пива!И когда же это было видано,чтобы в метро ели или пили,причём алкогольные напитки?!Или,к примеру,бумажки бросали на пол в метро,в этом-то нашем чудо дворце? Увы,иные времена,иные теперь нравы. А ведь всего-то лет десять назад я искренне восхищался москвичами,их культурой поведения и манерой одеваться.Они всегда и  во все времена были одеты «с иголочки»,красиво и со вкусом.Необычные краски одежды и модный пошив,красивый фасон обуви.А сумочки,заколки и разные другие модные штучки и мелочи вызывали чувство восхищения и зависти.И я бежал тогда в ГУМ или ЦУМ,чтобы приобрести там точно такое же – красивое и необычное.
А дома с нетерпением,я это знал,ждут подарков из столицы,последнего крика моды! Что можно сделать ещё приятнее для родственников,как ещё можно сделать их счастливее?!Пусть и постою в очереди,но вот он драгоценный подарок в моих руках. И он более ценен оттого,что это и есть для них кусочек счастья,красивый,глаз не оторвать.Драгоценный подарок не только себе,но родному человеку,завёрнутое в бумагу чудо с символикой столичного магазина!
А ныне сами москвичи всё покупают себе за пределами Садового кольца,а то и далее,на вьетнамских и турецких рынках,на более дешёвых «толкучках» и базарах, покупают низкосортный однообразно-серый невыразительный «челночный» товар.Вот потому-то они так однообразно и скудно одеты,безвкусно и серо,хотя и пытаются сохранить столичный лоск и имидж всевозможными ухищрениями.Однако нищета всё наглее стучится в двери столицы.И вот я вижу,к примеру,в столичном метро как в какой-нибудь затёртой и грязной электричке,молоденькая мамаша,а порой и папаша с грудным ребёнком на руках,просят милостыню на «Прожитие!». И здесь,оказывается, тоже «выживание»? В столице!Или вижу тут же среди неописуемой красоты подземного чуда,стоит женщина с табличкой на груди:«Я в тупике!Помогите!». И я совсем не удивлюсь,если услышу где-то рядом гармошку и жалобный детский голос:«Позабыт я, позаброшен…»,ибо звучание тромбона я уже слышал в переходах между станциями метро,здесь обосновался уличный музыкант.
«Лужковским чудом» называют ныне Манежную площадь и многоэтажные магазины под ней.Действительно,ничего не скажешь – и тут красиво,новая достопримечательность столицы!Красивый сквер над этим чудом:с зеленью и уютными лавочками,фонарями и брызгами фонтанов. А со стороны Кремля бежит вскрытая,ранее упрятанная под землю,река.Красиво она переливается через искусственные гранитные пороги,из одного арыка в другой,мимо сказочных скульптурных групп журавлей и лисиц, медведей и волков,к вздыбившимся коням.Всё вокруг в мареве брызг огромного фонтана!В жаркий день здесь просто чудесно.
Но тут чуть не встал на дыбы и я,когда увидел цены в расположенных на этой чудо площади экстрамодных забегаловках-харчевнях.Сотню выбросишь – и лишь на один зубок! Вот потому-то многие предпочитают утолить голод «хот-догами»,то есть, собачьей едой,пирожком с сосиской,политой сверху горчицей с кетчупом или майонезом. Цена ему – восемь рублей! А если вместо сосиски сарделька,то уж восемнадцать!Вот видим,как какой-то паренёк взял это собачий бутерброд,да ещё стакан кваса за четыре рубля с полтиной,так более десяти рублей и выложил,а съел всё за два глотка!И как тут не вспомнить пирожки горячие по пяточку,да квас за три копейки?! А ещё и бутерброд с колбасой за двадцать две копейки!
Более униженным,чем в этом «лужковском» подземелье,я себя никогда не чувствовал. В расположенных здесь магазинах цены просто «огромадные»,а товар – совсем плохонький.И по дешёвке бы не взял.Но всё-таки унизительно при общем обнищании народа видеть там такие цены!И вот на самом дне этого подземелья,в самом нижнем ярусе,вижу до боли знакомое слово:«Столовая»!
Ну,думаю, это тебе не «бистро»,ресторан или там кафе,а родная столовка!Вот где я голод свой утолю!Но не тут-то было.Подхожу к стойке.В меню окрошка – тридцать пять рублей тарелка! А вторых блюд цены ниже тех трёхсот тоже нет.На двоих поесть – так сотни две,три нужно.Вот тебе и столовка!Это тебе не полтинник или рубль за обед,как в советские времена!
Такие же цены и по всей Москве.А в ГУМ,как мне сказали,и не ходи!Побывал я лишь на улице Горького,то есть на Тверском бульваре.Ещё в одном магазине,где всё красиво,двери сами от тепла человеческого открываются.Поглазел я на эти на фонтаны,да ручьи, с водопадами в магазине,на прилавки с товарами и подумал:«Вот эту бы красоту для народа!» В какой-нибудь Дом культуры,а не для того,чтобы унизить простого человека!
Как верно сказано – красота вечна и она спасёт мир!Но не эта магазинная красота, а та,что хранится в «Третьяковке»,в Оружейной палате,в Алмазном фонде,в башнях и стенах Кремля,в станциях метро и улицах старой Москвы.Вот где тепло души, именины сердца.Вот где забываешь обо всём, поддаёшься очарованию красоты, удивляешься мастерству рук человеческих.
Это тебе не торговое чудо витрин!А много ли в музеях и на тех выставках самих москвичей,замученных повседневными заботами «выживания»?Всё больше и больше здесь иногородних,да иностранцев.Но ценят ли ныне сами москвичи то,что хранится в столице,бесценные сокровища искусства и культуры?Ходят ли они сами в «Третьяковку»?      
Возможно,и ходят. Но только во всех поездах метро,при входах и выходах из него, лишь рекламные афиши модного ныне художника Шилова.Его подают как неординарное явление в живописи,как народного художника СССР.Правительство Москвы выделило под музей его картин двухэтажный особняк,имеющий архитектурную и историческую ценность.И этому музею присвоен статус Государственного музея.
Поддавшись рекламе,я тоже посетил его выставку в этом музее.Здесь мне,не столь искушённому в искусстве человеку,показалось,что это художник несколько помпезный,парадный,конъюнктурный,лакировочный,хотя талантливый и большой мастер. Это тебе не лебедей на бумажных ковриках рисовать,он Суриковский художественный институт закончил.Хороший портретист,но уж очень прихорашивает изображаемых персонажей,выписывает детали их одежды и лица,хочет понравиться заказчикам.
И мне было с чем сравнить.С картинами художников,выставленных в храме Христа Спасителя,тех художников,что расписывали этот возрождённый храм.К примеру, монахи и монахини Шилова красиво изображены,но в сравнении с монахом художника Нестеренко они статичны,не столь живы, больше похожи на фотографии.Впрочем,как и другие его персонажи.
И потому внешняя красивость и приукрашенность портретов Юрия Лужкова,Гавриила Попова,Эллы Памфиловой и других личностей у Шилова,мне кажется,являют ненатуральность,откровенную открыточность и чрезмерную глянцевитость изображений,говорят о том,что художник стремится угодить вкусам и самолюбию денежной элиты.Подстроится под вкус элиты,ценящей не только внешнюю похожесть, но более всего нарядность Шилов стремиться преувеличить красоту портретов,в том числе за счёт богатства и красоты изображения нарядов,выписанности одежды, дороговизны рамок их обрамляющих.Чего только стоит,например,атласные и бархатные платья дам,пуговки с дырочками и кружева в костюмах даже мужчин?!Или вырисованные «елочки» в пиджаке Станислава Говорухина?
Вот,именно,здесь,на этой выставке,понимаешь,что есть талантливый,но парадный, придворный художник,цену модности его раскрутки,популярности,подаренному ему под музей-галерею особняка,и каким образом обретается статуса Государственного. Шилов делает то,что ныне пользуется спросом у состоятельных людей и,которые,в полной мере могут оплатить его труды.Мы живём в новой реальности – в рыночной экономике!Вспоминаются слова эстрадного кумира – Богдана Титомира,когда в одном из интервью у него спросили – почему он пишет именно такую музыку:«А что? Пипл же хавает!». Художник производит то,что пользуется спросом!
Точно также и Шилов,правда,для другого уровня потребителей,производит свою продукцию.Он пользуется конъюктурным спросом,у него есть свой круг почитателей. Каждое время рождает своих кумиров.И новорусской буржуазной элите тоже нужно своё искусство,своя культура,картины,литература,музыка,всё это утверждает их господство.
Но искусство нужно не только элите.И очень жаль,что одни художники стремятся поднять культурный уровень народа до вершин настоящего искусства,другие же порой опускаются сами в угоду выгоде до среднего уровня толпы.
После посещения этой выставки поразил меня старый Арбат своей не многолюдностью. Ведь его как-то возвеличили до уровня Монмартра Сегодня здесь художники,где-то на задворках,а во всю ширину улицы,через каждые десять метров,гадалки.Всем желающим гадают по рукам оптом и в розницу!Причём,гадалки,как женского,так и мужского полу.Они пристроились рядом со скульптурами Александра Сергеевича Пушкина и его супруги Натали,у самых дверей светоча культуры – театра имени  Вахтангова,у подножия принцессы Турандот.Здесь на старом Арбате сегодня  совсем запросто может неосторожный зевака попасть в «лохотрон»,то есть,в руки мошенника.
А как это может быть,мне могут так сказать? Подойдёт к вам нежданно этакий симпатичный паренёк,то ли арабской,то ли еврейской наружности,одетый красиво и аккуратно,с «иголочки». Представится менеджером какой-нибудь сверх заумной  экологической фирмы и расспросит вас ненавязчиво о том,где вы живёте,в каком экологически нечистом районе страны и затем сообщит,что его фирма проводит рекламный розыгрыш путёвок, например,для отдыха на Канарах!И для этого мило предложит вам стереть рукой закрытую часть конверта-пригла
шения,где вдруг и,будто бы неожиданно,окажется,именно,ваш выигранный приз,та самая расхваленная им путёвка!И с очень искренней радостью в голосе тот молодой человек поздравит вас с вашим выигрышем.Но это только лишь начало чудес начинающегося «лохотрона».Ведь за призом,то есть путёвкой,нужно идти в офис этой  фирмы!И на сей раз не всё так просто – оказывается,находится тот офис довольно далеко – прямо против Храма Христа Спасителя!
А здесь вас встретят милые и заботливые,также изысканно одетые и чрезвычайно вежливые,но только уже милые девушки.И они,передавая вас друг другу,так распишут тот райский уголок,который вам,якобы,выиграть повезло,что вы и впрямь поверите, что он уготовлен вам судьбой,и более мечтать о чём- либо в жизни вам уже и не надо.Но это лишь в том случае,если вы и дальше примите участие в этом увлекательном розыгрыше призов.
В подкрепление сладости своих слов они покажут вам ещё на мониторе фильм,где снят ваш будущий рай и ещё слаще в уши вам запоют они о его красотах,что вам уже и не стоит быть на Канарах.Ведь и без того вы уже всё познали и насладились в этом раю.Но это в том случае,если вы всё поняли и не оказались лохом.Но понять это довольно трудно,настолько искусно обхождение девиц и виртуозно здесь надувательство.Особенно,когда вам настойчиво,но вежливо напомнят,что за проезд на Канары вы должны фирме уплатить немалые деньги,да ещё за оформление различных документов.И вот только потом спустя какое-то время,вы получите заветную путёвку-приглашение.          
И лохи в нашей стране,как видим,ещё не перевелись,раз эти фирмы живут и свободно процветают,об этом говорят и сокрушительные итоги приватизации,глобальная «ваучеризация» всей страны.Чего стоит только «мавродизация» вкладчиков и другие сногсшибательные проекты!Именно на нас, лохов,нацелены все эти приватизации и лотереи,пирамиды,программы радио и телевидения с Лёней Голубковым,бульварное чтиво – газеты и журналы.И многое, многое другое,что ныне не запрещено,то и разрешено.
Так,что прочь с Арбата,который давно «офонарел» и уже давно стал не столь  реликвией москвичей,не радостью их и печалью,а скорее горем людским! Направляйтесь-ка,люди,лучше на Красную площадь,если Москва ещё – сердце России, то Красная площадь – ещё сердце Москвы!Она и сегодня многолюдна,прекрасен собор Василия Блаженного,великолепны башни Кремля,изящен Исторический музей,здесь – Минин и Пожарский,а в центре её – Мавзолей Владимира Ильича Ленина!
И пусть уже не чеканит шаг к его Мавзолею Почётный Караул,пусть не стоят, застыв,у его входа воины,но тысячи и тысячи людей со всех концов страны устремляют свой взгляд на эту святыню!Они всматриваются в бюсты известных людей нашей страны,что у Кремлёвской стены,в застывшие в камне лица её героев.Это наша гордость,наша история,это наша страна!
Люди фотографируются на фоне Кремля и Мавзолея,где на века начертаны дорогие сердцу слова:«Владимир Ильич Ленин».
А.Бочаров.
1999.               
   


Рецензии